Почему Владимир — это Василий, и причем тут вообще церковь. На российско-африканском форуме патриарх Кирилл назвал президента России Владимиром Васильевичем

Оценить
Почему Владимир — это Василий, и причем тут вообще церковь. На российско-африканском форуме патриарх Кирилл назвал президента России Владимиром Васильевичем
Памятник крестителю Руси князю Владимиру в Москве. Фото Анатолий Леонтьев
Недавно на российско-африканском форуме произошел казус — выступавший там с речью патриарх Кирилл назвал президента России Владимиром Васильевичем. Вы подумаете, что это чудовищная ошибка. Да, ошибка, но простительная для церковного сановника.

Дело в том, что произошла эта путаница в четверг 27 июля, а 28 июля — День крещения Руси. То есть накануне великого праздника, к которому российский патриарх, скорее всего, активно готовился, сочинял речь и все такое. Поэтому неудивительно, что Владимир стал Васильевичем. Ведь крестил Русь, как нам хорошо известно, князь Владимир, который к тому моменту был не просто Владимир, но и Василий. А наш президент — правитель православной Руси, наследник князя Владимира, то есть Василия. А значит, Владимирович он не только по отчеству, но и по должности. А если по должности, то не только Владимирович, но и Васильевич.

Вы, наверное, уже думаете, что автор сошел с ума и пытается вам тоже мозги свихнуть. Не переживайте, сейчас мы с вами всё распутаем. Только читайте внимательно (можете даже конспектировать). Потому что история — штука сложная, а вкупе с царственной генеалогией — вообще темный лес. Но раз подвернулся такой повод вспомнить нашу историю, то давайте не будем от него отказываться. Только просим не судить строго автора за довольно вольную трактовку исторических и прочих событий.

Древнерусские традиции

Если копнуть чуть глубже средних веков, то окажется, что вплоть до Александра Невского все русские князья по тем именам, под которыми мы их знаем, существовали только для своего народа.

Итак, Александра, который сейчас зовется Невский, в мае то ли 1221, то ли 1220 года родил Ярослав (по батюшке Всеволодович). А этот самый Всеволод Юрьевич, который дед нашему Саше, был прозван народом «Большое Гнездо» за свое большое потомство (12 детей, из которых восемь — сыновья), в свою очередь родился в 1154 году, как вы догадались, неким дядькой по имени Юрий. Причем Юра был не какой-то, а самый настоящий князь по прозвищу Долгорукий. Этими же самыми своими руками на 7 лет раньше Севы Юра родил целую Москву. По отчеству он был Владимирович. Из чего следует, что его папа был, разумеется, Владимиром. И тоже не простым из какой-нибудь питерской подворотни, а самых что ни на есть княжеских кровей. Да еще и с прозвищем Мономах.

С Мономахом несколько лет назад вышел отдельный казус. Из-за шапки Мономаха. Которую надели на памятник прадеду этого Володи, который тоже был Володя. Да и установка памятника связана как минимум еще с двумя носителями этого имени. Один из них — российский президент Владимир, второй — его отец, без которого этого Владимира бы не родилось… Но вернемся к нашим баранам, то есть князьям. Осталось немного совсем.

Владимир Всеволодович Мономах был сыном Всеволода Ярославича (тот самый, кто первый среди киевских князей стал использовать добавочку к своему титулу — «всея Руси») и соответственно, внуком Ярослава. Но опять не простого, а Мудрого. Того самого, при котором появился первый русский свод законов «Русская правда». А вот уже этот Ярослав был сыном Владимира Святославича, он же Красно Солнышко, он же Креститель Руси. Он же немного придурковатый трусливый князь в отечественном мультсериале про богатырей.

Князь Киевский. Кадр из мультфильма
Князь Киевский. Кадр из мультфильма

В итоге получается, что Саня был пра-пра-пра-пра-правнуком крестителя Руси. И еще одна примечательная вещь. Его великий пращур крестился сам и покрестил Русь, если верить летописям за 230 лет до рождения Александра.

С тех давних пор у русских князей появилась традиция заводить для Бога другое (нерусское) имя, которое редко где-то озвучивается, и вообще на нем обычно внимание никак не акцентируется. То есть имена при рождении и при крещении в те времена не смешивались и жили своей жизнью.

Получается, что Русью правили следующие предки Александра Невского:

Василий (Владимир) — Красное Солнышко

Георгий Васильевич (Ярослав) — Мудрый

Андрей Георгиевич (Всеволод Ярославич) — первый князь всея Руси

Василий Андреевич (Владимир) — Мономах

Георгий Васильевич (Юрий) — Долгорукий

Дмитрий Георгиевич (Всеволод) — Большое Гнездо

И его сын Федор Дмитриевич (Ярослав)

А Александр, значит, был не Ярославич, а Федорович.

