Террористы или жертвы режима? Единоросс, коммунист и историк-американист рассказывают о деле Николы Сакко и Бартоломео Ванцетти
Единого мнения о приговоре американцам итальянского происхождения Сакко и Ванцетти до сих пор нет. Мы решили узнать, что думают об этом единоросс и коммунист, а также спросили точку зрения профессионального историка-американиста.
В 2023 году саратовскую улицу имени Сакко и Ванцетти в очередной раз предложили переименовать – на этот раз в Дмитриевскую. Предложение вызвало неоднозначную реакцию общественности.
Весенним днём 1920 года в американском городке Брейнтри два человека совершили вооружённое ограбление обувной фабрики. В ходе налёта были убиты кассир и два охранника. По делу полиция задержала рабочих итальянского происхождения Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти. Оба являлись анархистами и активными участниками движения за права рабочих. Состоялся суд, который счёл вину активистов доказанной. Позже они были казнены на электрическом стуле.
Однако многим приговор показался несправедливым: решение суда опиралось на противоречивые улики и путанные показания свидетелей. В итоге общественность стала считать Николу и Бартоломео жертвами судебного произвола и предубеждённого отношения к мигрантам. В городах США и других странах прошли демонстрации в защиту осуждённых. Об их помиловании просили Альберт Эйнштейн и Папа Римский. А спустя 50 лет о том, что Сакко и Ванцетти были казнены без достаточных доказательств, заявил губернатор штата Массачусетс.
Однако есть и другое мнение: в ходе судебных разбирательств самих обвиняемых ловили на ложных показаниях. Суд не стал доверять свидетелям защиты, потому что многие из них тоже являлись итальянцами и анархистами, поэтому могли быть предвзяты. Даже известный писатель-социалист Эптон Синклер, изучив обстоятельства дела, засомневался в невиновности осуждённых.
В СССР Сакко и Ванцетти представлялись как жертвы буржуазного режима. Вынесенному им приговору уделялось так много внимания, что в честь двух рабочих были названы населённые пункты, фабрики и даже пароход. А ещё - десятки улиц в разных городах страны, включая Саратов.
«Вряд ли они были нравственными личностями»
Роман Чуйченко, депутат (Единая Россия), заместитель председателя Саратовской областной думы, экс-министр информации и печати Саратовской области
«Как идейный антиамериканист, я считаю этих персонажей анархистами - борцами с бандитским американским режимом. И безусловно, не чуждым насилия, рэкета, экстремизма. И потому что анархисты, и потому что профсоюзы традиционно контролировались мафией.
По поводу переименования улицы я считаю, что надо поступить так, как сказал Вячеслав Володин, отвечая на соответствующий вопрос Владимира Лешукова [саратовский краевед. Встреча общественности со спикером Госдумы Вячеславом Володиным состоялась 27 января - прим. ред.]. Надо всем заинтересованным и неравнодушным сторонам тщательно обсудить все исторические и краеведческие нюансы. Соотнести их с целями, которые мы преследуем, развивая топонимику. И прийти к осознанному выбору в подготовке решения.
Лично мне как антиамериканисту понравилось мнение Александра Бернадского (саратовский активист, ветеран САЗ - прим. ред.), высказанное в той же дискуссии. Сакко и Ванцетти - борцы против произвола американского капитала. Но к Саратову, к его исторической части не имеют никакого отношения. И к России в целом. И вряд ли они были нравственными личностями.
Зато у нас есть Герои Донбасса. Они в куда большей мере олицетворяют борьбу с американским неоколониализмом. И они наши. Среди них есть саратовцы. Если бы для выбора мне предложили «Героев Донбасса», я бы однозначно выбрал этот вариант.
Но подчеркну, что решение должно максимально полно учитывать мнение всей общественности и жителей города».
«Ни о каком терроризме с их стороны не может быть и речи»
Николай Бондаренко, экс-депутат (КПРФ) Саратовской областной думы, автор YouTube-канала «Дневник Депутата»
«Однозначно это были жертвы режима. В первой половине 20 века в США проходили масштабные забастовки за права рабочих. Не секрет, что американское правительство очень жёстко требовало от полиции их пресечь. Таких совпадений не бывает. То, что настолько заметных профсоюзных и общественных деятелей как Сакко и Ванцетти арестовали как раз накануне одной из акций, а потом оперативно приговорили к высшей мере, свидетельствует именно о классовом подходе в этом деле..
Не надо забывать, что Сакко и Ванцетти вели ещё и общественное расследование гибели другого итальянского анархиста - Андреа Сальседо. Сообщалось, что они нашли доказательства причастности полиции к его гибели. И как раз на ближайшем митинге планировали произнести обличительную речь. Николо Сакко и Бартоломео Ванцетти вошли в историю как великие люди, отстаивавшие права трудящихся. Ни о каком терроризме с их стороны не может быть и речи.
Что касается переименования: не эти сволочи называли улицу именем Сакко и Ванцетти, и не им её переименовывать. Поколения наших предков решили, что она должна называться именно так, поэтому не нужно своими грязными руками трогать историю. Вы видели, как у нас уже переименовали проспект Кирова. Теперь переименовывают и эту улицу. Видимо, в городе больше нет проблем, кроме как бороться с историей. Советую нашим властям заняться лучше борьбой с бедностью, а не отвлекаться на всякие глупости.
«Суд над ними был точно несправедливым»
Иван Курилла, историк-американист, доктор исторических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге
«Сегодня мы не можем на 100% утверждать, были виновны Сакко и Ванцетти или нет. Но главное вовсе не в этом, а в том, что суд над ними точно был несправедливым. Эта точка зрения получила широкое признание даже в самих штатах. В деле имелось очевидное предубеждение судей против обвиняемых, не были приняты во внимание явные доказательства их невиновности. К тому же описываемые события происходили в период роста страха перед левым движением в США и обострением антитальянских и антииммигрантских настроений в обществе. Поэтому вся эта история однозначно выглядит очень нехорошо для американской правоохранительной системы.
Приговор Сакко и Ванцетти выглядел таким несправедливым, что вызвал возмущение по всему миру - и в Европе, и в Латинской Америке, и в Африке, и в Советском Союзе. Хотя в самом СССР на тот момент тоже велось преследование анархистов. За осуждённых вступились люди самых разных убеждений: и анархисты, и коммунисты, и даже Бенито Муссолини (итальянский диктатор, один из основателей итальянского фашизма - прим. ред.). Акции в защиту Сакко и Ванцетти вылились, возможно, в самое мощное международное движение, осуждающее американскую судебную систему.
Менять или не менять название улицы в Саратове - решать, конечно, жителям города. Но мне кажется, в нашей стране гораздо больше других улиц, названных в честь действительно очень нехороших людей и заслуживающих переименования».