Маркетплейсы. Значительный подъем онлайн-торговли спровоцировал массовый приток мошенников
История вопроса
Когда-то в далекие 90-е про слово «маркетплейс» никто не слышал. Были какие-то онлайн-магазины, к которым большинство «граждан интернетовцев» относилось с опаской.
Маркетплейс, по сути, тот же интернет-магазин. Только он не занимается прямой продажей, а выступает посредником между продавцом и покупателем. С точки зрения покупателя — это большая витрина, где мы выбираем товары, ориентируясь на их цену, описание, отзывы и прочие важные для нас факторы. В последнюю очередь нас волнует, из какого города к нам его привезут, потому что заказ мы получаем возле своего дома.
Первым отечественным маркетплейсом считается Ozon, который появился в 1998 году. «Озон» начал открывать свои пункты выдачи заказов, доставка туда стоила недорого, и плату за нее перекрывала выгода — цена покупки была сильно дешевле, чем в обычных магазинах. Также покупателям было понятно, куда обращаться с претензиями — пункт выдачи всегда принимал товар для возврата и помогал заполнить нужные документы.
Кроме удобства для покупателей, маркетплейсы дали новые возможности и предпринимателям — продавать свои товары везде, куда доходит интернет. И при этом малый бизнес избавлен от всей мороки с логистикой.
Вскоре появились и другие универсальные площадки, а потом и порталы для продажи узких групп товаров — одежда, автозапчасти, еда и т. д. Сейчас в пятерку наиболее популярных универсальные маркетплейсов входят Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет, Мегамаркет (потерявший в августе приставку «Сбер») и KazanExpress.
Резкий скачок популярности онлайн-покупок случился в 2020 году благодаря пандемии, когда обычные магазины не работали из-за ограничений. Купить же товар в интернете с доставкой до квартиры было легко. Количество покупателей увеличилось в разы, выросли прибыли не только у владельцев площадок, но и у продавцов. Этим и воспользовались недобросовестные предприниматели.
Некачественные товары
Безнаказанно обманывать покупателей на маркетплейсах можно ограниченным количеством способов, потому что площадка следит за жалобами на поставщиков. Явный обман без внимания не останется и приведет к разрыву контракта. За мелкие же нарушения типа «случайной» пересортицы предпринимателей не накажут — деньги вам вернут, но продавец продолжит свою работу. Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег, но использовал только десять их них. Здесь примерно та же ситуация. Наиболее массовым способом обмана стала торговля дешевыми некачественными подделками популярных брендов.
Эта схема работает по простой причине — отдельные покупатели не в силах побороть систему. Чтобы доказать, что купленный за 300-500 рублей товар — подделка, нужно проводить дорогостоящую экспертизу — не каждый готов потратиться, потому что такие расходы можно будет вернуть только через суд.
Возвратить товар как некачественный — можно, но при определенных условиях. Например, если вы вскрыли упаковку дома, а там совсем не то, что было на фото в магазине. Как вы докажете при возврате, что это не вы подменили товар, а вам прислали не то, что вы заказали? Такая предосторожность возникла не на пустом месте. Среди покупателей есть те, кто «зарабатывает» на подмене возврата.
Если вам повезет, маркетплейс примет у вас товар и вернет вам деньги. В итоге вы не будете покупать у этого продавца, но купит кто-то другой. А чтобы площадка разорвала контракт с магазином, вам придется постараться. Но и это кардинально не изменит сложившуюся ситуацию. Некоторые деятели продают контрафакт сразу через несколько магазинов на одном маркетплейсе. Если вы добьетесь закрытия одного, остальные никуда не денутся. А на смену закрытому магазину открывается новый, оформленный на другое лицо, но с прежним владельцем.
Отдельная проблема — информация о продавце. Некоторые площадки дают ОГРН продавца, но, к примеру, Wildberries показывает только название юрлица или фамилию ИП. При том, что эти названия не уникальные в РФ, самостоятельно вы никогда не найдете владельца магазина. А популярный китайский маркетплейс Alliexpress (с недавнего времени там разрешили торговать и россиянам) вообще не следит за достоверностью данных, которые им продавцы сообщают при заключении договора. Может оказаться так, что в качестве поставщика товара значится давно ликвидированная организация или несуществующий предприниматель. В этом случае вам придется судиться уже с маркетплейсом, а не с продавцом.
