Мобилизация завершается. Забыть и успокоиться?

Оценить
Мобилизация завершается. Забыть и успокоиться?
Фото архив fn-volga.ru
17 октября мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что задачи по частичной мобилизации в столице выполнены в полном объеме. Пункты сбора мобилизованных закрылись в тот же день.

«Повестки, разосланные в процессе мобилизации по месту жительства и предприятиям, прекращают свое действие», — написал мэр. Но за три дня до этого член комитета Госдумы по обороне Виктор Соболев сообщил, что план по частичной мобилизации выполнен в Москве лишь на 50 процентов. Парламентарий назвал столицу «гнилой». 

Порадуемся за москвичей – им всегда жилось лучше, чем остальным россиянам. Но зададимся вопросом: если три дня назад план  (точной цифры мы не знаем) был выполнен меньше, чем наполовину, то как за три дня удалось его реализовать. Путем раздачи повесток на станциях метро, в кафе и в хостелах? Как-то не верится. Как впрочем, не верится и во многие слова, сказанные по поводу частичной мобилизации. 

За три дня до Собянина о скором завершении частичной мобилизации сказал Владимир Путин – на пресс-конференции в столице Казахстана Астане. По словам президента, планы мобилизации почти выполнены – из необходимых 300 тысяч призвано 222 тысячи. Путин подчеркнул, что до завершения частичной мобилизации осталось две недели. Как раз – к 1 ноября она должна завершиться. Это понятно: 1 ноября начинается осенний призыв, военкоматы, центры обучения и интендантские службы с двойным потоком – мобилизованных и призывников, не справятся. Еще Владимир Путин отметил, что у Министерства обороны нет новых планов мобилизации. Будет ли указ о ее завершении – пока неизвестно, по идее он должен быть.  

Но вот в чем дело – мобилизации даже частичной, не было и в предыдущих планах российской власти.  

Короткую хронику на тему «ее не будет» собралo Арбат.media

  • Президент России Владимир Путин, поздравляя российских женщин с 8 Марта и обратившись непосредственно к «матерям, женам, сестрам, невестам и подругам солдат и офицеров», говорил: «Подчеркну: в боевых действиях не участвуют и не будут участвовать солдаты, проходящие срочную службу, и не будет проводиться дополнительный призыв резервистов из запаса. Поставленные задачи решают только профессиональные военные». 

  • 25 марта председатель конституционного комитета Совета Федерации Андрей Клишас в интервью РБК говорил, что власти не планировали объявлять всеобщую мобилизацию и запрещать россиянам выезд из страны. «Мобилизация не предусматривается, — рассказал он. — Запрет на выезд, полный запрет на выезд для всех россиян или групп населения — тоже нет». 

  • 4 мая пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в мобилизацию в День Победы не стоит верить, это «чушь и неправда», хотя такие слухи циркулировали по стране.  «Нет, не стоит, - сказал Песков в ответ на вопрос, можно ли прислушиваться к подобным сообщениям. - Это неправда, это чушь». 

  • 5 мая спикер Госдумы Вячеслав Володин в интервью радиостанции «Комсомольская правда» заявил, что в России не планируется мобилизация. «Нет, нет, нет, я вам и в эфире, и без эфира это скажу», -  ответил он на вопрос  о вероятности мобилизации. 

  • 16 июня тот же Дмитрий Песков сказал, что Владимир Путин не будет объявлять мобилизацию во время выступления на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). 

  • 27 июля подключилось Министерство обороны. В МО заверили, что «зарубежные СМИ распространяют ложные сведения о проведении в России мобилизации для отправки военных на Украину». Тогда министерство заявило, что личного состава Вооруженных сил для выполнения задач спецоперации «достаточно», и призвало «не верить слухам. Численность вполне достаточна для выполнения всех задач, поставленных Верховным Главнокомандующим». 

  • 12 сентября председатель Временной комиссии Совфеда по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов заявлял, что мобилизация «не нужна». «Я думаю, они {иностранные журналисты – ред.} получили заказ и будут через свои вопросы эту тему постоянно продвигать. Я понимаю эмоциональный посыл людей, которые комментируют эту тему. Давайте не будем делать скоропалительных выводов по поводу исхода боевых действий, которые априори не должны быть предметом предварительных общественных обсуждений». 

  • 13 сентября, за восемь дней до объявления частичной мобилизации, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил: «В настоящий момент - нет, об этом речь не идет». Это был ответ на вопрос, рассматривается ли властями вариант полной или частичной мобилизации в РФ. 

  • 21 сентября: Путин объявил частичную мобилизацию Пока же мобилизация продолжается. И опять создается впечатление, что региональные начальники немного запутались. На прошедшей неделе сразу два губернатора – Ростовской области Василий Голубев и Курской – Роман Старовойт объявили о началах в их регионах «второй волны мобилизации». В Кремле эту новость опровергли, Дмитрий Песков заявил, что никакой второй волны нет. Один из региональных военных комиссаров пояснил, что речь идет о «донаборе».  Наконец, генерал-лейтенант запаса, депутат Госдумы Андрей Гурулев назвал сообщения о второй волне мобилизации в России «бредом» и пояснил, что сейчас в стране добирают оставшееся до 300 тысяч количество призывников.  «Есть 300 тысяч в Указе президента. Но столько сразу невозможно принять, одеть, вооружить, обучить. Министр обороны говорил, что мобилизовали уже 200 тысяч. Сможете сами посчитать, сколько человек осталось призвать по мобилизации в России? Вот, теперь остальное добираем», — сказал Гурулев.  

