«Ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему». Как работают псевдоюристы в Саратове

Оценить
«Ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему». Как работают псевдоюристы в Саратове
«Свободные» пообщались со студентом одного из саратовских вузов, два месяца проработавшим в фирме, оказывающей фиктивные юридические услуги.

С мошенничеством сталкивался почти каждый: звонки из «банков», обманы на авито, недобросовестные риелторы – список можно продолжать до бесконечности. Обычно мы обращаемся за помощью к юристам, но «помощь» недобросовестных специалистов рискует создать новые проблемы. Правовая неграмотность и отсутствие критического мышления стали благодатной почвой, на которой прорастают фиктивные юридические компании.

13 апреля пресс-служба регионального ГУ МВД в видеосюжете рассказала о задержании подозреваемых в мошенничестве в сфере оказания юридических услуг. Две организации, оказывающие юридические услуги, были зарегистрированы на подставные лица. Сотрудники предлагали широкий спектр услуг: помощь в индексации пенсий и пособий, получение социальных выплат, сопровождение в суде.

Корреспонденту «Свободных новостей» удалось пообщаться со студентом одного из саратовских вузов, проработавшим два месяца в подобной организации. Для сохранения конфиденциальности имя и учебное заведение названы не будут.

Как вы попали в эту компанию?

Я искал постоянную работу. Мой знакомый работал в какой-то «юрке», подробностей я не знал. В его социальных сетях было много роскошных фотографий: золотые часы, ужины в ресторанах, огромные букеты для девушки. Я спросил про работу, он написал время и место, куда нужно приехать на собеседование. Собеседование проводил суровый «дядя», только потом я узнал, что он старше меня всего на пару лет (рассказчику 21 год – прим. Ред.) Весь коллектив очень молодой, до 25 лет, в основном студенты. На собеседовании меня спрашивали только об образовании и умении работать с документами. Знания никак не проверили.

Структура организации

Работа делится на два вида: первичная и вторичная. Юристы первичного приёма ведут бесплатную консультацию, на которую приходят люди. Они выслушивают проблему человека и предлагают пути решения. Но основная их цель – удержать клиента, чтобы он заключил договор на составление документов или сопровождение в суде, в зависимости от ситуации. Требования к юристу первички просты: минимальные знания законодательства, опрятная внешность, умение красиво говорить.

Исполнением обязательств занимаются юристы вторички. Они составляют акты, иски, заявления, ходят по инстанциям. Меня отправили стажироваться как юриста первичной консультации. На работу приняли быстро, стажировка длилась четыре дня.

Первичная консультация

Поток людей на первичную консультацию бешеный. Только через эту организацию проходило около 70 человек в день, а таких юрок по Саратову очень много.

Когда я пришёл, мне дали изучить документы, в основном скрипты для консультаций. Изначально мне объяснили, что я должен разобраться в проблеме клиента и, если мы можем помочь, предложить платные услуги. Но когда я наблюдал за тем, как проходят эти консультации, я понял, что наша задача – продать как можно больше услуг. Несмотря на то, что есть прайс, цены берутся с потолка. По факту, можно назвать любую стоимость, которая пришла в голову. Смотришь на одежду человека, смартфон, украшения, ключи от машины. И по этим параметрам озвучиваешь стоимость услуг. Я продавал одинаковые документы как за две тысячи рублей, так и за пятнадцать. Разница только в том, кто сидел передо мной: мать троих детей или бизнесмен.

 
 

 

 

Откуда берутся заявки на консультации?

Если вы ищете в интернете информацию по какому-то правовому вопросу, вы можете наткнуться на сайты, где ответ дают юристы. Обычно на таких сайтах сбоку есть плашка «Задайте вопрос юристу» или что-то подобное. Если вы напишете, вам позвонят из колл-центра. Там тоже работают так называемые юристы – студенты первых или вторых курсов. Если вы знаете, что такое Конституция, вас примут. Цель операторов – привести вас на консультацию. Любыми способами и обещаниями.

Есть колл-центры, которые адекватно общались с клиентами: золотых гор не обещали, старались объяснить ситуацию. А бывает, приходили люди, которым говорили: «да вам там всё бесплатно сделают». Услышав прайс, они сразу уходили с негативом.

В чем подвох?

Я стал хорошим специалистом по социальным выплатам. У меня получалось навязывать услуги, потому что я разбирался в этой сфере. А ещё это один из самых популярных запросов, с которым приходили. Цепочка простая: гугл – «что положено матери инвалида?» – юридический сайт – окошко «задать вопрос» – и вот вы на консультации.

