«И уборщик, и слесарь, и мальчик на побегушках». Что говорят о своей работе и зарплате водители скорой помощи Ивантеевского района

Оценить
С начала пандемии работа саратовской скорой помощи стала одной из любимых тем спикера Госдумы Вячеслава Володина. В 2020 году он распорядился повысить зарплату водителям, в 2021-м — врачам и фельдшерам экстренной службы.

Медикам пообещали бесплатный проезд в трамваях и троллейбусах, льготы при приеме детей в садик и служебные квартиры в таунхаусах с видом на Елшанское кладбище. Преференции коснулись только станций «скорой», работающих в крупных городах области.

В сельских района «скорая» обслуживает меньше вызовов. Но большинство пациентов приходится везти в Саратов. Например, в Ивантеевском районе машина «скорой» за четыре года работы намотала на одометр 240 тысяч километров. Из-за нехватки персонала водители бесплатно выполняют дополнительные обязанности, становясь санитарами, слесарями и уборщиками. Зарплата водителей неотложки в Ивантеевке колеблется от 12 до 14 тысяч рублей.

«Нам сказали: не добьетесь ничего» 

Фото Надежда Андреева 

«Вот моя реальная зарплата», – говорит водитель скорой помощи Александр, разворачивая расчетный листок за май. В графе «К выдаче на руки» указана цифра 14266,22 рубля. Оклад водителя «скорой» – 9524 рубля. За работу в ночь доплачивают 1476 рублей, за вредность – 380 рублей. Чтобы зарплата дотягивала до МРОТ, выдается специальная надбавка.

Всего в районной больнице девять водителей неотложки. Похожие суммы получают и коллеги Александра. Вячеславу в апреле заплатили 12010,19 рубля. Сергею – 13259,11 рубля.

«Как жить на эти деньги? В июне у нас было собрание с главным врачом. Нам сказали: не добьетесь ничего. Показали, кто в доме директор, – рассказывают водители. – После собрания сели мы с ребятами в нашей шоферской беседке и подумали: не написать ли всем вместе заявления об увольнении? Может, тогда к нам пришлют какую-нибудь комиссию, которая во всем разберется?» 

«Мы – и санитары, и уборщики, и дезинфекторы, и слесари, и мальчики на побегушках», – с обидой говорит Вячеслав. Он очень опытный и квалифицированный водитель, за рулем больше 40 лет. Работал в ивантеевском пассажирском автотранспортном предприятии, пока оно не закрылось. Перешел в пугачевское, но разорилось и оно.

В Ивантеевском районе больше десяти лет не ходят автобусы между деревнями и райцентром. Это отражается на здоровье местных жителей. Многие пенсионеры из глубинки до последнего тянут с поездкой в больницу, пока не приходится вызывать «скорую».

В больнице нет санитаров. Лежачих пациентов переносят водители: «Из дома в машину, из машины – в приемное отделение. Потом в терапию, оттуда на рентген, дальше – в хирургию. У носилок есть колесики, но толку от них нет: посреди пандуса на крыльце торчит столб, который подпирает крышу, а внутри здания нет лифтов. Все отделения – на вторых этажах в разных корпусах. Лестницы узкие, носилки еле разворачиваем, – рассказывают мужчины. – Бывают пациенты по 150 килограммов весом, вчетвером не донесешь. Почему-то именно дедушки, а не бабушки отращивают такие телеса. Из-за таких нагрузок у каждого из нас – набор болячек: и спина, и суставы».

Как говорят собеседники, «носилочный больной – это почти 100-процентная вероятность поездки в Саратов». В районной больнице не хватает специалистов – список вакансий занимает целую страницу. Несколько лет назад, когда в Ивантеевку приезжал Вячеслав Володин, местные медики жаловались, что 70 процентов коллектива – пенсионеры. Незанятыми остаются даже вакансии, претендентам на которые обещают по миллиону рублей по программе «Земский доктор». Возможно, молодые медики не хотят работать в Ивантеевке, учитывая историю терапевта Алены Мордвиновой.

