Разговоры о двухлетней службе в армии затихли через пять дней

Оценить
В конце прошлой недели депутат ГД от Крыма Михаил Шеремет, а следом председатель оборонного комитета Совета Федерации Виктор Бондарев заявили о необходимости вернуться к двухлетнему сроку службы в армии.

Надо заметить, что ни в одной другой стране срок службы  по призыву не менялся так часто, как в России. Государство призывало молодежь служить три года в армии и четыре года на флоте, потом два года в армии и три на флоте. В последнее время срок службы в армии был определен в год. Теперь возникли разговоры, пока только разговоры, о возврате к двухлетнему сроку службы в армии. Кстати,  этот срок продержался дольше всего.  Даже была популярная песня: «Через две зимы, через две весны отслужу как надо и вернусь».

Предложение сенатора и депутата как-то по касательной прошло в основных СМИ, зато вызвало оживленную дискуссию в некоторых telegram-каналах.

Собственно, направлений в дискуссии было два. Первое: будет — не будет. Было предположение, что это лишь некая страшилка, цель которой привлечь молодых людей к призыву таким странным образом: мол, лучше служить сейчас год, чем прятаться, а потом идти на два года. Другие, наоборот, считают, что инициатива о возвращении к двухлетнему сроку службы по призыву с большой долей вероятности будет реализована. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков традиционно высказался в том плане, что это не компетенция Кремля, а решать должно Министерство обороны. 

Участники дискуссии, которые считают, что двухлетний срок службы будет возвращен, предпоглагают, что следующими этапами станут возвращение в школы начальной военной подготовки, а в высшие учебные заведения — военных кафедр с тем, чтобы готовить на этих кафедрах офицеров запаса.

По поводу начального военного обучения в школах можно определенно сказать — оно состоится. Министерство обороны РФ поддержало введение в старших классах школы курса начальной военной подготовки. Начальник Генштаба Валерий Герасимов заявил, что новый предмет необходимо преподавать в 10-11-х классах и выделить на него не менее 140 часов в учебный год, то есть по четыре урока в неделю.  За счет сокращения каких общеобразовательных предметов будет расширен учебный курс, военные не сообщают.

Одна из целей, которые преследует Минобороны РФ, помимо обучения старшеклассников навыкам владения оружием, это трудоустройство в школы ветеранов войны в Украине, людей с боевым опытом.

Представляется, что те люди, которые считают военные кафедры кузницей офицерских кадров, сами на них не обучались. О себе могу сказать — имел звание  лейтенанта запаса и военно-учетную специальность командир мотострелкового взвода. Четыре года в СГУ проходил обучение на военной кафедре. Если иногда говорят, что генералы готовятся к прошлой войне, то на «военке» нас готовили к войне позавчерашней. Мы с удивлением узнавали о том, как  проводить штыковые атаки во вражеском городе «Ню-Нёрке» после нанесения по нему ракетного удара. Учились теоретически распознавать признаки атаки ипритом, зарином и V-газами.

Изучали современные, как нам говорили, виды вооружения: автомат АКМ — принят на вооружение в 1959 году, гранатомет РПГ -7, принят на вооружение в том же году. Наконец СГМБ — станковый системы Горюнова модернизированный бронетранспортерный пулемет.  Этот вообще был придуман в середине войны.

Подчеркну, происходило это в семидесятые. Два или три раза нас вывозили  «в поле» на полигон, где  по непролазной грязи мы учились штурмовать пустые окопы. Венцом обучения стали двухмесячные сборы после окончания университета. Привезли нас под Казань на озеро Кабан, выдали форму х/б б/у (хлопчатобумажную, бывшую в употреблении) третьего срока, попросту старую. Сапоги были не больше 44 размера и не меньше 37-го, то есть самые рослые и наоборот часть сборов ходили в кедах. В лагере мы дважды совершали марш-броски на полигон, где стреляли из автоматов и пулеметов, единожды прошли обкатку танками: сидишь в окопе, а над тобой проезжает танк. Душно, пыльно, шумно и непонятно — зачем.