Если вы еще не окончательно запутались, то у меня для вас есть еще одна новость. Кроме «церковных» и «народных» имен у князей были еще домашние имена, о которых простому люду знать было вообще не положено. А раз автор текста и большинство читателей к русской знати не имеют никакого отношения, то эти царские домашние имена нам ни к чему.

«Откуда есть пошли» двойные имена

Давайте подробнее остановимся на известных двойных именах князей. После крещения Руси появилась у нас традиция крестить детей и людей постарше. А крестить, то есть называть, можно только теми именами, которые Богу уже известны.

Человек может внезапно стать христианином уже в сознательном возрасте без помощи и желания родителей. В церкви его крестят и дают ему христианское имя. Но от своего старого имени человек тоже не отказывается, потому что все уже к нему привыкли. И уже после воцерковленния он начинает творить что-то богоугодное. Да так, что его зачисляют в святые или мученики. Но записывают его туда не под известным Богу именем, а под тем, которым назвали родители. Тогда и складывается паззл для составителей святцев: «А-а! Владимир — это тот, который Василий. Но не тот Василий, а другой с Днепра. Круто, чуваки, что вы его первое имя не забыли. Давайте это имя тоже богоугодным сделаем, мужик заслужил верой и правдой».

Поход Владимира Святославича против печенегов. Радзивиловская летопись
Поход Владимира Святославича против печенегов. Радзивиловская летопись

Тут понятная ситуация. Человек родился у невоцерковленных родителей, поэтому его не называли христианским именем. Но что же с князьями?

Святой Владимир Красное Солнышко сначала сам крестился в Византии и стал Василием, а потом крестил Русь и свою семью. И все его потомки уже стали христианами, но продолжали называть детей своими русскими именами сразу при рождении. А спустя время крестили в «греческую веру» под совершенно другим именем. Более-менее повезло тем, кого называли Юрием. Потому что Георгий на древнеславянском (если верить нашим ученым) выговорить было очень сложно, поэтому придумали несколько сокращений — Егор и Юрий.

Монгольское нашествие

Если вы подумали, что Александр Невский положил конец этой традиции, то вы правы и не правы. Вот вам один бесполезный факт из его биографии. Умер он уже не Александром, а под именем Алексий. Если вам интересно, почему так случилось, читайте дальше.

Будущий князь родился, скорее всего, в мае 1221 года в Переславле-Залесском (сейчас это Ярославская область). На тот момент с Новгородом его связывало то, что за 5 лет до его рождения, князем Новгородским успел побывать его папа — Ярослав Всеволодович (как вы помните, он же — Федор Дмитриевич). В 7-летнем возрасте уже Александр стал Новгородским князем, но не один, а вместе с братом Федором. «Правил» он там недолго — меньше года. Не то, чтобы действительно правил, просто жил в Новгороде, пока отец на войну ходил. В 1230 году Ярослава (который Федор) снова позвали княжить в Новгород. Тот, побыв на месте несколько недель, опять оставил вместо себя детей — Сашу с Федей, — а сам поехал по более важным делам. Ему нужно было завоевывать Киев и Владимир. Бывал он в Новгороде не часто, наездами. А в 1236 году сел править сначала в Киеве, а потом и во Владимире. Ему стало совсем не до новгородцев. С этого момента начинается самостоятельное правление Александра в Новгороде (брат его Федор к тому времени уже скончался). Продолжилось это правление 16 лет с небольшим перерывом в несколько месяцев. Причиной перерыва стала новгородская демократия.

Времена были тогда неспокойные. С Прибалтики и Скандинавии были постоянные попытки устроить крестовый поход на Русь и перевести русичей в католичество. В 1232 году один крестовый поход разгромил Ярослав (который Федор, но не тот, который брат, а тот, который отец). В 1237 году началось монгольское нашествие на Русь, но новгородцы в этих битвах никак не участвовали — не до этого им было. Потому что в то же время Папа Римский объявил второй крестовый поход в Финляндию, а это означало захват, кроме Прибалтики и Скандинавии еще и немного русских княжеств — Пскова и Новгорода. В феврале отряды монголов дошли юго-восточных границ новгородских земель и после 12-дневной осады взяли Торжок. Но севернее орда не пошла. Почему — науке неизвестно (может, им там просто было холодно). Поэтому Новгород так и остался не захваченным.

Надо заметить, что в это время как раз шел так называемый первый поход на Русь, который начался осенью 1237 года. Тогда были разорены Рязанские земли, Москва, Коломна, а зимой монголы вторглись во Владимиро-Суздальское княжество. Владимиром правил родной дядя Александра — Юрий (он же по документам Георгий) Всеволодович (то есть Дмитриевич). Киевом командовал Ярослав Всеволодович (он же Федор Дмитриевич). Но к этому времени Киев уже не был стольным градом. Примерно за 60-70 лет до описываемых событий двоюродный дед Невского — владимирский князь Андрей, прозванный Боголюбским, — возглавил поход на Киев, разорил его, забрал себе великокняжеский титул и фактически перенес столицу Руси во Владимир. Но это совсем другая история.