По подсчетам водителей, почти каждого второго-третьего пациента из Ивантеевки везут в более крупные стационары Пугачева, Балакова и Саратова. Это касается больных, которым нужная операция (в Ивантеевке нет анестезиолога-реаниматолога), детей и рожениц. Когда-то в райцентр был собственный роддом. Сейчас почти все местные жительницы рожают в Саратове. Обратно нужно добираться с младенцем за свой счет. Такси до Ивантеевки стоит пять тысяч рублей. Многие беременные стараются договориться с роддомом в Чапаевске Самарской области, до которого всего 90 километров. 

Фото Надежда Андреева 

Местные водители считают, что дороги в Ивантеевском районе неплохие. Но менее подготовленного человека 125-километровый участок трассы между Ивантеевкой и Балаково способен глубоко потрясти. Ездят ивантеевские «скоряки» не на «Фордах», а на «Газелях».

Как говорят собеседники, поездка в Саратов вместе с оформлением документов на пациента может занять 10-14 часов. Командировочных за это не платят. Водители питаются в пути за свой счет.

«В июне первую «Газель» отогнали на станцию техобслуживания в Пугачев. До этого мы делали ремонт своими руками, в свободное от основной работы время и бесплатно», – утверждают водители. По их словам, «Газели» с высокими потолками не помещаются в старый больничный гараж, «поэтому даже масло мы меняем под открытым небом – ищем ямку поглубже, чтобы с ведром поместиться».

После возвращения с вызова водители сами отмывают салон машины от «биологических отходов»: «Нам объясняют, что в больнице всего одна санитарка, она работает на четверть ставки и не успевает».

В перерывах между поездками летом поливают клумбы, зимой – чистят снег во дворе.

«Даже спасибо не сказали»

По официальной статистике, во время осенней волны ковида бригады «скорой» в регионе выезжали к пациентам более двух тысяч раз каждые сутки.

«Мы каждый день возили людей в Саратов. Все переболели по несколько раз. Бывало, что дежурили сутки через сутки. Даже спасибо нам не сказали!» – вспоминают водители.

Ковидные надбавки постепенно срезали. Сначала это были 25 тысяч рублей дополнительно к зарплате. Потом – 25-26 тысяч вместе с зарплатой. Затем доплату вообще убрали якобы потому, что водители не контактируют с больными, хотя дверь из водительском комнаты отдыха выходит в коридор перед кабинетом, куда пациенты с подозрением на ковид приходят на амбулаторный прием.

«Старший фельдшер нам говорит: если кому-то что-то не нравится – мы здесь не держим, – передают собеседники слова руководства. – Хоть бы начальники сначала выглянули за ворота: стоит ли там очередь желающих на наше место? Пока больница не может найти даже отдельного водителя для перевозки диализных пациентов. Их в районе четыре человека. Возим их на процедуры три раза в неделю».

Все водители ивантеевской «скорой» вынуждены подрабатывать в свои отсыпные и выходные дни. Кто-то таксует, кто-то работает на частных стройках или разводит поросят и бройлеров.

«Цены за последнее время на сколько поднялись? А наша зарплата много лет стоит на месте. Если МРОТ увеличивают, нам отменяют какую-нибудь надбавку, и сумма остается прежней, – разводит руками Александр. – У меня трое детей. Старшие взрослые. Я уже внукам должен помогать, но вынужден клянчить у бабушек-дедушек, чтобы собрать в школу младшего».

Несколько лет назад ивантеевские водители пытались отстаивать свои права. Писали в областное министерство здравоохранения, районную администрацию, прокуратуру и КПРФ. «Все, вроде, забегали, но результата не было», – отмахиваются мужики.

Судя по графе в зарплатной платежке, в больнице есть профсоюз. Взносы с зарплаты водителей организация собирает, но примеров реальной помощи собеседники вспомнить не смогли.