Продажа товаров сетевых брендов
Еще проблема — продажа товаров, для которых изначально ограничены способы распространения.
Некоторые сети позиционируют свою продукцию как «элитную», другие наоборот заявляют о своей доступности широким слоям. Главное, что их объединяет, правило для представителей — использовать самим продукцию сети, а не только продавать ее. По этой причине для тех, кто рассматривает сетевой маркетинг как способ заработка, есть минимальные пороги личных трат, при невыполнении которых представитель не может получать доход. Многие сети прописывают в своих документах еще и ограничения на способы продвижения продукции — запрет торговли в любых розничных магазинах без личного присутствия представителя. Тут и возникают некоторые трудности с покупкой таких товаров, если они вам вдруг срочно понадобились.
Площадке, по большому счету, все равно, чем торгует на ней магазин, если эта продукция разрешена действующим законодательством и на нее имеются необходимые сертификаты. На этом недобросовестные предприниматели могут получать сверхприбыль.
Как это происходит. Вы узнали название чудодейственного крема или какого-то «инновационного корейского бренда», вбиваете его в поиск… В самом верху списка результатов поиска будут ссылки на популярные маркетплейсы. В этом ничего удивительного нет, потому что попадание в топ по коммерческим запросам — это не случайность, а результат работы над продвижением сайта. Маркетплейсы занимаются поисковым продвижением и постоянно тратят на это огромные деньги. Сетевые структуры же экономят на любой мелочи, перекладывая продвижение продукции на частных представителей, поэтому в SEO не вкладываются.
А теперь вспомните себя или своих знакомых. Не каждый будет листать длиннющий список в поисках официального сайта, если в верхних строчках на выбор 3-4 проверенных вами сайта предлагают прямо сейчас купить этот товар с доставкой.
Но штука в том, что официальный сайт обязательно есть в результатах. И чтобы купить там товар, необязательно вступать в эту сеть. На сайтах, кроме прайсов и лозунгов, есть адреса пунктов в вашем городе, где можно купить продукцию по «сетевой» цене. И она будет в некоторых случаях в 2-3, а то и в пять раз меньше той, что вы увидели на условном «озоне». Если вам эта продукция действительно нужна, можно воспользоваться такими пунктами продаж.
Если предприниматель торгует продукцией, предназначенной для сетевых структур в обход правил, подписанных им же самим при вступлении в сеть, вряд ли он будет добросовестен в других моментах. И дело не только в сильно завышенной цене. Тут может быть и отправка товара в испорченной упаковке, и с нарушением срока годности.
Как зарабатывают на отзывах
Еще одна проблема — сложившийся сейчас отдельный рынок труда, обслуживающий серые технологии. Появились разного рода субъекты, которые не только учат работе на маркетплейсах, но и предлагают помощь в повышении рейтинга товара. А при завышенных ценах либо некачественной продукции набрать баллы магазин может только недобросовестными способами.
Если забить в поисковик «заработок на отзывах», без труда можно найти массу предложений, где вам предложат за небольшую плату изображать из себя онлайн-покупателей, заказывать товар и хвалить его на «пять звезд». Нанятых «ботов» просят купить определенный товар, оставить на него «правильный» отзыв, после чего заказчик забирает покупку, компенсирует ее стоимость и оплачивает работу. Происходит это все минуя сервисы маркетплейсов, поэтому с их стороны выглядит вполне как реальная покупка.
По этой причине не стоит ориентироваться только на положительные отзывы. Отсортируйте их по дате, почитайте негативные комментарии. И если вы видите, что «пятизвездочные» отзывы появляются массово в один день, то скорее всего за них заплатили. Если есть возможность, посмотрите, что еще хвалил человек, который поставил «пять» выбранному вами товару. Вполне может быть, что он за один день мог оставить отзывы сразу пяти разным бритвам, что каждая из них бреет чисто, как никакая другая. Логично предположить, что обычный человек за один день не будет вскрывать пять разных бритв, чтобы проверить как они все работают. Даже если он столько заказал.