«Читатели города Саратова! Требуем добровольно сдать книги Акунина! Новых не будет!»
На наш взгляд, объяснение этому такое — за четыре дня с 21 по 24 февраля четырежды с важными речами выступил президент: послание, выступление в Лужниках, программное интервью «России 1», речь на коллегии ФСБ. Вот производителей трэш-контента настоятельно попросили помолчать, дабы не засорять повестку, не отвлекать людей от великого. И мы пока не слышим предложений типа вымарать Барбару Брыльску из «Иронии судьбы» или об обязательном для детей и подростков ношении значков с патриотической тематикой.
Но остановить словесную диарею, практически невозможно. Есть люди, которые не могут помолчать даже в такие судьбоносные дни. Есть в России Лига безопасного интернета, кстати, не слизано ли название с Лиги сексуальных реформ, придуманной Ильфом и Петровым? Возглавляет ЛБИ Мизулина-младшая, дочь своей мамы сенатора. Так вот, она умудрилась найти «украинский след» в недавней истории с подростковой ЧВК «Редан». Мизулина все объяснила: «Дединсайды» поссорились с «оффниками» и решили драться. Это явление зафиксировали ЦИПСО СБУ Украины и подключили своих провокаторов, сделав тему «вирусной» и масштабной».
Для понимания: ЦИПСО — это Центр информационно-психологических операций — подразделение СБУ Украины, «Дединсайды» — саркастическое название подростков со взглядами эмо, «Оффники» — это околофутбольные фанаты.
В общем, не теряйте бдительность, враг не дремлет.
Не теряет бдительности и первый зампред комитета по культуре Александр Шолохов, в прошлой жизни кандидат биологических наук. Депутат заинтересовался выпуском книг «нехороших писателей».
«Мы не будем уподобляться фашистской Германии, которая жгла книги на площадях. Мы не собираемся изымать из оборота, условно говоря, книги Улицкой или запрещать их. То, что вышло — то вышло. А что? Акуниным действительно страна весьма интересовалась на протяжении многих лет, и стотысячные тиражи разошлись. Мы не собираемся эти книги отбирать или запрещать их читать. Нет. Но выпускать новые… А это сейчас происходит. Издательства продолжают издавать, театры продолжают постановки использовать. И за это по авторскому праву происходят денежные отчисления. Этого не должно быть», — объяснил Шолохов.
Вот мы абсолютно не понимаем, отчего депутат вдруг вспомнил фашистскую Германию? Отчего в депутатской голове вообще родилась эта мысль? И вообще за отождествление и уподобление следует уголовное наказание — должен бы знать.
Конечно, однофамилец писателя Шолохова прав — книги в России не сжигают. Но было время, их при стечении публики топили в унитазе, правда, символическом. Провело эту акцию молодежное движение «Идущие вместе» — единомышленники единоросса Шолохова. Пострадал писатель Владимир Сорокин и еще немного Виктор Пелевин.
Основатель «Идущих вместе», а заодно еще и «Наших», Василий Якименко проживает сейчас в Баварии, в старинном доме с мельницей и прудом. Видимо, книжно-унитазная акция принесла Якименко определенные дивиденды.
Депутат Шолохов в целом обрадовал читателей. Чего только стоит фраза: «Мы не собираемся эти книги отбирать». Интересно, как он себе это представляет? Обыски будут по квартирам проводить? Или объявлять по громкой связи: «Читатели города Саратова! Требуем добровольно сдать книги Акунина, Улицкой. В противном случае вас ждет…» Но не будет так — уже хорошо. Александра Шолохова больше всего чужие деньги беспокоят. Того же Бориса Акунина. Но писатель уже заявлял, что денег из России не получает, что его имя снимают с афиш театров, где идут спектакли по его книгам.
Интересно, уберут ли фамилию Акунина из титров нового российского сериала «Азазель»? Я бы на месте Бориса Шалвовича не обижался. Все-таки тщательно выписанная атмосфера середины девятнадцатого века придавала роману дополнительную привлекательность. А тут стажер сыскной полиции с рюкзачком за спиной гоняет по Петрограду на скутере. Над Невой возвышаются нарисованные компьютером небоскребы; Россией, где до 2023 года сохранилась империя, правит Николай Третий.
Хуже другое: Шолохов, если он победит, а в этом сомнений нет, обещает, что новые книги неугодных авторов в России не выйдут (Здравствуй, самиздат, давно не встречались). Акунин же написал новый роман об Эрасте Фандорине и Масе. Значит, мы его не увидим? Или есть варианты?
Но голь на выдумки хитра. Как пишут, российские издательства нашли относительно легитимное решение, как довести до читателей мировые книжные новинки — они будут издаваться на русском языке в форме пересказа, без прямых выдержек из оригинального текста. Подобное решение возникло на волне ажиотажа, вызванного выходом в свет мемуаров опального британского принца Гарри — «Запасной». В самой Великобритании пик продаж достиг 400 тысяч экземпляров — в бумажной и электронной версиях. Но вскоре стало понятно, что «Запасной» — банальный набор сплетен из жизни венценосной семьи и обид на родственников. Сейчас признаться в том, что читал мемуары, стало моветоном.
Но хорошие книги на недружественном Западе все равно издаются. Предположим, что — чудеса же случаются — Джоан Роулинг напишет новую книгу о Гарри Поттере. Сама писательница публиковать свои произведения в России запретила. Так можно же пересказать. Примерно так: «В одном недружественном государстве жил мальчик. Он носил очки, а еще был волшебником. Однажды он поехал в школу волшебников, называлась она Хог… Хуг.Хэк. Как-то так. Дальше — скучно. Отстань, дитя, лучше Проханова почитай».