«Мусор с прошлого года вывезли в мае этого». Жители Саратовской области жалуются на задвоенные счета, применение неправильных нормативов и некачественное оказание услуг со стороны АО «Ситиматик»

Оценить
«Мусор с прошлого года вывезли в мае этого». Жители Саратовской области жалуются на задвоенные счета, применение неправильных нормативов и некачественное оказание услуг со стороны АО «Ситиматик»
Компания по обращению с отходами не сильно обращает внимание на претензии, предпочитая судиться с гражданами, предприятиями и районами за долги. Это не значит, что они всегда есть на самом деле.

На прошлой неделе в группе АО «Ситиматик» во «ВКонтакте» появилась заметка о том, что семь районов Саратовской области год или более не оплачивают услуги регионального оператора. Антилидером, по сведению компании, стал Хвалынский район, который накопил долгов перед регоператором на 20 миллионов рублей. 

Мечты о миллионах и другие истории 

«На втором месте расположились Краснокутский и Новоузенский районы, где жители фактически не оплатили вывоз отходов за 15 месяцев. На третьем месте идут Ровенский и Питерский районы с 14 месяцами неоплаты. Замыкают топ антилидеров Дергачевский и Александрово-Гайский районы с 12 месяцами неоплаты», — сказано в заметке. 

Правда, буквально в ноябре прошлого года прокуратура Алгайского района провела проверку и выяснила, что «Ситиматик», начисляя плату с 2018-го по февраль 2022 года, применил неправильный норматив. И в итоге переплата составила целых восемь миллионов рублей. 

Это далеко не единственный раз, когда региональный оператор по обращению с твердыми бытовыми отходами попадал в скандальные новости. Например, в мае нынешнего года гору мусора, которую не вывозили из Затона, саратовцы предложили свалить прямо к офису «Ситиматика». 

В конце мая администрации муниципальных образований Балаковского района жаловались на то, что мусорки в их селах переполнены. 

Осенью прошлого года «Ситиматик» перестал обслуживать саратовские медучреждения, несмотря даже на то, что договоры у тех были с региональным оператором заключены. Чтобы исправить ситуацию, медикам пришлось обращаться к губернатору Саратовской области Роману Бусаргину. 

А в августе 2022 года саратовское УФАС возбудило дело в отношении АО «Ситиматик» за нежелание вывозить мусор с дач Гагаринского района. И сегодня дачники снова сталкиваются с похожей проблемой. 

Машину «Ситиматика» мы месяц не видели 

«Садоводческие товарищества избегают легального обращения с отходами», — такая заметка примерно неделю назад появилась в группе Саратовского АО «Ситиматик» в соцсети «ВКонтакте». По сведениям регионального оператора по вывозу мусора, 470 СНТ до сих пор не заключили договоры с компанией. Правда, часть из тех, что эти договоры заключили, жалуются на низкое качество работы «Ситиматика». Или на её отсутствие. 

В последнее время в адрес редакции «Свободных» часто поступают обращения жителей на некачественную работу АО «Ситиматик». Часть из них касаются работы с дачниками. 

Председатель Ассоциации СНТ «Кустовой совет № 4» Павел Рубан рассказывает, что сотрудничество с региональным оператором они начали еще в августе прошлого года.  

— Прежде чем заключить договор с нашей организацией, они потребовали организовать площадку, купить баки для мусора, — объясняет он. — В СНТ «Луч» купили участок земли, оформили его, оборудовали всем необходимым, поставили баки, организовали к площадке удобный подъезд. Потратили на всё это порядка ста тысяч рублей. Нас включили в реестр, но «Ситиматик» долго с договором тянул. Я им, наверное, раз в месяц звонил, мне одно и то же отвечали: на рассмотрении. В мае, наконец, мы договор подписали. 

По графику машина должна приходить дважды в неделю — в пятницу и в воскресенье. Прошёл уже месяц. Машину мы ни разу так и не видели. Трубку в офисе не берут. На звонки не отвечают. Зато за два предыдущих года «Ситиматик» выставил нам счет в 166 тысяч рублей. 

