Любовь с первого класса. Школьникам будут «правильно» рассказывать о военной спецоперации

Оценить
Сайт Минпросвещения сообщает, что «С нового учебного года во всех школах страны каждый понедельник начинается с занятия «Разговоры о важном».

«Разговоры о важном» определены на сайте как 30-минутное «внеурочное занятие» (проводится в рамках классных часов). Министерство утверждает, что основные темы курса «связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России».

12 сентября учителя должны провести урок «Наша страна — Россия» с «патриотизмом» и «любовью к Родине» как основными «формирующимися ценностями». Сценарий занятия предполагает для первого-второго классов прослушивание песни «С чего начинается Родина». После этого обсуждается в основном любовь к российской природе и животному миру. Занятие для третьего-четвертого классов предполагает дискуссию о том, как именно дети понимают слово «Родина», и беседу о том, что любовь к Родине «передается от поколения к поколению». Детей этого возраста после прослушивания песни «С чего начинается Родина» учитель должен подвести к мысли, что «любовь к Родине не только умение восхищаться ее красотой, но и готовность постоять за свою Родину». Школьникам будут предложены для осмысления пословицы «Счастье Родины дороже жизни» и «За Родину-мать не страшно умирать».

В методических рекомендациях для пятых-седьмых классов появляется упоминание военной спецоперации на Украине — она объявляется «проявлением подлинного патриотизма». Также предлагается «творческое задание» с «решением проблемных ситуаций». Такой ситуацией оказываются «просьба о помощи к России» от «народных республик Донбасса» и решение президента Владимира Путина начать спецоперацию для «защиты населения Донбасса» и разоружения Украины.

В материалах для «уроков любви к Родине» есть примеры героических действий российских солдат, в том числе история капитана Александра Романова, «вытеснившего группу украинских националистов» на минные поля. Эти же примеры приводятся в материалах для 10–11-х классов. Там также говорится, что настоящие патриоты «готовы защищать свою Родину с оружием в руках».

Новация вызвала противоречивые оценки. Кто-то ее одобряет, депутат Ирина Яровая вспомнила, что предлагала подобное еще на рубеже десятых годов; кто-то, наоборот, считает, что программа излишне милитаризована и родину можно любить не обязательно с оружием в руках. Юристы дискутируют на тему, насколько нововведение соответствует федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью», а также закону «Об образовании в РФ», 34 статья которого не допускает участия школьников в политических акциях. И практически все оппоненты инициативы замечают, что от нее пахнет нафталином советских времен.

Но есть главный вопрос, ответа на который не дают никакие методические пособия. Речь идет об эффективности «Разговоров о важном». Нет, дело не в том, что заваленные бумажной работой учителя без должного рвения отнесутся к «Разговорам», хотя такое возможно. Но пусть учитель ведет эти классные часы с блеском в глазах и распевает вместе с детьми «С чего начинается Родина — с картинок в твоем букваре». Принесет ли это должный эффект?

Все руководители современной России учились в советских школах и советских вузах. В детстве они давали клятву пионера: «Я, вступая в ряды всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь горячо любить и беречь свою родину, жить, как завещал великий Ленин». Повзрослев, вступали в комсомол, изучали устав ВЛКСМ и Кодекс строителя коммунизма. И где тот коммунизм, который они торжественно обещали построить? Как выполнены ими заветы великого Ленина?

Другой пример. В Конституции СССР 1977 года была статья 6: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу».

Сначала об отмене этой статьи начали говорить на съезде народных депутатов. Потом дискуссия выплеснулась на улицы. 4 февраля 1990 года в Москве прошли массовые митинги, на улицы столицы вышло не меньше двухсот тысяч человек. Главным лозунгом митингов стало требование отменить 6-ю статью Конституции СССР. В Саратове как помнится, митингующие заполнили всю площадь Революции, теперь — Театральная.

5 февраля пленум ЦК КПСС по инициативе Михаила Горбачева принял решение об отмене 6-й статьи. К чему этот экскурс в историю? К тому, что многие участники митингов февраля 1990 года имели высшее образование, значит, изучали в университетах и институтах марксизм-ленинизм и историю партии, а те, у кого высшего образования не было, учили в школе обществознание, по сути, та же пропаганда. Кроме того, все на работе в обязательном порядке посещали политинформации, где слушали доклады о направляющей роли КПСС и невиданных успехах, достигнутых под ее мудрым руководством. И помогло это партии?

И еще одна новость по этой же теме. В России напечатают «правильный учебник истории», в котором школьникам расскажут про спецоперацию. Об этом рассказал первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак.

«Я разговаривал уже с Сергеем Кравцовым (министр образования) и Владимиром Мединским (бывший министр культуры, советник президента). Мы выпустим правильный учебник истории, в котором будут новые главы, посвященные специальной военной операции и подвигам наших ребят», — рассказал Турчак. Как сообщает пресс-служба «Единой России», с просьбой выпустить новый учебник выступили «представители ветеранских организаций».

Примечательно, что среди авторов (или кураторов) нового пособия будет Владимир Мединский, известный своеобразным, мягко говоря, отношением к исторической правде. Именно ему принадлежат слова:

«Факты сами по себе значат не очень много. Скажу ещё грубее: в деле исторической мифологии они вообще ничего не значат. Все начинается не с фактов, а с интерпретаций. Если вы любите свою родину, свой народ, то история, которую вы будете писать, будет всегда позитивна».

Представляется, что и «Разговоры о важном», и предполагаемый учебник — это совсем не о любви к своей стране, это больше о любви к государству и его современной политике.