Гаагский суд по международному торговому праву может взыскать с России 130 миллиардов долларов по делу ЮКОСа

Оценить
Иностранные акционеры компании Михаила Ходорковского предполагают, что в счет уплаты долга может быть арестовано имущество российских компаний за рубежом.

До конца июня Постоянный третейский суд в Гааге по арбитражному регламенту комиссии ООН по международному торговому праву должен вынести решение по иску бывших акционеров компании ЮКОС к России, сообщает  радиостанция Deutsche Welle.

Как рассказал журналистам Тим Осборн - директор компании Group Menatep Limited, которая ранее имела долю в 60% акций концерна ЮКОС и размещала его активы за рубежом - в процессе «экспроприации» компании российскими властями после ареста её гендиректора Михаила Ходорковского, бывшие акционеры пытались полюбовно договориться с новыми владельцами, но Кремль отказался выплатить компенсации. После этого, в 2010 году совладельцы компании обратились в суд. Сейчас, по подсчетам Осборна, стоимость конфискованных РФ активов составила бы в общей сложности 130 миллиардов долларов США, но акционеры затребовали 103,5 миллиарда как максимум требований.

Сейчас гаагский суд уже разослал сторонам процесса уведомления с требованием частично оплатить судебные издержки, что, как отметил акционер, свидетельствует о скором вердикте. Осборн выразил полную уверенность в успешном исходе процесса.

«Если бы я не был в этом уверен, то у меня уже давно был бы нервный срыв», - подчеркнул он, отмечая, что имеются уже два прецедента, когда судьи констатировали факты экспроприации иностранной собственности российскими властями.

Кроме того, по словам Осборна, если суд вынесет решение не в пользу России, и та откажется платить, то активы и имущество РФ за рубежом могут быть арестованы и проданы с аукциона. Причем речь может идти и о коммерческих организациях, признанных за рубежом государственными, к примеру, «Газпроме», «Роснефти» или «Аэрофлоте».

При этом финансист признал, что не рассчитывает на то, что акционеры получат даже затребованные деньги, но в случае успешного для себя исхода процесса GML планирует получить «весьма существенную сумму».