Страсти по Анне. После премьеры «Анны Карениной» в драме профессор консерватории заговорил о самоочищении российского общества

Оценить
Страсти по Анне. После премьеры «Анны Карениной» в драме профессор консерватории заговорил о самоочищении российского общества
Фото saratovdrama.com
В Саратове в театре драмы поставили «Анну Каренину». На сайте театра спектакль обозначен так: «Подлинная история, рассказанная Фру-Фру / инсценировка Дины Полетаевой по мотивам одноименного романа».

Фру-Фру, если кто не помнит классику — это лошадь Алексея Вронского.

Сразу становится понятно — спектакль, что называется, авангардистский. По сему поводу разгорелась в социальных сетях небольшая, но резкая дискуссия между профессором театрального факультета консерватории и бывшим сотрудником драмы Алексеем Зыковым и руководителем театра фокусов «Самокат» Сергеем Щукиным. Первый этап этой дискуссии подробно описали наши коллеги. 

Я этот спектакль еще не видел, потому собственного мнения не имею, судить же по постановке по рецензиям — все равно, что оценивать фильм по афише на заборе. Хотя, честно сказать, у меня — человека достаточно консервативного, определенные опасения есть. А вдруг будет, как у Ильфа и Петрова в «12 стульях»? Помните, как Киса Воробьянинов и Остап Бендер смотрели «Женитьбу Гоголя в театре «Колумб»? 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Алиса, почему Анна Каренина бросилась под поезд?
В саратовском театре драмы показали «подлинную историю» героини Льва Толстого.

«К удивлению, Воробьянинова, привыкшего к классической интерпретации «Женитьбы», Подколесина на сцене не было. Порыскав глазами, Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка фанерные прямоугольники, выкрашенные в основные цвета солнечного спектра. Ни дверей, ни синих кисейных окон не было. Под разноцветными прямоугольниками танцевали дамочки в больших, вырезанных из черного картона шляпах. Бутылочные стоны вызвали на сцену Подколесина, который врезался в толпу верхом на Степане. Подколесин был наряжен в камергерский мундир. Разогнав дамочек словами, которые в пьесе не значились, Подколесин возопил:

— Степа-ан!

Одновременно с этим он прыгнул в сторону и замер в трудной позе. Кружки Эсмарха загремели». 

Впрочем, Остапу понравилось. 

Премьера в драме понравилась не всем. Пишут, что многие зрители в антракт уходили со спектакля.  Другие аплодировали стоя. Дело вкуса.

Алексею Зыкову спектакль резко не понравился, о чем он и сообщил на своей странице в социальных сетях. «В столичных театрах всё больше растёт критика режиссёров Серебряникого (По всей видимости, автор имел в виду режиссера Кирилла Серебренникова — Д. К.) и Богомолова. Но их последователи почему-то прорастают у нас.

Очень плохой спектакль. С очень плохими тенденциями во многих вещах, особенно ощутимыми в наше время. Зачем это нам, саратовским зрителям? Убожество, натурализм, включая экскременты и много чего другого откровенно неприятного… И всё это за государственные деньги? И всё это за откровенное пренебрежение историей театра»! И даже назвал постановку театра «мерзкой вампукой». Вампука — выражение, обозначающее трафаретные, шаблонные, исключительно банальные и нелепые ходы в оперных постановках, а также сами оперы, написанные по подобным шаблонам.

Оставим в стороне обращения автора в чиновничьи структуры. Забыл, наверное, что цензура запрещена Конституцией РФ.

Хвалить или ругать любое произведение искусства не возбранено никому, тем более что сейчас каждый может на своей странице обнародовать свое мнение. Смутило одно — личный выпад в адрес заведующей литературной части театра Ольги Харитоновой: «С кем вы? Еще не уехали за рубеж?» 

Уж больно знакомо. Возможно, причина в личных отношениях, театральные коллективы — организм сложный, отношения там зачастую далеки от братской любви. Но скорее Зыков говорит о другом, этакий парафраз Максима Горького — «С кем вы, мастера культуры?» 

Сергей Щукин, вступивший в полемику с Алексеем Зыковым, справедливо замечает, что именно с таких вопросов начинались именно политические гонения на мастеров культуры.

Спросили Всеволода Мейерхольда, а потом Мейерхольда расстреляли. Спросили с ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), а потом Хармс и Введенский погибли в лагерях, а Заболоцкий долгие годы провел в заключении. Спросили с РАПП  — Российской ассоциации пролетарских писателей —  руководители РАПП Леопольд Авербах и Владимир Киршон были расстреляны.

Понятно, что Алексей Зыков не к этому призывает, да и времена сейчас все же другие. В следующем своем посте он попробовал разъяснить свою позицию. 

«Всем казалось, что вот уже год происходит самоочищение нашего общества… Ан нет, часть никуда не уехала, окопалась и ждет. И не просто ждет, а исподтишка нападает на тех, кто имеет гражданскую позицию. А я, говоря о спектакле, сказал именно о ней. Посмотрите, как мастерски они переворачивают все с ног на голову и пытаются изничтожить того, кто посмел об этом сказать. …Почитайте. Вот так на самом деле и организовываются травли». 

На самом же деле в уже упомянутом тексте «Версии-Саратов» никакой травли нет — достаточно объективно и подробно представлены обе точки зрения и вряд ли есть основания называть журналиста беспристрастным в кавычках, хотя не только профессор консерватории, но и работник СМИ имеет право иметь свою позицию. 

В сказке Юрия Олеши «Три толстяка» был персонаж, которого дети дразнили: «Учитель танцев Раздватрис смотрел обыкновенно вниз». Наш профессор бдительно смотрит вокруг и видит начавшуюся против него травлю, хотя речь идет лишь о том, что с его мнением не согласились. А еще он видит, что «самоочищения не происходит». Интересно, как должно выглядеть самоочищение в театральной среде. В правильной, классической интерпретации классических же произведений? В борьбе не на жизнь, а на смерть с «богомоловщиной» и «серебренниковщиной»? И вообще, не слишком ли много далеко идущих выводов делается из спектакля, который не отвечает представлениям Зыкова о современном театре?