Александр становится Невским

Возвращаемся к монголам, которые совсем не христиане, но это не точно. Жгли они и разоряли землю русскую. Где дотла, а где еще хуже. А Владимирский князь Юрий ждал помощи от родни своей — из Киева да из Новгорода. Но не дождался. За февраль орда Батыя знатно потрепала Владимиро-Суздальское княжество. Юрий и его сыновья погибли. И много еще удельных князей полегло. И вот после этого, чуть севернее монголы подошли к Торжку и взяли его. Немного побродили в новгородских землях, вернулись на юг и ушли в свои степи. Так закончилась первая волна монгольских набегов.

Не знаю, насколько можно верить вообще первым русским историкам и Василию Татищеву, в частности. Но есть такая версия, что все превосходство монгольской орды было в их численности, мобильности и в китайских достижениях военной техники. Из китайских достижений была осадная техника, которая метала тяжелющие камни дальше, чем летят стрелы. Лучники не могли помешать неприятелю обслуживать эту технику. Мобильность была за счет слабой защиты и легких кольчуг. Монголы были слабее защищены, но быстрее перемещались. И гибло их больше, чем более защищенных русских дружинников. Но после захвата города за счет большего числа монголы брали в плен все мужское население, вооружали, сажали на коней, и эти пленные становились частью орды — шли захватывать следующие города. Так говорят первые историки, а последующие не особо опровергают.

Есть еще одна примечательная вещь. Монголы воевали в основном осенью-зимой, побеждали за счет большого количества людей. Несмотря на отставание в развитии вооружения могли просто закидать врага своими собственными трупами. Что-то мне это напоминает из более поздней истории войн, где такая тактика применялась не раз.

А что же Невский? А на тот момент ему было всего 17 лет. Что он мог противопоставить монгольским отрядам, учитывая новгородскую демократию? Его в любой момент могли погнать из князей, если сделает что-то без одобрения новгородцев. Тем более монголы особо в Новгород не стремились, а литовцы, тевтонцы и шведы представляли реальную угрозу. Надо было заниматься ими. Тут и Невская битва случилась. И то самое Ледовое побоище, к которому прилепилась фраза «кто к нам с мечом пожалует, от меча и погибнет». Вся неуместность этой писательской выдумки состоит в том, что в это самое время южнее Новгорода русские города уничтожались один за одним.

Кадр из фильма «Александр Невский» (1938 г.)
Кадр из фильма «Александр Невский» (1938 г.)

Но монголов отношения Руси с крестоносцами мало волновали. Они захватили большую часть русских княжеств. И с этого времени должность князя должна была подтверждаться в Орде. После гибели Юрия его брат Ярослав (он же Федор — отец Невского), занявший великокняжеский стол, практически подчинился монгольским ханам, не оказывал им сопротивления в разорении Руси и неоднократно ездил в Орду за подтверждением своих великокняжеских полномочий. Где в итоге и был вроде как отравлен, но это не точно.

А Александр в это время занимался решением сложных проблем. Ему нужно было укрепить личную власть и не дать захватить Новгород различным охотникам до чужого добра. А их было немало. В первую очередь, это ближайшие соседи — Псковские князья и литовцы. Кроме них, еще прибавились разного рода католические ордена крестоносцев, меченосцев, тевтонцев, ливонцев и т. д. и т. п. А еще шведы с финнами. Кстати, по одной (самой распространённой) версии за дерзкую победу над шведами на Неве в 1240 году Александр как раз и получил свое прозвище — Невский.

Два имени Александра Невского

Времена были такие, что все воевали со всеми. Периодически брали в союзники себе одних соседей, нападали на других, потом заключали союз с другими соседями и нападали на тех, с кем недавно дружили. Этим же занимались и новгородцы во главе с Александром. Он повоевал за Псков с немцами, потом с ними же устроил Ледовое побоище, через пару лет выгнал литовцев из Торжка. А потом на несколько лет Александр исчез с театра военных действий, потому что поехал сначала в Орду к Батыю, а следом — в Монголию к Великому хану в Каракорум. И пока он с братом Андреем путешествовал по Евразии, их родственники немного поубивали друг друга в борьбе за русские княжества.

