Сакко и Ванцетти. Улица в Саратове, которую используют для политических споров, но не переименовывают
В этом году в Саратове стремительно — буквально за 48 часов — переименовали главную пешеходную улицу — проспект Кирова стал проспектом имени Петра Столыпина. Это было в апреле. В мае буквально за несколько дней город распрощался с площадью Совета Европы у старого аэропорта. Она по решению комиссии мэрии по топонимике и с подачи политика Александра Янкловича стала площадью Героев Донбасса.
На таком информационном фоне сильно выделяется ситуация с улицей Сакко и Ванцетти, которую годами предлагают переименовать. Но пока дальше разговоров дело не идёт.
На прошлой неделе в Саратове появилась улица имени экс-главы Донецкой народной республики Александра Захарченко. И что-то нам подсказывает, что к идее переименовать Сакко и Ванцетти как-то более созвучно историческому моменту в городе еще вернутся.
«Свободные» рассказывают историю улицы, которой удаётся сохранить своё название, несмотря на споры — краеведческие и политические.
История улицы: от Дмитриевской до Сакко и Ванцетти
Улица протянулась от Радищева до Чапаева в самом центре Саратова. Первые упоминания о ней появились в начале 19 века. Тогда улица называлась Дмитриевская в честь фамилии жены советника казенной палаты Марии Фёдоровны Дмитриевой. Она делала большие пожертвования на постройку колокольни нового собора. Однако хорошие дела быстро забылись, а улицу стали называть кто Малой Дворянской, кто Большой Дворянской — на ней жили многие дворянские семьи города.
Потом улицу стали называть Большой Кострижной (этим она обязана прядильным и канатным мастерским, из-за которых повсюду оставались отходы производства — костриги).
В 1911 году Саратовская городская дума постановила назвать Большую Кострижную именем писателя Льва Толстого, но переименование так и не состоялось.
В августе 1927 года коллектив промышленно-кооперативной артели «Глобус» предложил переименовать улицу Большую Кострижную в честь участников движения за права рабочих Сакко и Ванцетти. Эту инициативу поддержали, а название пережило Советский Союз.
Кто такие Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти?
Уроженцы Италии Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти были иммигрантами, которые отправились в США в поисках лучшей жизни. Они примкнули к рабочему движению и были анархистами: участвовали в забастовках и вели революционную агитацию.
В мае 1920 года власти штата Массачусетс арестовали Сакко и Ванцетти по ложному обвинению в преступлении — их заподозрили в вооруженных нападениях и убийстве трех человек. В разных городах люди выходили на демонстрации в защиту Сакко и Ванцетти, такие акции прошли, например, в Москве, Осло, Мехико.
О помиловании рабочих просили ученый Альберт Эйнштейн и экономист Элвин Хансен. Даже папа римский Пий XI высказался об этом деле.
Суд присяжных признал обоих рабочих-итальянцев виновными и приговорил к смертной казни. Попытки оспорить это решение длились шесть лет. Сакко и Ванцетти были казнены на электрическом стуле 23 августа 1927 года.
В Советском Союзе Сакко и Ванцетти сделали символом произвола на Западе — продажности и беспринципности «буржуазного суда». Это вылилось в массовое увековечивание памяти итальянцев на территории всего СССР. На сегодняшний день в более чем пятидесяти в городах России есть улицы имени Сакко и Ванцетти, а также посёлок в Красноармейском районе Волгограда. А еще в 1930 году в честь анархистов назвали карандашную фабрику в Москве (она проработала до 2007 года).
Наши дни: От Булгакова до Ильфа с Петровым
«Многие названия улиц, в том числе и в Саратове, оторваны от современности и мало связаны с историей нашего региона. Ярчайший пример „географического кретинизма“ — улица в честь американских революционеров Николы Сакко и Бартоломео Ванцетти», — заявил в мае 2022 года председатель Общественной палаты Саратовской области Борис Шинчук.
Предыдущий руководитель Общественной палаты региона Александр Ландо в 2015 году с менее эмоциональными, но, по сути, такими же аргументами уже предлагал переименовать улицу Сакко и Ванцетти.
После открытия памятной доски писателю Михаилу Булгакову на здании Дома профсоюзов (Сакко и Ванцетти, 55) Ландо заявил, что и саму улицу нужно назвать в честь писателя, который бывал в Саратове и был женат на местной жительнице Татьяне Лаппа. В здании, где сейчас расположен Дом профсоюзов, жила семья первой жены Михаила Булгакова.
На тот момент мэр Саратова Олег Грищенко идею не поддержал, он отметил, что жители выступают против переименования.
«Что же касается идеи переименования улицы Сакко и Ванцетти, то эта популистская акция, на мой взгляд, не только не обоснована с морально-этической точки зрения, но еще и выльется в непомерные хлопоты. Все это сопряжено с серьезным документооборотом, большими затратами и для физических, и для юридических лиц», — сказал Грищенко.
Ландо настаивать не стал. Улица Сакко и Ванцетти осталась Сакко и Ванцетти, а улицу Михаила Булгакова в 2016 году создали в новом микрорайоне рядом с ипподромом.
Любопытно, что наличие в Саратове улицы имени Столыпина, проездов имени Столыпина и площади имени Столыпина, никак не помешало переименовать проспект Кирова в проспект имени Петра Столыпина.
Так уж получилось, что на улице Сакко и Ванцетти находится здание техникума, в котором учился Юрий Гагарин. В 1969 году образовательному учреждению присвоили имя первого человека в космосе, а в Доме смотрителя был открыт Народный музей космонавта. Периодически в публичном пространстве появляются инициативы присвоить улице имя Гагарина. Однако в 2016 году коллектив музея высказался против переименования улицы Сакко и Ванцетти.
