Эксперты оценили падение российского ВВП при различных вариантах санкционного давления
Институт прикладных экономических исследований РАНХиГС разработал модель прогнозирования спада экономики России вследствие внешнеэкономических шоков, в частности санкций Запада. Как пишет РБК, результаты работы представил старший научный сотрудник лаборатории математического моделирования экономических процессов ИПЭИ Андрей Зубарев.
«Модель показала, что глубина экономического спада из-за последствий санкций (при прочих равных) составит 6,4–11,5% ВВП в 2022 году в зависимости от уровня дисконта цены на нефть, ослабления курса рубля, торгового оборота», — пишет издание, оговариваясь, что модель отражает только эффект от внешнеэкономических шоков на экономику России и не учитывает ответные действия властей на них.
Всего авторы смоделировали шесть прогнозных оценок потерь ВВП страны в 2022–2023 годах в зависимости от разного сочетания переменных: различных санкций, показателей импорта и экспорта, стоимости нефти, курса рубля и других.
«В сценариях закладывается ослабление среднегодового курса рубля на 20% от досанкционного уровня или неизменность его динамики, падение торговли с недружественными странами на 50 или на 75%, падение нефтяных цен для России (вследствие скидок на Urals), частичная переориентация российской внешней торговли на Азию и так далее, — уточняют журналисты. — Например, сценарий № 4 формировался с учетом поступающей торговой статистики и поправки на то, что часть европейских стран сейчас активно закупает российские энергоносители (…) В этом варианте падение торгового оборота с Европой составляет 30%, и также предполагается ослабление рубля. Падение ВВП конкретно из-за санкций прогнозируется на уровне 7,2 и 7,6% в этом и следующем году соответственно (то есть особенность этого сценарного варианта в том, что падение в 2023 году может превысить спад этого года)».
Зубарев подчеркнуло, что в теории падение ВВП может смягчить рост торговли с Китаем, но моментально его ждать не стоит, к тому же КНР и Индия могут затребовать большего дисконта на российскую нефть.
В свою очередь глава направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников заметил, что модель ИПЭИ не учитывает недавних радикальный изменений в мировой экономике
«Очевидно, что мир изменился. Взаимосвязи в экономике нарушились. Например, мы никогда раньше не видели, что при спаде ВВП начиналось сильное укрепление рубля — всегда было наоборот», — подчеркнул он. Кроме того, представленная модель, по мнению ученого, слишком инерционна и поэтому не совпадает с более оптимистичными прогнозами минэкономики и Центробанка. Чиновники уверены, что негатив от санкций нивелируется позитивными факторами, что отразится и на экономическом росте России.