По итогам поездки Александр Невский получил от хана право на Киев и всю русскую землю. А через пару лет в Монголии поменялся хан, и Александр снова поехал в длительное путешествие. В это же время ордынское войско напало на Владимир, где княжил младший брат Александра Андрей. К Андрею на помощь из Твери пришел еще один брат — Ярослав. Но монголо-татары их все равно разбили. Андрей спасся бегством в Швецию, а Ярослав дальше Пскова не поехал. Через некоторое время Ярослав помирился с Ордой, до такой степени, что после смерти Александра занял его место. Андрей тоже помирился с ордынскими ханами и получил удел в Суздале. Этот ордынский рейд во Владимир, совпавший по времени с отъездом Александра в Орду, некоторые историки связывают воедино и винят Александра в его организации. Тем более, что после изгнания Андрея Великое княжество Владимирское ханы передали Александру. Но доказательств этому никаких нет.

Только Александр утряс свои дела на востоке, как с запада опять начались набеги. То литовцы нападут, то тевтонцы чего-то баламутят, то шведы с финнами на прочность щупают. То опять литовцы на Смоленщине вторжения устраивают. А потом вообще беда — сын Александра Василий в Новгороде начал монгольскую перепись волокитить. Пришлось сына сослать в Суздаль, а его помощников и советников наказать телесно.

И опять на восточном направлении стало тихо, а на западном пришлось повоевать сначала с литовцами, а потом с ними же в союзе против ливонцев. А в промежутках надо было не мешать ордынским войскам нападать на поляков и тех же литовцев.

И тут, как гром среди ясного неба, сразу в нескольких русских городах, в том числе и во Владимире вспыхивают антиордынские восстания. Александр едет в Орду, чтобы заняться дипломатией и не потерять престол. И опять поездка оказывается не на один месяц — почти год путешествовал Александр и уговаривал хана не гневаться. Потом сильно заболел и поехал домой. И где-то по пути испустил дух. Но не сразу. Прямо перед смертью он успел принять монашество под именем Алексий. Вот и вся история Александра.

Собор Александра Невского в Нижнем Новгороде
Собор Александра Невского в Нижнем Новгороде. Фото Анатолий Леонтьев

Святой или не очень?

Уже после смерти великого князя начались споры о его роли в русской истории. Официальная версия, поддерживаемая православной церковью, — Александр герой, защитник земли русской и вообще святой человек. Если бы не он, монголы всех бы перебили. Или ливонцы. Неважно кто, главное, что кто-нибудь перебил бы. А так как русские великие князья в основном дружили с Ордой, то по официальной точке зрения на историю, уничтожить Русь хотел коллективный Запад.

По этой трактовке ни капельки не христианское нашествие на Русь, сметавшее все на своем пути (в народе осталась память в виде поговорок «Как Мамай прошел»), сжигавшее дотла сопротивляющиеся города, уничтожившее и откинувшее назад развитие ремесл и искусств в русских городах, было более благоприятным исходом. Знаете, почему? Потому что ордынцы были веротерпимыми. Они не насаждали свою религию. Им просто нужны были мужики для войска, бабы для рождения детей и материальные ценности для лучшей жизни. На душевную составляющую порабощенных народов им было плевать.

А вот Запад — он как раз покушался на наши духовные ценности. Хотел погубить у нас православие и насадить католичество. Это просто еще один вид христианства. Там молиться богу надо немного по-другому. Тому же самому богу. Но чуть по-другому. А это же самое страшное! Это же они на наши скрепы замахнулись! По этой самой версии выходит, что русскому человеку не жалко жизни ради того, как богу молиться — сидя или стоя, под музыку или без нее, в церкви или в костеле…

Часть русских князей пошли по другому пути. Они добровольно ушли под литовское владычество и обезопасили себя от ордынских набегов. А вот Новгород (можно сказать колыбель Александра Невского) никогда не был захвачен Ордой. Вместо нее сам Александр пришел туда с войском, изгнал своего непокорного сына и навел ордынские порядки.

Из-за таких нестыковок в установке основных ценностей, которые необходимо защитить, среди разного рода либеральных историков появляются крамольные мысли. Что Александр и его современники сильно преувеличили значение угрозы со стороны немецких рыцарей. А монгольских ханов он просто использовал для укрепления и удержания личной власти, став при этом, по сути, не самостоятельным правителем Руси, а всего лишь наместником монгольского хана. И любая оплошность в отношении Орды грозила потерей не только места на престоле, но и его жизни. Зато любое покусительство на место Александра жестко каралось с помощью этого могущественного покровителя.

Союз с Западом не мог дать Александру такой власти. Как этот союз повлиял бы на развитие русских городов, неизвестно никому. Поскольку история не терпит сослагательного наклонения. Случилось то, что произошло. Остальное — фантазия. История всего лишь дает пищу для размышлений и возможность изучить ошибки предков, но этого никогда не происходит, потому что изучают историю одни люди, а творят ее совершенно другие. Поэтому античные мудрости типа «скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты» нам не указ. Ибо придумали их европейцы, а мы — евроазиатская империя. У нас свой путь.