На сайте Ивантеевской больницы указано, что зарплата главного врача – 60241,67 рубля в месяц. Занимавший эту должность несколько лет, Дмитрий Алексеев уволился в конце мая. Тогда в отставку отправились руководители сразу трех медицинских учреждений региона. Главврач энгельсской городской больницы №2 Сергей Додин принял решение покинуть пост в связи со следственными действиями (его подозревают в получении взятки). Главврачи Ивантеевской и Краснокутской районных больниц, как сообщал минздрав, написали заявления по собственному желанию «в связи с личным пониманием необходимости данного решения». 

Фото Надежда Андреева 

Сейчас ивантеевской больницей руководит Николай Никитин. Он рассказал «Свободным новостям», что по жалобам водителей «скорой» «были выявлены недоплаты, вопрос уже решен и выплаты производятся». О том, почему при предыдущем руководстве водители бесплатно выполняли ремонт больничной техники и не получали платы за поездки в Саратов, нынешний главврач сказать затруднился.

Прилетит вдруг волшебник

О зарплатах работников «скорой» Вячеслав Володин заговорил в апреле 2020 года, приехав на саратовскую городскую станцию. «Есть кадровые проблемы: не хватает каждого второго водителя, каждого второго фельдшера, каждого третьего врача», – заявил политик.

На тот момент на станции работали 111 врачей, 553 средних медицинских работника и 247 водителей. Зарплата водителей составляла 24-25 тысяч рублей.

Уже через десять дней Володин сообщил, что «вопрос практически решен»: штат водителей полностью укомплектовали, повысив зарплату до 30 тысяч.

В мае 2020 года областное министерство здравоохранения разъяснило на своем сайте, что повышение касается только водителей станций, работающих в Саратове, Энгельсе, Балакове и Балашове. Остальным жалование рассчитывают, «исходя из целевых ориентиров, определенных майскими указами [президента РФ Владимира Путина]». Ведомство подсчитало, что с 2012 по 2019 год зарплата водителей медучреждений выросла в полтора раза и достигла 18,1 тысячи рублей.

Осенью 2020 года выяснилось, что молодые фельдшеры «скорой» получают меньше водителей – выпускник колледжа зарабатывает 14-15 тысяч рублей. С января 2021-го Володин пообещал повысить зарплаты медикам: 34 тысячи рублей на одну ставку – для медсестер, 40 тысяч – для фельдшеров, 60 тысяч – для врачей. Но только для саратовской станции. Чуть позже во время визита в Балаково спикер объявил, что сотрудников местной станции по оплате приравняют к саратовцам.

В апреле 2021-го сотрудники энгельсской неотложки записали видеообращение к Володину с просьбой помочь и им, так как «скоряки» из Энгельса уходят на работу в Саратов. 

Володин посоветовал областному минздраву позвать на работу медиков из соседних регионов. Ведомство разместило приглашение для иногородних на своем сайте. Новые кадры ловили в соцсетях: видеоприглашение для потенциальных сотрудников публиковал официальный Telegram-канал «Время саратовское». Главный врач саратовской станции скорой помощи Олег Андрущенко рассказал Первому каналу, что после повышения зарплаты сюда вернулись 25 сотрудников, ранее переехавших в Москву. На должности врачей-стажеров приняли 26 выпускников медуниверситета, продолжающих образование в ординатуре по новой специальности «Скорая медицинская помощь».

Сейчас, как указано в банке вакансий на сайте областного минздрава, саратовской «скорой» требуются 62 врача и два фельдшера.

Всего региону не хватает 2128 врачей. За год этот показатель даже вырос: в 2021-м дефицит составлял 2058 человек. Требуется 1778 средних медицинских работников (в 2021-м–1744 человека). 

По программе «Земский доктор» в сельские районы до конца года поедут 48 врачей и 14 фельдшеров. Они получат единовременные выплаты до 1,5 миллиона рублей для медиков с высшим образованием и до 750 тысяч – со средним. Еще в 2019 году представители минздрава, выступая в областной думе, говорили, что программа не приносит желаемых результатов, «даже миллион никому не нужен».