Опасения: цифровое рабство и убытки для банков
Введение цифрового рубля вызывает много вопросов и опасений, как у обычных граждан, так и у бизнеса.
С одной стороны, цифровой рубль позволит Центральному банку и государству в целом создать максимально прозрачную финансовую систему, что позволит бороться с обналичкой, например, и другими незаконными операциями. С другой стороны, объем информации о гражданах, который будет находиться в руках государства, вырастет в разы.
Пока в законе не прописано обязательство для граждан и компаний пользоваться именно цифровым рублем, но все мы знаем, с какой скоростью работает принтер в Государственной думе. На него, например, могут перевести целые сферы экономики. Или ввести запрет на оплату рублем того, что государство не поощряет.
Кроме того, остается открытым вопрос о том, можно ли украсть цифровые рубли. С точки зрения преступников, взломать систему или обмануть при помощи социальной инженерии сейчас порой легче, чем вытащить кошелек из бабушкиной сумки в троллейбусе. Сейчас россияне переводят мошенникам миллиарды безналичных рублей и нет гарантии, что они не будут так делать с новой формой — цифровым рублем. Тем более, что она еще более запутанная и непонятная для большинства граждан.
«Свободные новости» собрали комментарии журналистов и экспертов по поводу внедрения цифрового рубля, опубликованные в разных источниках. Они во многом напоминают сценарии для фильмов-антиутопий.
Дмитрий Дризе, комментатор радио «Коммерсантъ-FM» «В России начинается тестирование цифрового рубля. На первом этапе эксперимент затронет 11 городов, включая Москву.
Между тем, по данным
последнего опроса ВЦИОМ, большинство россиян так и не поняли, зачем им все это нужно. Однако 90 процентов респондентов оценивают новацию позитивно. Так бывает. В целом «за», но пусть сначала сосед на себе испытает, а я послежу, что из этого выйдет. Не всегда народ доверяет прогрессивным начинаниям. В чем же проблема?
Не всегда приятно, когда тебя пытаются осчастливить не то чтобы против воли, а как-то не особо об этом спрашивая. Если бы это только цифрового рубля касалось, а то ведь так часто и в других сферах происходит. Государство с каждым днем норовит тебя все больше и больше контролировать. И особенно, когда это касается твоих финансов. Вот так в один прекрасный день проснешься утром в новой реальности, где каждый шаг твой оцифрован. Но мы не будем сгущать краски, для нас же, для людей власти стараются, чтобы народу российскому удобно было. А всем разъяснять времени не хватит»
Аналитики консалтинговой фирмы «Яков и партнеры» «Внедрение цифрового рубля в России грозит обернуться потерями банков и, напротив, увеличением доходов торговых сетей на несколько десятков миллиардов рублей в год.
По мнению экспертов, цифровой рубль, который разрабатывает Банк России, может занять нишу на рынке внутренних розничных платежей, частично отобрав долю у расчетов банковскими картами. На горизонте трех-пяти лет после успешного пилотирования и полномасштабного внедрения цифрового рубля банки могут терять до 50 миллиардов рублей в год в виде комиссии за обслуживание платежей (эквайринга) и расходов на привлечение пассивов.
Ретейлеры в любом случае выиграют от внедрения цифрового рубля. Торговые сети с новым инструментом смогут экономить на эквайринге и мгновенно получать средства на свои счета, в отличие от карточных расчетов, когда на это может уходить до трех дней. По оценке экспертов, общий выигрыш для торговых сетей может составить не меньше 80 миллиардов рублей в год.
Для потребителей преимущества менее однозначны. Концепция цифрового рубля не предполагает начисления процентов на остаток, которые сейчас предлагают своим клиентам многие банки. Кроме того, скорее всего, потребители лишатся и кешбэка за оплату цифровым рублем — банки не будут выплачивать его в случае падения своихдоходов. У цифрового рубля нет очевидных преимуществ с точки зрения удобства повседневного использования, а международный опыт показывает, что снижение стоимости эквайринга не приводит к снижению цен или замедлению их роста — только к увеличению прибыли ретейлеров».
Александр Горбунов, автор Telegram-канала «Сталин Гулаг» «Сегодня знаковый день: вступил в силу закон о цифровом рубле. Сейчас его, конечно, пару лет обкатают, а потом мы уверенно въедем в настоящее цифровое рабство. Пенсионерам и бюджетникам будут выплачивать только в цифре, кредиты и все операции с движимым и недвижимым имуществом обяжут проводить в цифре, и вы даже не заметите, как через пять лет из активов у вас не останется ничего, кроме цифры.
