Возможна ли большая пресс-конференция Путина сейчас? Нет, ни в коем случае
Никто не удивился на самом деле. Видится, что этому есть две причины. Причина первая – пресс-конференции президента за долгие годы превратились в абсолютно рутинные мероприятия. Примерный сценарий этого мероприятия в последние годы выглядит примерно так: вступительное слово президента с огромным количеством цифр, доказывающим рост по всем направлениям. Далее – вопрос старейшего журналиста «Комсомольской правды» Василия Гамова: «Отчего мы так хорошо живем, и будем ли жить еще лучше»? Потом некто смелый из свободолюбивых СМИ (сейчас их уже почти нет в России) спрашивает о судьбе того или иного оппозиционного политика. Президент в ответ интересуется, кто это такой: он, видите ли, в первый раз слышит эту фамилию и добавляет, что никогда не вмешивается в работу судов. Продолжается пресс-конференция рядом вопросов региональных журналистов. В этих вопросах содержатся одновременно похвала местному начальству и мелкие просьбы. И под занавес традиционный вопрос от газеты садоводов и огородников. Например, разделяет ли глава государства их интерес к выращиванию иван-чая? Президент улыбается и отвечает: да, разделяю.
Возможна ли подобная пресс-конференция сейчас? Нет, ни в коем случае. По той простой причине, что интерес всего общества и тем более СМИ сосредоточен на одной теме – специальной военной операции и связанной с ней частичной мобилизации. Но ведь президент в последнее время ответил на все главные вопросы.
Например, на вопрос о том, «почему пошли на признание и принятие в состав Российской Федерации Донецкой и Луганской [народных республик], а потом еще двух территорий. Посмотрите на молодых девушек! Чем Федорова, проживающая в Луганской Республике, отличается от таких же Федоровых где-нибудь в Новосибирске, Петербурге или Москве? Ничем!»
А вот что Владимир Путин считает главным результатом СВО. «Появились новые территории. Ну вот, и такой значимый результат для России. Это серьезные вопросы. Чего уж греха таить, и Азовское море стало внутренним морем РФ, это серьезные вещи».
Также глава государства объяснил причину ударов по энергетической инфраструктуре Украины. «Да, мы делаем это. Но кто начал? Кто ударил по Крымскому мосту? Кто подорвал линии электропередач с атомной электростанции Курска?»
Наконец, была внесена ясность в вопрос о недостаточном снабжении мобилизованных. Некоторые проблемы еще остаются, сказал Путин, но в основном вопросы уже решены. А по поводу разноречивой информации подчеркнул: «Верить никому нельзя, только мне можно». Получилась своеобразная отсылка к сериалу о советских разведчиках «17 мгновений весны».
Ясности в общую картину мира добавил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, сообщивший, что «Нас никто не любит и любить особо не собирается. И нам это не нужно». Что-то в его словах есть общее с известной фразой: « Я бежала за вами три мили, чтобы сказать: вы мне совершенно безразличны».
Фактическая отмена пресс-конференции (или замена ее на встречу с журналистами кремлевского пула) не вызвала ажиотажа среди обозревателей. Гораздо больше писали о вступлении Виктора Бута в ЛДПР. Но все же какое-то обсуждение состоялось. Приведем наиболее характерные мнения.
«Существовала явная опасность превращения большого пресс-общения в разговор одного вопроса - об СВО. Потому что говорить сейчас еще о чем-то – странно».
«Раз пресс-конференции в этом году не будет, значит, и ответы на вопросы, которые мучают российское общество, не порадовали бы. Есть ли сейчас у Владимира Путина какие-то новые месседжи для граждан России и мира? С учетом того, что, кажется, на тему СВО сказано им за год было уже все и на разные аудитории».
«Если в такой ситуации не будет ни послания, ни пресс- конференции, то это сам по себе сигнал о том, что или всё идет настолько по плану, что и не о чем говорить, или что планы съехали и поменялись настолько, что пока не до разговоров и заявлений».
«Что мы хотели услышать? Пресс-конференция – это больше про уже произошедшие события, уточнение каких-то подробностей и мнений. Интересует ли сейчас общество то, о чем президент говорил много раз»?
Но кроме большой пресс-конференции и прямой линии, о которой вовсе никто не вспоминает, остается ежегодное послание к Федеральному Собранию. Дмитрий Песков ответил, что затрудняется назвать его дату. Это, по меньшей мере, странно, ведь до конца года остается меньше трех недель. Ежегодное послание - это не просто желание президента обратиться к обществу, это его обязанность. Согласно статье 84 Конституции Российской Федерации: «Президент Российской Федерации обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства».
Впрочем, после голосования за поправки в Конституцию РФ летом 2020 года (оно же «голосование на пеньках») манкирование еще одной статьей основного закона вряд ли станет неожиданностью. С другой стороны, если 2022 год завершится только традиционным предновогодним обращением, общество этого может не понять.