Вспомнят ли? 11 сентября исполняется 80 лет со дня пуска железной дороги Саратов – Сталинград

Оценить
В Энгельсе в Летном городке сгорел гарнизонный дом офицеров. Мы подробно рассказывали о судьбе этого здания, признанного региональным памятником культуры.

В 2019 году было принято решение о сносе в связи с износом капитальных конструкций на 70 процентов. Но затем по настоянию Вячеслава Володина решение было пересмотрено, и Дом офицеров планировали восстановить. Спикер ГД обещал из федерального бюджета на эти цели почти 700 миллионов рублей. Работы должны были начаться в этом году.

Вообще странная история: здание было обесточено, бомжей в военном городке нет по определению. Дети что ли со спичками играли? По всей видимости, будет проведено расследование, оно-то и определит причины пожара. Мы не об этом. Сгоревшее здание — один из немногих в современном Саратове объектов, прямо связанных с историей Великой отечественной войны. Здесь формировалась 148-я стрелковая дивизия, здесь же формировались женские авиационные полки Марины Расковой. Так много говорим о сохранении памяти, а на деле сохранить не можем.

В спортивном зале этого Дома офицеров тренировались космонавты из первого отряда: Юрий Гагарин, Алексей Леонов, Герман Титов, Павел Попович и другие. И опять же — в Саратове так гордятся покорением космоса, будто первый космический корабль придумали непосредственно на заседании областного правительства. Парк покорителей космоса открыли, а настоящую реликвию не сберегли.

Но хотелось написать о другом. Есть в нашей области объект, если можно так сказать, непосредственно связанный с Великой отечественной войной, конкретно со Сталинградской битвой. Больше того, сыгравший огромную роль в обеспечении нашей победы. Это железная дорога Саратов — Сталинград. Железная дорога начиналась под Казанью и шла до станции Иловля в восьмидесяти километрах от Сталинграда. В нашей области участок железной дороги протяженностью 200 километров шел от Саратова до станции Петров Вал в Сталинградской области. Еще эту железную дорогу называли Волжская рокада. (Рокада — железная, шоссейная или грунтовая дорога в прифронтовой полосе, проходящая параллельно линии фронта).

Летом 1942 года немцы начали наступление на Сталинград. Существовавшие железные дороги были или перерезаны противником, или разбомблены. Поэтому 23 января 1942 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение о строительстве магистрали от Казани до Сталинграда через Саратов.17 марта 1942 года ГКО утвердил проект Волжской рокады.

Строительство стразу столкнулось с двумя проблемами: дефицитом материалов и нехваткой рабочей силы. Рельсы собирали, что называется, по всей стране. Так, была разобрана железнодорожная ветка БАМ — Тында. В Саратове был демонтирован трамвайный маршрут от 10-й Дачной до Кумысной поляны, и на время разобрали кольцо маршрута № 13, проходившего от железнодорожного вокзала до Затона. Но большая часть рельсов — 1200 километров — была получена из США.

Проблему рабочих рук решали традиционным для того времени путем. 10 марта руководству всех прилегающих к трассе сельских районов были направлены распоряжения о мобилизации на строительство в порядке военно-трудовой повинности колхозников с лошадьми и подводами для ведения всех земляных работ.

Но главным поставщиком рабочей силы стал ГУЛАГ. Было образовано два масштабных трудовых лагеря: Саратовский, который располагался в селе Умет, и Сталинградский — в селе Ольховка. От лагерей организовывали лагерные пункты (лагпункты), которые располагались непосредственно вдоль строившейся дороги. В нашей области они находились на станциях Горючка и Паницкая, в селе Усть-Золиха, поселке Гримм — сейчас Каменский. Горючка — вблизи Саратова, остальные три в Красноармейском районе. Большинство из этих лагпунктов до сих пор функционируют в составе саратовского управления ФСИН, но уже как исправительные колонии.

В середине июля 1942 года был развернут Камышинский проверочно-фильтрационный лагерь, куда направлялись бойцы Красной армии, побывавшие в плену или вышедшие из окружения. Через этот пункт прошло не менее 65 тысяч человек, большинство из которых затем были направлены на укладку железнодорожных путей.

7 августа, на 103-й день после начала земляных работ, по ветке Иловля — Петров Вал пошли первые поезда. 11 сентября открылось движение на участке Петров Вал — Саратов.

С 1 июля 1942 года по 1 января 1943 года в Сталинград был направлен 4321 эшелон, всего 202 377 вагонов, или 1099 вагонов в каждый из этих 184 дней. По Волжской рокаде из Сталинграда были эвакуированы 600 паровозов и 26 тысяч вагонов с заводским оборудованием, ранеными и беженцами — около 400 тысяч человек, в том числе 25 тысяч рабочих Сталинградского тракторного завода с семьями.

«Сооружение Волжской рокады обеспечило резервами и вооружением всю Сталинградскую битву, ознаменовавшую собой коренной перелом в ходе войны», — писал маршал Георгий Жуков.

В городе Петров Вал Волгоградской области строителям дороги установлен памятник.

11 сентября исполняется 80 лет со дня пуска саратовского участка Волжской рокады.