АСНТ «Кустовой совет № 4» включает в себя 12 садовых товариществ. Все они расположены на девятом километре Вольского тракта, с правой стороны от дороги. По словам председателя, дачами пользуются в основном пенсионеры. 

— Если разбить долг на всех, то получится по 422 рубля с человека, — объясняет Рубан. — Я теперь должен ходить по бабушкам и дедушкам и просить с них эти деньги. Иначе регоператор грозится снять эту сумму с нашего расчётного счёта. И тогда мы будем лишены возможности потратить их на запланированные цели. 

Павел Рубан говорит, что долг «Ситиматик» обосновывает тем, что твердые коммунальные отходы в Саратовской области имеет право вывозить только региональный оператор и больше никто. А остальные компании могут заниматься вывозом строительного мусора, опиленных веток и тому подобного. 

— Кто из дачников будет разбираться — ТКО он выбрасывает или не ТКО? — удивляется Рубан. — Всё кидают в кучу в один контейнер. 

До появления в области «Ситиматика» ассоциация садоводческих товариществ заключала договоры на вывоз мусора сначала с организацией «Чистый город у Волги», последние три сезона работает с компанией «Чистота». 

— Мы работаем по сезонам: весной ребята привозят к нам свои восьмикубовые контейнеры, осенью забирают, — объясняет Рубан. — Работают по звонку. Как только контейнер наполняется, я им звоню, они тут же его меняют на чистый. Поэтому и площадка для выброса мусора выглядит не очень страшно. Контейнеры для «Ситиматика» заполнены под завязку. Но зато рядом пустой контейнер «Чистоты». Эти ребята убирают весь мусор с площадки. Поэтому она чистая. 

АСНТ «Кустовой совет 4». Фото жителей 

По словам председателя, с начала сезона они уже вывезли мусора на 90 тысяч рублей. Но машину «Ситиматика» никто из дачников 12-ти СНТ до сих пор не видел. 

Похожая ситуация складывается и в СНТ «Волга-2». Саратовец Виталий Нефёдов, у которого в этом товариществе расположена дача, объясняет, что переговоры с региональным оператором вела их председатель. 

— Из того, что я от неё узнал, я понял, что у нас и выбора-то особого не было, — говорит Виталий. — Мы просто не могли не заключить договор с АО «Ситиматик». 

СНТ «Волга-2» точно так же самостоятельно организовало площадку для мусорных контейнеров. Председатель приобрела необходимые баки. С регоператором был заключён договор. Вывоз мусора оплачивается регулярно. Но вот вывозят его не так регулярно, как бы того хотелось. 

— Лично я добираюсь в дачный посёлок на автомобиле, — объясняет Нефёдов. — У нас по дороге на трассу стоит контейнер, который убирает другая компания. И там мусор вывозят регулярно. Площадка для «Ситиматика» оборудована по дороге на электричку, по которой ходит большинство дачников. И там площадка завалена мусором. 

Нефёдов подчеркивает, что с вывозом мусора было не очень хорошо и до появления регионального оператора. 

— Раньше мусор тоже валялся где попало, — говорит он. — Но если раньше мусор валялся в неорганизованных кучах, то теперь он валяется в организованных, на площадке, за уборку которой мы платим деньги. 

СНТ Волга-2. Фото жителей 

В телеграм-канале «Свободных» пользователь Lina Lina оставила такой комментарий: 

«У нас в СНТ какая-то проблема с вывозом. Ну, чтобы понимать, мусор с прошлого года вывезли в мае этого. Повесили табличку «свалка мусора запрещена». Теперь мы свой мусор с дачи везем в город (вспоминаем страдания европейцев и нам сразу становится легче). Контейнеров на мусорной площадке нет, но мусор все равно кто-то скидывает». 

К сожалению, пользовательница не указала, что это за СНТ.

Саратовское УФАС возбудило дело в отношении регионального оператора за нежелание вывозить мусор с дач Гагаринского района
 

Волшебная аббревиатура 

Заместитель директора Саратовского филиала АО «Ситиматик» Алексей Калямин объясняет, что долги садовым товариществам начисляются на законных основаниях. 

