Геростраты и Геростратки. Как «проклятые Богом люди» уничтожают российскую культуру
Пожалуй, после Андрея Макаревича* это одна из самых значимых фигур российской современной музыки, которая попала в реестр иноагентов. Основание стандартное — «открыто выступала в поддержку Украины, осуществляя концертную деятельность в недружественных странах с призывами против специальной военной операции, получала поддержку от иностранных источников». Один из сатирических Telegram-каналов предложил вменить в вину Земфире* то, что ей «приснилось небо Лондона» — это строчка из одной ее песни. Был и такой комментарий — «Абсолютная, конечно, глухота к пониманию масштаба себя и всего вокруг».
Почему-то представляется, как в пятницу после объявления очередного списка сотрудники министерства в каком-нибудь недешевом ресторане обмывают свои успехи и рассуждают — не замахнуться ли нам на большее, Примадонну, например. И, естественно, говорят о своем всесилии. Раз уж эти заметки о культуре, позволим привести цитату из классика. В «Похождениях бравого солдата Швейка» есть такая фраза: «Что представляет собой капитан по сравнению с великолепием природы? Такой же нуль, как и любой зауряд-прапорщик».
Кстати, к этой книге нашим цензорам стоило бы присмотреться — сплошная дискредитация армии. Правда, австро-венгерской армии, но больно много параллелей и аналогий.
Соотнести масштабы своей личности с «великолепием природы» стоит и директору театра «Современник» Юрию Кравцу. Именно его распоряжением отменен единственный спектакль с участием Лии Ахеджаковой «Игра в джин». Руководство театра объяснило это протестами «разгневанных людей».
Стоит заметить, что «письма трудящихся» в нашей истории занимают особое место. В тридцатые годы в таких письмах требовали расстрелять, как бешеных собак изменников Родины, в семидесятые призывали выгнать из страны диссидентов. Потом трудящиеся вроде успокоились и вот опять появились. Однако нам представляется, что никаких писем не было, по крайней мере, в большом количестве. Но был звонок по главному телефону, по «которому директор всегда разговаривал стоя» (Юрий Герман).
Запретивший спектакль с участием народной артистки Российской Федерации, лауреата Государственной премии РСФСР Лии Ахеджаковой директор Кравец — наш земляк. До этого работавший в МХТ, ранее окончил театральный факультет Саратовской консерватории, после этого работал первым заместителем министра культуры Саратовской области и директором Саратовского академического драматического театра.
И так-то у нашего города репутация не очень, а тут еще и этот директор.
История с Лией Ахеджаковой имела неожиданное продолжение. Звезда «Иронии судьбы» Барбара Брыльска отреагировала на новость так: «Конечно, ей [Лии Ахеджаковой] нужно уезжать. Они не дадут ей жизни, эти коммунисты, проклятые Богом люди».
Где скандал, там и депутаты. Парламентарий Ольга Занко пригрозила стереть Барбару Брыльску из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» с помощью нейросети. Об этом она написала в своем Telegram-канале.
«Некогда любимая всей страной актриса Брыльска сделала свой выбор, назвав своих поклонников «проклятыми Богом людьми». Наша страна подарила ей славу и почет, но мы также легко можем и стереть эту актрису из «Иронии судьбы», — отметила Занко, самостоятельно отредактировавшая отрывок из фильма Эльдара Рязанова и разместившая его у себя на канале.
«Заменила ее на Валентину Талызину, которая роль Брыльской в «Иронии» и озвучивала от и до», — написала она. Молодая, продвинутая — умеет пользоваться нейросетью — депутат, но не знает, что такое авторское право. Или им сейчас все можно? Тогда уж надо идти до конца, мало убрать только Барбару Брыльску, там еще и Ахеджакова в эпизоде играет. Убрать ее, заменить, скажем, на Дмитрия Певцова. Песни Пугачева поет — срочно поменять на Юлию Чичерину. Кстати, лучше бы вместо Талызиной на главную роль вмонтировать Нонну Мордюкову. Представляете, сидит-грустит Женя Лукашин, а тут со словами «Ты забыл у меня свой веник» входит Мордюкова? Но лучше вообще запретить фильм, разве «Елок» для новогодней ночи отснято мало?
Депутаты наши часто выступают с эпатажными заявлениями. Цель понятна — засветиться, ну и чтоб начальство оценило. Но засветиться самому по себе трудно, потому лучше прислониться к чему-то или кому-то великому. В нашем случае к всенародно любимому фильму. Один английский музыкальный критик как-то заметил — если я буду ругать группу из соседнего паба, меня мало кто заметит, если же напишу, что Beatles бесталанны, то заметят многие. Вопрос, что скажут в ответ, остается за скобками.
В наше время, когда столь популярна психология, можно и с этой точки зрения посмотреть на слова и поступки наших депутатов.
В Древней Греции жил сапожник Герострат, в родном своем городе Эфесе он сжег храм Артемиды, чтобы прославиться. Получилось, хотя древнегреческий суд особо постановил никогда не упоминать его имени.
В популярной психологии есть термин — комплекс Герострата.
«Для человека с таким комплексом характерны постоянные попытки привлечь внимание его окружения: он хочет, чтобы о нем говорили, хвалили и обожали. Малейшие неудачи и обделенность вниманием человек с комплексом Герострата перенесет тяжело. Для того, чтобы добиться одобрения со стороны общества, он пойдет на многое — на ложь, шантаж и даже физическое насилие. Такая манера позволяет выделиться из общей массы и привлечь внимание к себе, заработать славу. Некоторые прибегают к этой манере поведения в надежде заработать симпатию (общественности в целом или конкретного индивидуума). Многие психологи твердо убеждены, что комплекс Герострата и вандализм — два тесно связанных между собой понятия».
Согласитесь, похоже.
Что же до культуры, то начинается, а скорее продолжается, ее разделение на официальную и альтернативную. Что же, мы это уже проходили. В телевизорах — Кобзон, Лещенко и Людмила Зыкина. На магнитофонах Beatles, «Аквариум», Высоцкий. Сейчас, в компьютерный век, каждый может смотреть и слушать то, что он хочет. И никакого значения не имеет то, что любимые певцы отмечены званием иностранный агент.
* Внесены минюстом РФ в реестр иностранных агентов