Еще ходили в караул — охраняли склад ГСМ. Все остальное время мы отдавались привычным для армии бессмысленным занятиям. Например, больше недели носили старые матрасы из одного склада в другой. Вторую половину сборов мы развертывали лагерь временного базирования стрелковой дивизии, то есть ставили бессчетное число пятидесятиместных палаток. Прибыла ли туда эта дивизия — нам не ведомо. Потом нас собрали на поляне с вкопанными скамьями и столами — сдавать экзамены. Офицеры особо не придирались, экзамены все сдали на четыре балла. Кроме сержантов — те получили по пять.  После чего нам было объявлено, что теперь мы офицеры запаса и командиры мотострелковых взводов. К счастью для мотострелковых войск, покомандовать взводом мне не пришлось.

Кстати, президент Путин в какой-то мере мой коллега — после учебы на юридическом факультете Ленинградского университета он получил звание лейтенанта артиллерии и должность командира взвода управления 122 мм гаубиц.  Почему будущих юристов (и офицеров КГБ) обучали артиллеристским премудростям — это, наверное, военная тайна.

Понятно, что президент, доведись ему командовать гаубицами, проявил бы себя отлично, как и во всем, что он делает. Но в целом, боюсь, что военные кафедры, по крайней мере, в том виде, что я застал — большая профанация.

В дискуссии по поводу предложения Бондарева-Шеремета было  немало интересных предложений и замечаний. Большинство участников выступали за создание профессиональной армии и не были согласны с увеличением срока службы.

«Те проблемы с армией России, которые стали очевидны в 2022 году, порождены архаичностью этого социального института в нашей стране. Армия поколения 3+ столкнулась с оружием и технологиями армий 5-го поколения. На лицо та же историческая и технологическая ловушка, в которую в свое время попал император Николай I, проигравший Крымскую кампанию из-за того, что европейские державы перешли на нарезное оружие в середине ХIХ века, а Россия нет.

Вместо того, чтобы пойти по лесенке развития вверх, решили спуститься на две ступени вниз. 

Современное вооружение обладает таким (извините) юзабилити (удобство использования), что зумеры его осваивают мгновенно, не требуется долгих лет и месяцев. А юзабилити отечественного вооружения —  это машина времени, переносящая солдата, который только что писал своей девушке со смартфона сообщение в мессенджере, в 50-е годы ХХ века с датчиками, тумблерами, щёлкающими выключателями и гигантскими красными и зелеными кнопками.

Сама срочная служба построена у нас в стране через усиление социального, интеллектуального, территориального неравенства. Гляньте на цифры призыва из Москвы и, например, Тывы. Исследуйте уровень доходов родителей ребят, проходивших срочную службу, и их сверстников, кто избежал такой участи. Я не говорю про средний балл в школе у тех, кто идет служить по срочке и тех, кто решает поступать в вуз, а затем еще магистратуру, аспирантуру. Всё очевидно.

Только отмена воинского призыва и смена парадигмы с количественной на качественную приведет к устойчивости страны. Все остальные инициативы в этой сфере — поджигание хаты все с новых и новых сторон. 

Еще в пятницу казалось, что предложение Бондарева-Шеремета будет обсуждаться в Госдуме. Во вторник выяснилось, что нет.

Идея депутатов и сенаторов увеличить срок службы в армии по призыву с года до двух не получила поддержки ни в администрации президента, ни в Минобороны. Глава комитета СФ по конституционному законодательству Андрей Клишас, которому определена роль остужать самые горячие головы и гасить самые безумные идеи, заявил, что увеличение срока службы вряд ли повысит боеспособность российской армии: «Современные вооружения требуют профессиональных военных и постепенного перехода к большей численности контрактников». Аналогичное мнение высказал и председатель комитета Госдумы по обороне от «Единой России» Андрей Картаполов: «На сегодняшний день нет необходимости в двухлетней службе в армии. Если в Совете Федерации такие идеи есть тоже, это их право. Мы такие законодательные инициативы не рассматриваем и считаем, что на сегодня такой необходимости нет». 

Заметим, что это далеко не первый  случай, когда в общество вбрасываются как минимум спорные идеи, некоторое время идет горячее их обсуждение, а потом вдруг все стихает. Словно и не было ничего. И так до следующего предложения — ввести ли министерство пропаганды, запретить инакомыслящих артистов, вычеркнуть из русского языка большинство иностранных слов.