«Мы против переименования улицы Сакко и Ванцетти. Юрий Гагарин был настолько патриотически воспитан. Улица была названа этими двумя людьми, и не нам судить — террористы они или герои», — высказалась тогда представитель музея.
В 2017 году улица Сакко и Ванцетти стала короче на один квартал. Участок от Чапаева до Мирного переулка переименовали в честь архитектора Крытого рынка Василия Люкшина. Люкшину принадлежала идея создать единый рынок как это делалось в крупных городах, а не строить отдельные корпуса.
Чиновники тогда объясняли, что фактически этот участок не продолжение Сакко и Ванцетти. С точки зрения планировки территории, улица Люкшина — самостоятельный элемент улично-дорожной сети, уверены в мэрии Саратова.
Переименовать Сакко и Ванцетти предлагали не только общественники, но и политики. Так, лидер регионального отделения партии ЛДПР Дмитрий Пьяных предлагал присвоить имя Владимира Жириновского улице Сакко и Ванцетти в Саратове. Политик и депутат Госдумы скончался в апреле 2022 года, в Саратове он побывал лишь трижды. Эта инициатива не вызвала каких-то споров, но и до каких-либо конкретных действий партийцы её не довели. Именем Жириновского в итоге назвали безымянный проезд в московском районе Очаково-Матвеевское.
Если представить, что саратовцы всё же добились согласия по этому вопросу и решили стереть упоминание Сакко и Ванцетти с карты города, то логично пойти в сторону замены двух фамилий на две фамилии. Так и жителям будет привычнее.
В мировой культуре предостаточно примеров ярких дуэтов (никак не связанных с Саратовом): Дольче и Габбана, Бонни и Клайд, Холмс и Ватсон — список можно продолжать долго. Однако наиболее подходящий для Саратова вариант — писатели Ильф и Петров.
Как пишет в своих научных исследованиях член Союза журналистов России Борис Донецкий, Илья Ильф общей сложностью за два приезда пробыл в Саратове 10 дней. В первый раз он побывал здесь вместе с другим советским писателем Юрием Олешей по делам железнодорожной газеты «Гудок». Это была инсценировка «суда» над газетой, где писатели выступали и убеждали народ покупать подписку на «Гудок». Мероприятие проходило в саратовском цирке и в последствии это отобразилось в пьесе Ильфа и Петрова «Под куполом цирка».
«Я же мировой аттракцион. Меня же в Саратове на афише вот такими буквами печатали. (Показывает, какими буквами его печатали в Саратове.) „Неустрашимый капитан“ Язычников и его говорящая собака Брунгильда» и «Зачем же обижать собачку? Ее саратовская общественность на руках носила. Разве станет саратовская общественность простого барбоса на руках носить», — говорил один из героев произведения.
Часть героев и событий в других произведениях Ильфа также навеяны саратовскими улицами. Второй раз писатель приехал в город на Волге на тиражном теплоходе «Герцен». Судно шло от Нижнего Новгорода до Астрахани. Его будни прекрасно описаны в романе «12 стульев», где он превратился в пароход «Скрябин» и шёл до Царицына. Одним из самых интересных мест, связывающих Ильфа с Саратовом, стало нынешнее здание мэрии. Когда-то там размещался торговый дом «Андрей Бендер и сыновья», и вывеску этого заведения не могли вывести до шестидесятых годов 20 века. Бытует мнение, что именно эта вывеска могла подтолкнуть автора к фамилии главного героя своих произведений — Остапа Бендера.
Не трогайте Сакко с Ванцети
В социальных сетях саратовцы либо игнорируют тему переименования Сакко и Ванцетти, либо высказываются за сохранение старого названия. Многие не понимают, зачем вообще менять название улицы. Такие же мнения горожане высказывали и относительно переименования проспекта Кирова.
Руководитель сообщества «Пешка» Павел Беркетов, который водит экскурсии по городу, возмущен кулуарному принятию решений о переименовании улиц в Саратове. Он призвал руководство города больше советоваться с гражданами, а идею переименования Сакко и Ванцетти назвал несостоятельной.
«История советского, как и любого другого периода в жизни нашего города, такая же значимая часть его общей истории и требует к себе бережного отношения. Любое переименование его улиц, площадей, районов и прочих объектов требует взвешенного, всесторонне обдуманного подхода и обязательно должно быть согласовано с жителями Саратова», — отметил краевед.
Действительно, отношение к разным историческим событиям и личностям постоянно меняется. И что нам теперь каждый раз переименовывать часть улиц, чтобы потом думать, оправдано ли это или нет. Такого мнения придерживается и саратовский блогер, краевед Денис Жабкин. Он против смен названий, ведь это вносит большую путаницу в адреса жителей, юридические адреса.
«В Саратове каждый год появляется не один десяток новых улиц и проездов. Если хочется дать достойное увековечения имя, простора много. Зачем при этом уничтожать старые имена, абсолютно непонятно… Сейчас же у нас пытаются объяснить людям переименование, «унижая» тех, чьими именами были названы улицы. А люди это читают, слышат и думают «и правда, а чего это?». Почему-то сейчас, когда есть возможность узнать и проверить любую информацию в бескрайних просторах интернета, люди продолжают верить на слово «официальным комментариям», — заявил Жабкин.
Любое название улицы — это уже часть истории Саратова. И такие инициативы должны обсуждаться напрямую с жителями города. И не через опросы в социальных сетях чиновников, в которых участвует как правило менее 10 процентов населения.