«Руководство идет на обман». Сотрудники ижевского автозавода попросили Путина спасти предприятие
Сотрудники Ижевского автомобильного завода «LADA Ижевск», принадлежащего «АвтоВАЗу», выступили с открытым письмом к президенту РФ Владимиру Путину. Документ вчера, 29 июля, был опубликован на странице первичной профсоюзной организации «ИжАвто» ВКонтакте.
Завод «LADA Ижевск» специализируется на производстве различных модификаций автомобиля Lada Vesta.
«Сегодня на Ижевском автозаводе складывается крайне негативная ситуация. Мы находимся в простое уже более пяти месяцев. Для выживания коллектива используется федеральная программа поддержки — временные работы. Высококвалифицированные специалисты красят стены, стригут траву, собирают мусор. Только за это платят вполне вменяемые деньги, — пишут авторы письма. — Запуститься автозавод не может из-за отсутствия комплектующих для выпуска LADA Vesta. На сегодняшний день российского в лучшем российском автомобиле — всего 40%. Все остальное привозилось из заграницы. Этот автомобиль выпускается с 2015 года, а уровень локализации так и остался, как на момент запуска. Мы считаем, что именно французские владельцы завода совершили фактически диверсию, и из-за этого конвейер не функционирует».
Также представители предприятия напомнили, что, по словам нового главы «АвтоВАЗа» Максима Соколова, сборка «Вест» возобновится, вероятно, лишь во второй половине 2023 года. Они подчеркнули, что «готовы подождать и перебиться», так как любят свой завод, но появилась гораздо более серьезная проблема. Ею оказалось решение «АвтоВАЗа» перенести производство моделей Lada Vesta в Тольятти. В руководстве компании объяснили его тем, что ижевский завод может обеспечить производство только 120 тысяч автомобилей в год, тогда как, по прогнозам вазовского менеджмента, в 2023 году авторынок страны потребует около 250 тысяч «Вест». Такие мощности производства есть только в Самарской области.
Авторы письма напомнили, что максимум спроса на Lada Vesta составлял 130 тысяч машин в год, и стоили они тогда 600-800 тысяч рублей. Теперь же стоимость одного автомобиля этой модели достигает 1,5-1,8 миллиона рублей.
«При такой стоимости не может быть продано 250 000 «Вест» — у народа нет столько денег!» — уверены сотрудники предприятия.
Руководство «АвтоВАЗа» предложило производить на ижевском заводе электрическую версию автомобиля Lada Largus. Авторы письма подчеркивают, что за весь прошлый год в РФ продали около двух тысяч электроавтомобилей, в основном премиального класса. Они также заметили, что в России, а тем более в регионах, жители которых покупают бюджетные «Ларгусы», нет инфраструктуры для зарядки электромобилей.
«Получается, что высшее руководство АВТОВАЗа идет на сознательный обман. Они собираются забрать нашу «Весту», вывезти оборудование, а нам оставить обещание производить электрический «Ларгус», который сегодня существует только на бумаге, — уверены авторы обращения. — Для того, чтобы этот запуск состоялся, необходимо два-три года напряженной работы. Плюс, исходя из статистики продаж электрокаров, рынок не сможет переварить более тысячи таких машин. А это значит, что коллектив Ижевского автозавода, который сегодня насчитывает около 3000 человек, нужно будет сократить на 70%».
Представители предприятия напомнили, что в 2010 году Владимир Путин «спас» их завод, не допустив его банкротства и назначив «АвтоВАЗ» стратегическим партнером.
«Не дайте сегодня совершиться противоправным действиям, не допустите уничтожения лучшего автозавода России. Поручите руководству АВТОВАЗа максимально эффективно заняться поиском поставщиков для запуска производства LADA Vesta именно в Ижевске, где уже налажены все процессы производства и качества, а персонал умеет собирать лучшие российские автомобили!» — просят они главу государства.
В пресс-службе «АвтоВАЗа» РБК, комментируя письмо, заявили, что компания «формирует новую индустриальную стратегию, которая направлена на развитие предприятия и бренда LADA».
«На этапе подготовки этого документа компания оценивает различные сценарии загрузки производственных площадок в Тольятти и Ижевске в интересах обеспечения работой всего коллектива группы АвтоВАЗ численностью более 40 тысяч человек. Финальные решения будут приняты после их утверждения советом директоров в августе–сентябре 2022 года», — уточнили представители автогиганта.