— Есть такое постановление № 1156 Правительства РФ «О правилах коммерческого обращения с ТКО», — говорит он. — Действует это постановление на территории всей России, а не только в Саратовской области. В соответствии с ним юридическое лицо, а садовое товарищество — это юридическое лицо, несёт ответственность, если в течение 15 дней с начала работы в регионе регоператора не обратилось с заявкой о заключении договора в адрес регоператора. В таком случае мы имеем право направить в адрес юрлица свой типовой договор на оказание услуги, который также утвержден постановлением Правительства РФ. АО «Ситиматик» работает в Саратовской области с 13 августа 2018 года. Так что, если СНТ не подало заявку, мы имеем право выставить счёт за услуги за этот период. 

Калямин объясняет, что вывозом твердых коммунальных отходов имеет право заниматься только региональный оператор. 

— На территории Гагаринского района Саратова чуть больше 900 СНТ, — говорит он. — А активированных договоров с АО «Ситиматик» на сегодняшний день 463. Вопрос: куда чуть более 500 СНТ девают свой мусор? 

Замдиректора регоператора признается, что он знает о работе других организаций, занимающихся вывозом отходов. 

— Специфика в том, что в договоре с такой организацией не будет упомянута волшебная аббревиатура ТКО, — говорит он. — Там будет упомянуто всё, что угодно: промышленные отходы, отходы опиловок, отходы производства и потребления. Под видом этих отходов они вывозят ТКО. А дальше начинаются вопросы, когда мы, в соответствие с постановлением, начисляем дачникам оплату по нормативам. 

Так выглядит бюрократическая казуистика: если в договоре на вывоз мусора нет волшебной аббревиатуры, то, юридически, не было и вывоза твердых коммунальных отходов. Даже если фактически площадка для мусора у дач была девственно чиста на протяжении многих лет. При этом организации, реально убирающие мусор, никогда не поставят эту аббревиатуру в договор, потому что юридически они не имеют права заниматься вывозом твердых коммунальных отходов. 

— Что касается машины, которую никто не видел, я должен уточнить, что это был за договор, — говорит Калямин. — На самом ли деле там прописан график, о котором говорит председатель, и действительно ли машина не приезжала. 

Всесезонные проблемы 

С проблемой некачественного вывоза мусора сталкиваются не только саратовские дачники. Например, в телеграм-канале «Совет. Приволжский», регулярно публикуются жалобы на переполненные мусорки. 

Пользовательница Татьяна перечисляет целый ряд адресов в посёлке, которые требуют внимания:

1) Середина июня, площадка около ДК «Восход» так и остаётся в ужасном состоянии. 

ДК Восход. Фото жителей 

2) Мусорки п. Приволжский квартал 1, дом 1, и квартал 8, дом 1 так и остаются по соседству с образовательными учреждениями! Что не соответствует нормам САНПИНа.

3) Мусорка в с. Квасниковка превратилась в полигон. Когда будет приведена в соответствие норм того же САНПИНа? На данный момент все в мусоре, который разлетается на все село!» 

А фотографии площадки по адресу Приволжский, 6 квартал, дом 1 регулярно появляются в канале. Сначала жители жаловались, что из четырёх баков остался всего один. А вокруг валялись ветки с субботника двухмесячной давности. Потом количество баков увеличилось, но ситуация не поменялась. 

— Дело в том, что «Ситиматик» убирает мусор непосредственно из баков, — объясняет жительница Приволжского Ирина. — Многие видели, как иногда сотрудники компании выбрасывали из баков вещи, не подходящие для них. Всё, что оставалось вокруг баков, соответственно, никто не убирал. 

По словам Ирины, до 2013 года в посёлке было очень чисто. Организация, которая тогда занималась вывозом мусора — «Мехуборка» — работала на совесть. Вывозили и опиленные ветки, и старую мебель, и сантехнику. Площадки вокруг контейнеров всегда были чистыми. Потом посёлок присоединили к Энгельсскому муниципальному образованию. И до него уборка стала доезжать по остаточному принципу». Но такого безобразия, как сейчас, не было точно. 

