РБК: С начала года в Москве арестовали рекордное число человек по делам о госизмене
РБК проанализировал статистику московских судов и выяснил, что с начала того года в столице арестованы 15 человек, обвиняющиеся по статье 275 УК РФ о государственной измене.
«Это больше, чем за весь 2022 год, когда в столице по обвинению в госизмене в СИЗО поместили 13 человек, — отмечает издание. — В 2021 году мера пресечения в виде ареста по статье 275 УК была избрана в отношении десяти человек, в 2020-м — шести, а в 2019-м — 11. Таким образом, число арестованных в 2023 году является рекордным как минимум за последние пять лет».
Большинство московских процессов по делам о госизмене суды объявляют закрытыми, об их фигурантах ничего не известно.
Весной этого года президент РФ Владимир Путин подписал закон, ужесточающий наказание за госизмену вплоть до пожизненного заключения. Прошлым летом в стране приняли закон, расширяющий понятие государственной измены. В частности, под это определение попали «действия, связанные с переходом на сторону противника в условиях вооруженного конфликта или военных действий» против РФ.
«С 2022 года ФСБ опубликовала 26 сообщений о задержании подозреваемых в совершении госизмены, в четырех из них речь шла о задержании сразу двух и более фигурантов. Большая часть таких сообщений (18) пришлась на 2023 год. Практически все уголовные дела по госизмене из сообщений ФСБ были возбуждены из-за действий в пользу Украины. Как минимум восемь дел касались перевода денег ВСУ», — пишет РБК.
Адвокат Андрей Князев рассказал журналистам, что в последнее время уголовные дела о госизмене стали чаще рассматриваться в регионах, так как число таких дел выросло за счет расширения статьи.
«Измена измене рознь. Уровень расследования перечисления денег ВСУ и передачи секретных данных кадровым военным будет отличаться, как и требуемый уровень компетенции следователя. Это не требует ознакомления с секретными документами, документами особой важности, чем занимаются в центральном аппарате — нет нужды привозить подозреваемых в Москву. Поэтому дела остаются в регионе», — объяснил он, добавив, что к ответственности по этой статье могут быть привлечены и граждане, не имевшие доступ к секретной информации.