В ряде регионов инвалиды стали жаловаться на задержки выплат на коляски и ходунки
Общественные организации и люди с инвалидностью в ряде субъетов России стали жаловаться на задержки в несколько месяцев поступления денег на электронные сертификаты, необходимые для покупки технических средств реабилитации. Также, по их словам, задерживают выплаты компенсаций за самостоятельно приобретенные средства реабилитации. Об этом сообщает сегодня, 21 августа, РБК со ссылкой на общественников.
«Проблема масштабная. Повально идут жалобы из всех регионов без исключения. И с компенсациями, и с электронными сертификатами — общая проблема для всей России», — сказала председатель совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Елена Клочко. По её словам, трудности с выплатами начались в прошлом году. В этом году выплаты задерживали с февраля по июнь, после чего средства все же поступили в регионы.
Всероссийскому обществу инвалидов также пожаловались на задержки выплат. Всем обратившимся порекомендовали обращаться с жалобами в центральный аппарат соцфонда и прокуратуру по месту жительства.
Агентство напомнило, что в марте этого года Минтруд сократил сроки рассмотрения заявлений о выплате компенсаций и направления денег инвалидам за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации. Решение о выплате должно быть принято в течение 15, а не 30 дней, как было ранее. Выплата компенсации должна быть направлена человеку не позднее пяти рабочих дней с момента принятия решения, раньше на это отводился месяц.
В отделении социального фонда в Хабаровском крае в ответ на запрос одной из обратившихся сообщили, что на момент принятия решения о формировании электронного сертификата по её заявке «лимиты на обеспечение ТСР с использованием электронного сертификата отделением были освоены в полном объеме».
На проблему обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации за счет бюджетных средств в начале августа обратила внимание Генпрокуратура. Особое внимание в ходе проверок будет обращено на льготное предоставление технических средств реабилитации детям, а также на соблюдение права инвалидов на приобретение таких товаров с использованием электронного сертификата, отмечает надзорное ведомство. Ранее «Известия» писали, что Генпрокуратура в 2021–2023 годах выявила нарушения прав инвалидов примерно в 20 регионах. В частности, граждане не могли получить в срок положенные им по закону лекарства и средства реабилитации, аукционы на которые должны объявлять региональные власти.
«Цель электронного сертификата была в упрощении для человека процесса получения ТСР. Он предполагает возможность использования электронного каталога, единого для всей страны. И все это с использованием федеральных финансовых средств, которые должны поступать на электронные сертификаты», — говорит Клочко.
По её словам, в теории это «хороший механизм», который, однако, «не работает, потому что привязан к привычной системе — ценам предыдущих контрактов». Получается, что федеральные средства, которые должны расходоваться на наполнение электронного сертификата, «варьируются кратно, в несколько раз, в зависимости от региона», отмечает руководитель ВОРДИ. В организации проверяли, сколько стоит определенная модель инвалидной коляски в разных частях страны. Например, во Владивостоке и Севастополе коляска стоила 52 тысяч рублей, в Астрахани — 95 тысяч, в Подмосковье — 120 тысяч.
Чтобы получить «хорошую цену» электронного сертификата, человеку нужно обладать немалой компетенцией и в ожидании достойного контракта отлавливать ее в системе закупок, чтобы зафиксировать в электронном сертификате, поясняет она.
«Зачем эта история, когда речь идет о федеральных деньгах? Почему эта коляска не стоит одинаково на всей территории России с поправкой на логистику?» — недоумевает общественница.
По словам Клочко, электронный сертификат на ряд средств реабилитации действителен три месяца, после чего сгорает. В результате, если средств для его наполнения в региональном отделении СФР нет длительный период, происходят отмены сертификатов. «Таким образом, мы видим, что грандиозная задумка по выводу механизма на цифровой уровень с целью упрощения для людей оказалась несостоятельной в связи с использованием предыдущих методов регулирования закупок», — резюмирует Клочко.