«У меня сын на Украине. Не дали ни копейки». Мать саратовского солдата жалуется на отсутствие выплат
Как подсчитало агентство Reuters , расходы на зарплату и компенсации для 320 тысяч мобилизованных россиян могут составить от 900 миллиардов до 3 триллионов рублей в год из федерального бюджета. В Саратовской области на выплаты резервистам и помощь беженцам до конца года потратят полмиллиарда рублей.
Летом областные власти объявили о создании двух именных военных подразделений и пообещали выплачивать гражданам, заключившим контракт на срок не меньше трех месяцев, по 250 тысяч рублей, освободить их семьи от платы за детский сад и дать оздоровительные путевки.
Осенью ввели региональные выплаты для мобилизованных саратовцев — по 50 тысяч рублей каждому. Их детям обещаны бесплатное посещение детского сада, питание в школе и проезд в общественном транспорте.
27-летний саратовец Дмитрий Шапкин по собственной инициативе подписал контракт с Министерством обороны через неделю после объявления мобилизации. Был направлен в 15-ю мотострелковую миротворческую бригаду в Самарской области. Сейчас находится в Сватово под Луганском. Как рассказала «Свободным» мать солдата Елена Шапкина, за два месяца контрактнику не заплатили ни копейки. Дома его ждут двое маленьких детей.
«Сын пишет, что нашел себя»
По словам Елены Шапкиной, ее сына Дмитрия призвали на срочную службу в 2014 году. «Военкомат не проявлял инициативы. Я сама им позвонила и спросила: вы не забыли, что парню уже 19 лет?», — вспоминает женщина. После армии юноша неофициально работал диспетчером, женился, недавно стал отцом. Одному ребенку годик, второму — два.
В нынешнем году Дмитрий пошел в военкомат в конце сентября, не дожидаясь повестки. «Мой сын стал добровольцем, чтобы защищать нас с вами и материально обеспечить свою семью», — объясняет Елена.
29 сентября саратовец подписал с Минобороны контракт на шесть месяцев. 3 октября его отправили в войсковую часть 90600 (согласно данным ФНС расположена в поселке Рощинский Самарской области). Здесь находится 15-я отдельная мотострелковая миротворческая бригада Центрального военного округа. Подразделение участвовало в грузино-абхазском, осетинском, нагорно-карабахском, приднестровском и других конфликтах.
По словам Елены, в армии Дмитрию понравилось: «Сын пишет, что нашел себя». Из Рощинского бойцов направили в Белгородскую область, затем — в Сватово под Луганском.
Как говорит мать солдата, до сих пор ему не заплатили ни копейки. «Я звонила на горячую линию Минобороны. Там дают телефонные номера, мол, позвоните в военкомат, в приемную губернатора. Толку нет. Жена сына написала обращение через Госуслуги. Его тоже переслали в военкомат. Я была у юриста, и он советует выяснять всё в военкомате. Круг замыкается, я уже не знаю, куда обращаться. Командиры бездействуют. На все вопросы сына отвечают: это не наши проблемы, ничего не знаем», — говорит Елена.
Семья оказалась в сложном материальном положении. Мать солдата работает в охране, получает минималку. Жена находится в отпуске по уходу за ребенком.
«Наши соседи попали под мобилизацию. Им уже выплатили всё, что положено, хотя они еще на обучении в Саратове. У меня сын на Украине, а ему — ничего!» — возмущена собеседница. По ее сведениям, это не единичный случай: «Вместе с Димой служит парень из Вольска. Ему тоже не заплатили».
Родственники военнослужащих, не получивших выплат, организовали чат в мессенджере. Как пишет одна из участниц, проблема в том, что областной военкомат не подал в саратовское министерство соцзащиты списки добровольцев, зачисленных в войсковые части других регионов.
«Кто чем может, помогайте»
В июле по приказу Министерства обороны в Саратовской области организовали два именных подразделения. Как сообщала мэрия Саратова, контрактникам положены федеральные льготы (внеконкурсное поступление в вузы, компенсация расходов на ЖКУ и 32-процентная надбавка к пенсии) и региональные меры поддержки — бесплатный садик для детей и путевки членам семьи. При заключении контракта из резервного фонда области обещали выплачивать 75 тысяч рублей и еще столько же — через три месяца. В августе общую сумму вознаграждения подняли со 150 до 250 тысяч рублей.
Кроме того, как напоминали городские власти, «военные, привлекаемые к участию в специальной военной операции на территории Украины, ЛНР и ДНР, смогут рассчитывать на следующие зарплаты: рядовые от 200 242 до 452 886 рублей, сержанты — от 209 964 до 465 606 рублей, прапорщики — от 217 665 до 466 935 рублей». За уничтожение военной техники предусмотрены премии: от 50 тысяч рублей за беспилотник до 300 тысяч — за самолет.
В октябре Telegram-канал «Время саратовское Z» сообщил, что записаться в добровольцы пожелали 542 саратовца. Они подали заявления через портал Госуслуг. Оттуда сведения направили в военкоматы.
Сколько жителей области были мобилизованы, неизвестно. По словам президента Владимира Путина, мобилизованные рядовые должны получать «не менее 195 тысяч рублей за календарный месяц».