— Выходит, что по нынешнему законодательству за один участок могут отвечать сразу три организации, — говорит Ирина. — За то, что в контейнерах, региональный оператор, за то, что рядом — городское хозяйство, за сами контейнеры — управляющие компании. И в итоге у семи нянек дитя без глазу. Точнее, посёлок просто захлебывается в мусоре.  

Общественники Приволжского иногда сравнивают галереи у себя в телефонах: у кого больше фотографий переполненный мусорных контейнеров. Впрочем, отмечает Ирина, сил бороться, постоянно фотографировать, отправлять фото с адресами в чаты сотрудников администраций, регоператора и так далее, уже нет. 

— Руки опускаются, — говорит общественница. — Потому что нет комплексной работы, нет взаимодействия между организациями. И каждую из них приходится пинать в ручном режиме. 

К сотрудникам регионального оператора по вывозу мусора вопросов у жителей Приволжского предостаточно: зимой, если гололёд или снежные завалы, машина просто перестаёт приезжать. Когда подъезд расчищают, то машина «Ситиматика» забирает отходы только из контейнеров. А всё, что за дни скопилось вокруг, остаётся гнить на площадке. Периодически мусороуборочные машины перестают ходить по графику. Вместо пяти раз в неделю приезжают три. 

— Я им пишу: «Раз вы не приезжаете, давайте вы мне вернете деньги?» Отвечают: «Если мы вам вернём деньги, вы мусор сами уберёте?». Они говорят, мол, какая разница: мы же всё равно мусор вывезем. Но это не совсем правильно. Из пяти раз машина пришла три, а плату с нас взяли как за пять. Разницу кто себе в карман положили? 

Впрочем, от некачественной работы регионального оператора страдают не только жители Приволжского. Вот только небольшой ряд адресов, где жители регулярно сталкиваются с проблемой. 

«Рабочая 29/39, вокруг дома аж четыре мусорки, вывозят хорошо если одну, — пишет Александр. — Остальные завалены помоями две недели. Дома окутывает зловоние. Многоэтажек вокруг много, заполняются баки быстро. А вывозят мусор очень редко». 

«У нас на 1-м телевизионном проезде в Октябрьском районе даже площадки нет, — рассказывает Юлия. — Баки стоят в грязи на земле открытые, кругом на расстоянии 50 метров валяется мусор, который никогда не убирается. Крысы бегают». 

«Геофизическая 31/45, открытые баки, — пишет Елена. — Площадка ничем не огорожена. Вокруг постоянно валяется не вывезенный мусор». 

Поселок Юбилейный, микрорайон «Русинвест» 

«Юбилейный поселок, район «Русинвеста», — рассказывает «Свободным» Антон [имя изменено] и присылает фото переполненных мусорных площадок. — Отходы вывозятся плохо, в баках и вокруг — горы мусора. Мы живем в частном доме напротив линии «Русинвеста». Платежки нам не приносили и не приносят. Зато наши персональные данные два года назад «Ситиматик» слил в РосДолг, нам звонили коллекторы и требовали выплатить долги, о которых мы не подозревали и не понимаем, как они образовались. Неоднократно ездили в центральный офис «Ситиматика», перепроверяли имеющиеся документы, разобрались. Сейчас 2023-й год — счета нам так и не приносят». 

Гору мусора в Затоне, которую не вывозят коммунальщики, предложили свалить к их офису
 

Суды, долги и должники 

В ноябре прошлого года АО «Ситиматик» запустил ролик с мемным котом, который в настойчивой форме спрашивал, мяукая: «За мусор не платил? Судебный приказ ждешь? На что мне корм покупать будешь?» 

И действительно, АО «Ситиматик» не устаёт судиться с гражданами, требуя от них оплатить накопленные долги. Как правило, иски организация подает в мировые суды. И решения в основном выносятся в пользу регионального оператора. На одном судебном участке за пять месяцев по искам компании проходит несколько десятков дел. Региональный оператор требует с ответчиков в среднем по четыре-шесть тысяч рублей долга. Впрочем, к реальным долгам довольно часто добавляются долги неизвестно откуда взявшиеся. 

