Нечего тут смотреть! Госдума упраздняет независимое наблюдение на выборах
Среди авторов поправок сенатор Андрей Клишас и депутат ГД Павел Крашенинников, они же в свое время вносили поправки в Конституцию. Наличие этих фамилий среди инициаторов поправок автоматически означает, что они будут приняты.
Выборы? Какие выборы? — может воскликнуть обыкновенный россиянин. В такое напряженное время до выборов ли? Тем не менее в сентябре этого года должны избрать глав двадцати субъектов федерации, включая Москву и Подмосковье. Ещё в двадцати регионах, в том числе и на присоединенных территориях, изберут депутатов местных парламентов.
Изменения предполагают прекращение полномочий доверенных лиц кандидатов и избирательных объединений с окончанием агитационного периода. То есть доверенные лица теряют свои полномочия за день до начала выборов — когда завершается агитационный период.
Пока доверенные лица имеют право без предварительных согласований с избиркомами участвовать во всём процессе голосования — от изучения документов избиркома до наблюдения за подсчетом голосов.
Другая новация, включенная в поправки, закрывает наблюдение для представителей СМИ, не имеющих трудовых договоров со своими редакциями. По сути, в наблюдении могут принимать участие только штатные сотрудники средств массовой информации. Прежде представители оппозиции могли получить временную аккредитацию в союзных СМИ и таким образом принимать участие в наблюдении.
В недавнем прошлом Госдума ликвидировала права членов комиссий с правом совещательного голоса, а официальных наблюдателей ограничила в правах — их списки сейчас должны предоставляться в избиркомы за две недели до выборов.
Еще одна новая норма — возможность организовать голосование за пределами региона, где проходят местные выборы. Депутат Госдумы от КПРФ Алексей Куринный видит в этом предпосылки для фальсификации. «Совершенно непонятно, каким образом можно будет контролировать, например, когда участок по выборам мэра Москвы будет расположен в Ханты-Мансийском автономном округе, скажем так, по желанию тех, кто там работает от имени Москвы. Это создаёт условия для административного воздействия и фальсификаций». Авторы поправок объясняют, что это нововведение продиктовано опасениями за жизни избирателей, и оно относится, прежде всего, к новым территориям.
Член совета директоров Европейской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов обращает внимание на другие поправки, относящиеся к предвыборной агитации.
Впервые устанавливается запрет на проведение агитации через интернет-ресурсы, доступ к которым ограничен Роскомнадзором. Ранее российские политики активно использовали все доступные социальные сети для проведения предвыборной кампании. Но сейчас доступ к ресурсам компаний Meta (владельцы Facebook и Instagram), а также к Twitter, ограничен из-за того, что эти платформы были признаны экстремистскими организациями. Выборную агитацию на интернет-ресурсах россиян, признанных иноагентами, проводить будет также нельзя.
Впрочем, довольно трудно понять, против кого направлена эта норма. Политики, принадлежащие к так называемой системной оппозиции, давно уже ушли из запрещенных ресурсов, разве что Сергей Миронов активно пользуется Twitter. Несистемной оппозиции в стране в принципе нет, тем более нельзя представить, что кто-то из уцелевших оппозиционеров отважится пойти на выборы.
Другая поправка, на которую обращает внимание Игорь Минтусов, — установление минимального размера добровольных пожертвований участникам выборов — 3 процента от МРОТ — 487 рублей на настоящий момент. Понятно, что это негативно скажется на проведении краудфандинговых кампаний, которыми пользуются оппозиционные кандидаты. Основа краудфандинга — это не крупные пожертвования, а прежде всего маленькие суммы. Пожертвование даже 100 рублей от тысячи человек помогает начать избирательную кампанию. Но люди, которые жертвуют 100 рублей, могут быть не согласны повысить сумму пожертвования до 500.
Далее Игорь Минтусов обращает внимание на усилия власти по расширенному применению дистанционного электронного голосования. «Недавно в ЦИК сообщили о возможном применении ДЭГ на выборах в 22 субъектах в этом году. В этой связи закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» подгоняется под политическое решение, связанное с расширением использования ДЭГ повсеместно в стране. Если ранее на участках должно было быть не менее 70 процентов печатных бюллетеней, то сейчас это ограничение планируется снять. Избиркомы будут определять самостоятельно необходимое им количество бумажных бюллетеней. Особенностью российской версии ДЭГ является невозможность со стороны наблюдателей от оппозиционных кандидатов и общественных наблюдателей контролировать подсчет голосов».
После прочтения поправок возникает только один вопрос: зачем они? Разве существуют опасения, что в местные заксобрания, и тем более на пост главы региона могут проникнуть несистемные оппозиционеры? А системные встроены в систему так, что их уже и не отличишь от членов ЕР.
Может, это какие-то приготовления к выборам президента. Но и там неожиданности исключены в принципе. Вопрос только один — найдется ли спарринг-парнер для Владимира Путина? Вот недавно лидер одной из «оппозиционных» партий «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов предложил к аббревиатуре названия партии добавить еще раз буквы «ЗП» — за Путина. Выступая на каком-то собрании «эсеров» Миронов заявил, что не будет выставлять свою кандидатуру на выборах президента и предложил всем членам партии голосовать за Владимира Путина, хотя тот свою кандидатуру еще не выставлял.
Некоторые обозреватели в новых поправках видят инерцию запретительной машины. Как она эта машина будет существовать, не производя на свет время от времени новые запреты, пусть со стороны они кажутся излишними, точнее сказать — совсем ненужными. Все это делается отнюдь не для того, чтобы облегчить жизнь правящей партии, она и так не испытывает никаких проблем. И не для того, чтобы осложнить жизнь оппозиции — системная и без того послушна, а несистемная разогнана.
Понятно, что выборы без оппозиции, без наблюдения, без вскрытых оппозицией фальсификаций и последующих скандалов — мечта чиновников. Так, может, сославшись на трудности текущего момента вообще отменить выборы? На крайний случай — провести в 2024 году выборы президента, а потом вообще прикрыть эту лавочку. И нервы сберечь, и время и денежки сэкономить. Особенно на региональном уровне. Здесь выборы вполне можно заменить распоряжением губернатора «О назначении депутатов областной думы» Хотя если вдуматься, то и депутаты не очень-то нужны. Зачем? Писать в «телеге» всякие глупости вполне можно и без мандата.