Мобилизованным положено также региональное единовременное пособие — 50 тысяч рублей. Выплаты начались с 1 ноября. По подсчетам областных властей, за месяц 99 процентов бойцов получили деньги. Семьи мобилизованных освобождены от платы за детский сад, школьное питание, а также от транспортного налога. «Министерству соцзащиты совместно с главами районов нужно закрепить за каждой семьей социального работника и представителя местной администрации. На все просьбы должна быть незамедлительная реакция», — заявил губернатор Роман Бусаргин.
Пресс-служба главы региона регулярно отчитывается о встречах Бусаргина с резервистами, проходящими обучение на полигонах в Саратовской области. «В основном мобилизованные обращают внимание на помощь их семьям. У кого-то нужно обеспечить бабушку сиделкой, кому-то помочь с получением медпомощи ребенку», — отмечает губернатор.
На горячую линию для семей мобилизованных поступило больше 1800 обращений. Большинство вопросов касается именно выплат, соцподдержки, кредитных каникул и налоговых льгот.
Всего на помощь мобилизованным и беженцам до конца года потратят 497,5 миллиарда бюджетных рублей.
В районах области для саратовских солдат собирают гуманитарную помощь. В Балаково организовали специальный благотворительный фонд. Глава района Сергей Грачев пообещал перевести туда свою зарплату за один месяц.
В Новоузенске учителя и родители школьников собрали для мобилизованных сухпайки и деньги на медикаменты.
«Начались холода и сырость. У солдат после боёв одежда приходит быстро в негодность. Много чего нужно: свитера, штаны, носки, перчатки, шапки, стельки, шарфы, трусы. Женщины, пошерстите дома. Также нужны сигареты, бинокли ночного видения, бронежилеты, клеёнка или баннеры, квадрокоптеры, пушки для обогрева, продукты. Кто чем может, помогайте», — писали пользователи ВК в паблике «Подслушано в Аткарске».
В благотворительной акции участвовали все аткарские школы, детские сады, центр детского творчества. Жители собрали более 60 рюкзаков для земляков, участвующих в СВО. В наборы вошли теплые вещи, белье, умывальные принадлежности, инструменты, газовые плитки, консервы и сладости.
Больше 30 таких рюкзаков, а также спальные мешки и аптечки приготовили для мобилизованных и добровольцев в Петровске.
Около 30 тонн гуманитарной помощи на 5 миллионов рублей для мобилизованных отправили из Балашова — два УАЗа, 80 самодельных буржуек, утепленные сапоги и т. д.
Появились даже мошенники, специализирующиеся на мобилизационной теме. Как сообщало региональное управление Роспотребнадзора, неизвестные обзванивают предприятия, представляются сотрудниками ведомства и просят перечислить на определенный счет деньги якобы на помощь бойцам.
«Если экипировка не нравится, покупайте сами»
Виды поддержки военных и их семей различаются в зависимости от региона. Например, в Москве мобилизованные получают от городского бюджета надбавку — 50 тысяч рублей в месяц сверх федерального денежного довольствия. Детям мобилизованных выплачивают ежемесячное пособие в размере прожиточного минимума без учета каких-либо критериев нуждаемости. Им положена бесплатная продленка и занятия в муниципальных секциях дополнительного образования. Пожилым родителям мобилизованных предоставлено бесплатное социальное обслуживание на дому.
В Тыве семьям мобилизованных раздали живых баранов. В Якутии — туши оленей. На Сахалине — по пять килограммов рыбы. Власти Бурятии обещали выдать дрова. Но, как заявил глава российских буддистов Хамбо лама Дамба Аюшеев, «люди столкнулись с бумажной волокитой». Лама обратился за помощью к президенту Владимиру Путину.
Обращения мобилизованных, не получивших обещанных денег и экипировки, стали отдельным жанром YouTube. На отсутствие или плохое качество снаряжения жаловались резервисты из Коми, Архангельской области, Якутии, Подмосковья, Краснодарского и Ставропольского краев. Мужчины из Курганской и Свердловской области утверждали, что им не выдают региональные подъемные и «президентскую» зарплату. Особенно бурные протесты произошли на пунктах сбора в Ульяновске и Казани.
Региональные чиновники по-разному реагировали на претензии защитников. Омский губернатор Александр Бурков заявил, что, в отличие от более обеспеченных регионов, во вверенном ему бюджете нет денег для дополнительных выплат мобилизованным. Глава Орловской области Андрей Клычков в ответ на замечания к качеству гуманитарной экипировки заявил с обычной для государевых людей прямотой: «Если кому-то не нравится, покупайте сами».
P. S. «Свободные» направили запросы в областное правительство, пресс-службу Центрального военного округа и женсовет 2-й армии, в которую входит миротворческая бригада в Рощинском, с просьбой рассказать, почему саратовец Дмитрий Шапкин не получает денег.
Как разъяснило областное министерство труда и соцзащиты в ответ на запрос «Свободных новостей», единовременная выплата 50 тысяч рублей положена мобилизованным и контрактникам, которые указаны в списке, составленном областным военкоматом. «Реализация приведенной нормы права в ситуации, когда гражданин заключил контракт на территории другого субъекта, предполагает необходимое взаимодействие военкомата такого региона и военкомата Саратовской области», — отмечает ведомство. Министерство сообщает, что передало информацию о Дмитрии Шапкине в областной военкомат.