Если почитать отзывы о компании в «Яндексе», то можно встретить, например, такие истории: 

«На сайте у них везде написано о должниках, как им все должны! Естественно, если рисовать долги на расселенный дом и умершего человека, — пишет Олеся Фёдорова. — А потом родственникам названивают их коллекторы, целыми днями и вечерами! Дозвониться им в Ситиматик целая история, поехала туда узнала какие документы нужно предоставить, чтоб отстали со своим нарисованным долгом и не названивали. Отвезла документы, подтверждающие, что человек умер, а дом расселен. Никаких изменений, коллекторы целыми днями названивают». 

«Неоднократно в течении месяца названивали мне о моей задолженности за ком. услуги по обращению с ТКО, — пишет Лидия Алейникова. — Угрожали судом. Но когда я сообщила им свой лицевой счет, то оказалось, что это не моя задолженность». 

«Папа умер 10 лет назад, — пишет в отзывах Наталья Арбузова. — Прислали судебное постановление. Когда мой папа был жив, «Ситиматика» ещё не было». 

Впрочем, такие истории публикуют не только в отзывах о компании. Буквально в мае стало известно, что зарплатную карту балашовца, участвующего в СВО, заблокировали из-за долга за вывоз мусора из давно сгоревшего дома. Глава района Павел Петраков рассказал, что в семье балашовца сложилась парадоксальная ситуация: арест на пользование картой был наложен судом за долг перед АО «Ситиматик» за вывоз мусора. Только дом, за которым числится долг, сгорел больше десяти лет назад и для проживания не пригоден. 

Недоступная услуга 

Впрочем, начисление платежей за вывоз мусора из сгоревших и расселенных домов — это тоже не самая частая претензия клиентов АО «Ситиматик» к региональному оператору. У регионального оператора один офис на весь Саратов. Чтобы решить какой-то вопрос или привезти документы, приходится ехать из самых дальних районов в центр города и стоять в «бешеных очередях». При этом, жалуются клиенты, дозвониться до офиса часто невозможно. 

«Самая отвратительная организация на территории Саратовской области как по услугам, так и по качеству обслуживания, — пишет в отзывах Андрей М. — Такое чувство что набрали всех подряд с улицы, сотрудники вообще с людьми общаться не умеют, хамят, кидают трубки, на вопросы нет четкого и вразумительного ответа. От организации больше проблем, чем пользы, документы приходиться ждать по три, четыре месяца, иногда и больше полугода. Лучше бы вообще ничего не создавали и не открывали. Жалко, что можно поставить только один балл, а не минус все 150. Для таких организаций нужно вводить отрицательную шкалу оценок». 

Многие жалуются на задвоенные платежи и «левые» лицевые счета, а также внезапное появление двух-трёх, а то и семи лишних проживающих. 

«Когда сменился агент по расчетам, в моей квартире вместо двух проживающих чудесным образом оказалось семь, — год назад писала Анна П. — Позвонила на горячую линию, объяснили, что якобы при передаче данных произошел сбой (эта отмазка может прокатить только для совсем пожилых людей) и мне нужно тащиться в их офис со справками, в частности, со справкой о количестве проживающих (которую по закону требовать не имеют права)». 

«Вопрос состоит в том, что у человека на доме, вдруг откуда ни возьмись, появился «левый» лицевой счёт, на котором долг в 17000 рублей, — пишет Алексей Щ. — И это не первый случай некорректной работы данной организации». 

«Ситиматик» требовал от вольской сельчанки оплачивать задвоенные платежки
 

То, что АО «Ситиматик» действительно заставляет оплачивать «задвоенные» счета, буквально вчера подтвердила областная прокуратура, о чем написали «Свободные новости». Прокурорам пожаловалась жительница села Талалихино Вольского района. В итоге, сотрудники прокуратуры установили, что на имя жительницы оформлен дублирующий лицевой счет, в связи с чем начислялась незаконная задолженность».

«Проще заплатить и не спорить. Путин как раз нам выдал деньги в сентябре — пускай заберёт их нафиг»
Почему «Ситиматик» массово передаёт долги саратовцев коллекторам