Коротко, это не только про тотальный контроль над всеми нашими транзакциями, но и любые самые безумные ограничения, которые только можно ввести одной кнопкой: например, стукнет кому-то в голову запретить покупать вам молоко, и все, пейте кефир. Причем обоснуют запрет очень просто: вы что-то не то написали в соцсетях; на вас пожаловались соседи; вы нарушили ПДД; специальная комиссия благонадежных граждан посчитала вас неблагонадежным. Вы скажете: «Да ну, это совсем абсурд». А вспомните, как еще пару лет назад вы просили разрешения выйти из дома и получали штрафы, если выходили без команды. Без укола вас не пускали в самолет, а без повязки на лице вы не могли купить кефир».
Сергей Марков, политолог, ведущий Telegram-канала «Логика Маркова» «Бунт банкиров», так называют обращение Ассоциации российских банков к Центробанку, где они просят объяснить, как будет функционировать цифровой рубль, и как будет работать его инфраструктура. Потому что не понятно.
Я объясняю банкирам и вам, читатели.
1. Сначала цифровой рубль ничем не будет отличаться от безналичного.
2. Потом появятся окрашенные цифровые рубли. То есть те, которые можно потратить только на что-то. Например, только на продовольствие можно будет потратить дотации бедным.
3. Потом появятся временные цифровые рубли, они будут возвращаться автоматически в бюджет, если не потрачены. Это будут, например, бюджетные деньги.
4. Свобода перевода будет ограничена. Как сейчас обналичивание уже частично преступление, так и в будущем перевод цифрового рубля в безналичный будет частично преступление.
5. Цифровые рубли будет очень легко отобрать.
6. Вот это будет точно. А потом еще что-то придумают. Главное - считается, что с цифровыми валютами бизнес и граждане будут под плотным контролем государства.
7. Поэтому те, кто боится, говорят, что это будет «цифровой концлагерь».
8. А оптимисты говорят, что это будет новый прекрасный прозрачный мир.
Евгений Коган, инвестиционный банкир Не почувствуем [введение цифрового рубля] первоначально никак. Самое интересное начнется, как мы понимаем, далее. После 26-27 годов. Государство получает абсолютно конкретный механизм контроля и учета, по сути своей, всей нашей финансово-хозяйственной жизни. Каждый будет как на ладони.
А это значит, что через 2-3 года цифровой рубль все более и более активно начнет внедряться в нашу жизнь. Причем со всех сторон. Даже не сомневайтесь.
Первоначально, как не раз уже говорили представители ЦБ, участие во всем этом мероприятии будет исключительно добровольным.
«Хотят — пользуются, не хотят — не пользуются», — как говорила не раз и не два глава ЦБ.
А вот далее (опять же через несколько лет) — тут я полагаю, что все, разумеется, останется добровольным. Но просто (естественно, по просьбам трудящихся) какие-то транзакции и операции нельзя будет осуществить иначе, чем в цифровом рубле.
— Возможно, уплата налогов.
— А может быть, получение пенсий и пособий.
Пока мы можем лишь догадываться. Но это будет.
Говорили, кстати, уже об этом на днях.
Ну, а теперь: что делать в данной ситуации нам всем грешным?
Можно вообще ничего не делать и пару лет изображать, что ничего не случилось. За это время столько всего еще произойдет… даже представить сложно. Попробовать завести такой цифровой кошелек и ради любопытства осуществить какие-то транзакции.
Ну, а можно, и я бы крайне рекомендовал это сделать, наряду со вторым пунктом, сесть и хорошенько подумать, прежде всего, не о том, что «начинается эпоха цифрового концлагеря» (честно говоря, уже надоело об этом читать: рыдай на эту тему, не рыдай, толку — ноль), а о тех возможностях, что могут открыться.
Я так думаю, что финансовую систему, к которой мы с вами уже привыкли, лет через пять (возможно, и значительно раньше) будет НЕ УЗНАТЬ. Кардинально изменится и роль банков в новых условиях. Для них все происходящее — это реальный вызов.
Ничего, справятся. Более того, найдут десятки новых способов и вариантов для заработка. Почему- то за банкиров я сильно не переживаю. Интересно другое — каким образом в дальнейшем (через год-другой) потребителей будут убеждать все более и более переходить в своих платежах на ЦР? Методом пряничка? Не наши это методы. Увы».