«Донабор» идет активно. Понятно, что эти новости не могут не встревожить тех, кто может попасть под призыв.  И вполне возможно, как и после 21 сентября некоторая часть молодых людей будет искать возможности уехать за границу. При этом надо понимать, что стремятся ехать в первую очередь люди образованные и информированные. Известный экономист Сергей Гуриев, анализируя  эти процессы, отмечает: «Оценки домобилизационной эмиграции — примерно полмиллиона человек. И, видимо, будет еще столько же в этой волне. Мы не знаем, насколько это образованные люди, продуктивные люди. Но вполне возможно, что это так, потому что люди, которые уезжают, это наиболее информированные люди, люди, наиболее оценивающие свою жизнь. Что означает, что, видимо, они действительно зарабатывают скорее больше, чем меньше. Конечно, это будет иметь огромное влияние на экономику».   

По разным данным после объявления частичной мобилизации из России уехало около 400 тысяч человек. Называлась даже цифра  700 тысяч, но пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал эту информацию «уткой». И добавил, что в Кремле не придают особого значения этому процессу. Молодые в основном россияне уезжали в Казахстан – около 200 тысяч, Грузию – 50 тысяч, Армению, Финляндию, Монголию и даже в Южную Корею. Интересно, что уехавших называют сентябрята.  

Вероятность второй волны массового отъезда осознают и некоторые представители власти. Но меры, которые они предлагают, традиционны: запретить, закрыть границы и еще жестче наказывать – вполне в духе нашего времени. 

Спикер крымского парламента Владимир Константинов заявил, что власти Крыма предложили законодательно запретить военнообязанным выезд из России во время общей или частичной мобилизации. Предлагается «установить четкий запрет на выезд гражданина России, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, за пределы России в период общей или частичной мобилизации, либо в военное время без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти». 

«Также предлагается внести изменения в ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Здесь предлагается вносить беглецов в реестр лиц, находящихся под иностранным  влиянием. «Бегуны, бросившие Родину в критический момент, должны знать, что их действия без последствий не останутся», - заявил Константинов

Нельзя сказать, что крымская новация  нашла одобрение.  Дмитрий Песков заявил, что в Кремле отсутствует позиция по предложению не выпускать мужчин из РФ во время частичной мобилизации. «В Кремле нет никакой позиции по поводу этой инициативы, и мне неизвестно, чтобы эта инициатива кем-то рассматривалась», — сказал он

Член думской комиссии по расследованию иностранного вмешательства в дела России, депутат от ЕР  Олег Матвейчев в разговоре осудил инициативу крымских властей. 

«Такие заявления о том, что мы мужчинам запретим выезд и так далее, – пугают нашу молодежь, а также редких и дефицитных специалистов, в том числе, айтишников, и они бегут в Казахстан, Армению – в лучшем случае… а некоторые переходят в оппозицию и могут нанести даже вред нашей инфраструктуре. Зачем мы обескровливаем нашу промышленность, бизнес? Нам эти люди самим нужны. Мы берем сейчас и пугаем эту молодежь». 

Один только момент упустил в своем комментарии депутат Матвейчев. Бегут не от крымской инициативы, которая так и осталась словами. Бегут от мобилизации. И еще один нюанс. В словах депутата можно увидеть некоторое сочувствие к людям, понимание их мотивов. И в это же время его думский шеф спикер ГД Вячеслав Володин настроен к уехавшим категорично. Он даже заявлял, что выезд из России «гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается с места жительства без разрешения военных комиссариатов (статья 21). Такая норма закона есть, и ей должны руководствоваться все военнообязанные». 

Потом пришлось вносить исправление: «После сегодняшней публикации поступило разъяснение от Минобороны России. Так как мобилизация частичная, норма статьи 21 закона 31-ФЗ не применяется. В связи с чем передвижение граждан, состоящих на воинском учёте, не требует разрешения военных комиссариатов». 

Но спикер продолжает гневаться. «Сегодня многие обсуждают, сколько человек уехало из страны. В Казахстан, Грузию, Монголию, другие государства. На Родине, которую бросили, у них остались родители, дедушки и бабушки, близкие. Их поступок — предательство по отношению к стране. В будущем многие об этом будут сожалеть. Осознание ошибки по возвращению в Россию обязательно придёт, но будет поздно. Много чести говорить о них». 

Впрочем, надо подчеркнуть, что Вячеслав Володин судит исключительно в категориях этических, как он их понимает.  В том, что эти люди уехали из страны, никакого преступления, нарушения закона нет. Так что говорить о предательстве, на наш взгляд, преждевременно. Так же как и верить в будущие сожаления и осознание ошибки. Высказался на эту тему и президент. Он предложил избегать «эмоциональных оценок» 

«Предпочитал бы давать не эмоциональные, а юридические оценки. В каждом конкретном случае – правовую оценку действиям конкретного гражданина», – заявил президент России. Что же получается: президент и спикер Госдумы придерживаются разных точек зрения на одну и ту же проблему? Прямо-таки разгул демократии.