УФАС уличило мэрию Саратова и банкротящееся учреждение ФСИН в сомнительном освоении средств при строительстве новой набережной

Оценить
УФАС уличило мэрию Саратова и банкротящееся учреждение ФСИН в сомнительном освоении средств при строительстве новой набережной
Фото Мария Алексашина

Управление Федеральной антимонопольной службы в апреле рассмотрит дело о нарушении законодательства комитетом по строительству и инженерной защите администрации Саратова и АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» (организация с штатной численностью в 11 человек, зарегистрирована в Уфе, до ноября 2011 года имела статус ФГУП и называлось «Управление строительства № 3 ФСИН России») при строительстве участка новой набережной от улицы Вольской до 2-й Садовой. Информация о ходе работы комиссии по данному делу опубликована на сайте надзорного ведомства.

Антимонопольная служба указывает, что поводом для начала разбирательства стала «поступившая информация» о нарушениях в структуре мэрии.

Чиновники установили, что в ноябре 2011 года между комитетом и ФГУП был заключен контракт на благоустройство участка набережной стоимостью более 64,3 миллиона рублей и сроком исполнения до декабря 2021 года. В договоре было прописано, что подрядчик имеет право привлекать к работе субподрядчиков. Также в ноябре уже появившееся АО «ПУИС «УС– 3 ФСИН России» заключило несколько договоров субподряда: с ООО «Группа компаний А4» на работы по устройству декоративного ограждения и монтажу малых архитектурных форм на набережной (стоимость работ — 3,5 миллиона рублей); с МУП «Саргорсвет» на устройство наружного освещения (6,2 миллиона рублей).

В антимонопольной службе подчеркивают, что АО «не планировало своими силами исполнять» контракт с комитетом. Этот факт подтвердился и тем, что в ноябре 2021 года комитет и ФГУП заключили контракт на проектно-изыскательные работы по реконструкции причальной стенки на участке Набережной Космонавтов от примыкания двухъярусной набережной до Казанского моста через Глебучев овраг. Сумма контракта составила 11,1 миллиона рублей со сроком выполнения до мая 2022 года. Документ также предполагал привлечение субподрядчика, и в декабре 2021 года АО нашло такового — ООО «ТД АЛЬФАСТРОИ». Но цена договора с исполнителем работ была уже намного меньше — 7,5 миллиона рублей.

Затем в июле 2022 года комитет инженерной защиты и АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» заключили контракт на корректировку сметы и перерасчет разработки документов по очистным сооружениям ливневого коллектора Глебучева оврага. Сумма контракта составила 8,6 миллиона рублей. Почти сразу такой же контракт АО заключило с субподрядчиком — ООО «ТД АЛЬФА-СТРОИ», но сумма в нем составила уже 7,8 миллиона рублей или 90% от первоначальной.

В августе прошлого года комитет мэрии и АО заключили договор на благоустройство территории стоимостью 28,9 миллиона рублей. На этот раз контракт не предусматривал привлечение субподрядчика, но предприятие ФСИН его все е привлекло: работы выполняло ООО Ботаника Групп» уже за 26 миллионов рублей (90% от первоначальной суммы).

В УФАС отметили, что закон позволяет проводить закупки у единственного поставщика — учреждения уголовно-исполнительной системы, если товар или услуги предоставляет непосредственно это учреждение по своему профилю.

«Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (…) применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика», — подчеркивает ведомство, добавляя, что закон предусмотрел возможность неконкурентного заказа у учреждений ФСИН «с целью создания условий, обеспечивающих привлечение осужденных к труду».

Надзорный орган заключил, что комитет администрации Саратова, заключая контракты с уфимским учреждением с 11 сотрудниками, не мог не понимать, что работы подрядчик проводить не сможет. Заключение контракта, уверены в УФАС, повлекло за собой необоснованное ограничение доступа других организаций на рынок.

В комитете в свою очередь заявили, что в 2020 году заключили контракт на благоустройство участка новой набережной от Вольской до 2-й Садовой с АО «Авиапромстрой», но в 2021 году его расторгли «в связи со значительной прострочкой исполнения муниципального контракта и низким процентом готовности объекта, а также в связи с тем, что заказчику стало очевидно, что работа не будет выполнена в пределах срока действия контракта». В итоге у мэрии возникла «срочная потребность» найти подрядчика на завершение работ к середине декабря 2021 года, что «невозможным исполнение всех обязательств». Также чиновники заявили, что проведение конкурсов привело бы к срыву сроков, поэтому контракт был заключен с организацией ФСИН.

«Выбор осуществления закупки у единственного поставщика обусловлен необходимостью эффективного использования бюджетных средств, срочной потребностью в осуществлении закупки и большим объемом выполняемых работ», — резюмировали представители администрации.

Антимонопольная служба же уверена, что контракт стороны заключили, как раз желая избежать проведения конкурса и торгов со снижением цены. В итоге фирмы-субподрядчики получили доступ к бюджетным средствам без конкурсных процедур и право «выполнения спорных работ». Более того, выяснилось, что учрежденное Росимуществом АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» вообще не относится к учреждениям уголовно-исполнительной системы и не имеет права проводить работы как подрядчик без торгов.

В итоге УФАС квалифицировала действия комитета по строительству и инженерной защите администрации Саратова и АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» как нарушение закона о защите конкуренции.

Стоит отметить, что, согласно информации правовых баз данных, АО «ПУИС «УС-3 ФСИН России» сейчас проходит процедуру ликвидации.