Представьте ситуацию: вы мать ребёнка-инвалида, воспитываете его без отца, хотите получить социальные трансферты. Я рассказываю заученный текст скрипта, выслушиваю клиента и начинаю грузить. Сначала нужно пообещать выгоду: моральную или материальную. Суммы выплат я называл правдивые. Единственное, где я врал... Или не врал, я точно не знаю, возможно это или нет... Это пересчёт. Частая ситуация: уже подавали заявление на Госуслугах, но им пришёл отказ, справку не донесли. Госуслуги же не пишут, почему именно вам отказали. Люди гуглят и приходят к нам. В таких ситуациях я говорил о пересчёте, мол, это же не ваша вина, что вам отказали. Значит органы плохо проинформировали про пакет документов. Тогда вам и за этот месяц выплату дадут, и за предыдущий. Я рисую выгоду как можно больше. Хоть из головы.

Моральная выгода ещё интереснее. Начинаешь рассказывать про бюрократию и бессердечных чиновников, давить на чувство справедливости. И если человек загорается идеей заставить чиновников работать – всё, он на крючке.

Как выпускник с красным дипломом, я понимаю, что нес полный бред, но звучало это солидно. А всё, что звучит солидно, работает. Нужно перечислить человеку все возможные инстанции вплоть до федеральных министерств. В идеале можно накинуть и приёмную президента: люди во всё верят. Можно заявить, что мы Обаме напишем и они ответят: «да-да, напишем». Я был шокирован, насколько люди не образованы.

Вы вместе составляете заявление, подсказываете нормативно-правовые акты, на которые можно сослаться. Нам даже давали домашнее задание: найти правовые акты для разных сфер. Вы можете не читать их, не знать, о чём они, главное, чтобы название подходило. Пишете требования, перечисляете суммы – у клиента уже глаза горят от жадности. Объясняешь, что заявление отправляется заказным письмом с уведомлением о получении. Важно подчеркнуть, что проигнорировать его не получится.

Конторы оформлены на подставные лица. Людей, которые значатся генеральными директорами, просто не существует. Если и существуют, то это какие-то бомжи. Официальной бухгалтерии нет, как и кассового аппарата. Оплата берётся наличными или переводом. 

Клиенты с наличными – золотые. Но если человек просит оплатить картой, начинается театр одного актёра. Я уходил узнать об оплате, на самом деле просто стоял какое-то время за дверью. Когда возвращался, то рассказывал о внезапных проблемах с кассой и предлагал перевести деньги главному бухгалтеру. Были сделаны специальные визитки с данными главного бухгалтера. Его, разумеется, тоже не существовало. Среди юристов первички выбирали самого адекватного и указывали его данные. Ему клиенты переводили деньги, а он отправлял их руководству.

Мы заключали договоры двух видов, ставили печати. Юридическая сила у этих договоров была, но загвоздка в том, как они составлялись. По таким договорам почти невозможно вернуть деньги. Расписывается следующее: «Приём первичной консультации – 10% от суммы; Анализ текущей ситуации – 25% от суммы; Изучение нормативно-правовой базы по данной ситуации – 10% от суммы» и так далее. В итоге получается 100%. Пункт «выполнение обязательств» составляет самый маленький процент.

Когда приходили люди, которые понимали, что по их вопросу ничего не сделали, их просто тыкали в договор. Консультация была? Была. Правовую базу изучили? Изучили. Какие к нам вопросы?

Тех, кто рвался вперёд и хотел вернуть деньги, было мало. Возвращали им 10-15%. Бывало, что возвращали полную сумму. В основном тем, кто доставлял неудобства: приходили жаловаться, скандалили, портили имидж организации. Мораль, как добиваться своих денег: чем больше ты приносишь неудобств, тем больше вероятность получить деньги. 

После проведения первичной консультации я к клиенту больше отношения не имел. Только через месяц я понял, что людей просто обманывают. По некоторым делам действительно что-то делали, но цены сильно завышали. Приближался приезд хозяина компании, нам ставили план продаж всё выше и выше. И если сначала мы брали только тех клиентов, которым могли помочь, то потом брали вообще всех. Если бы к нам пришёл человек и сказал «я хочу стать президентом», мы бы пообещали сделать его президентом, главное, чтобы заплатил.

Почему люди приходят в такие организации?

Есть несколько причин, почему такие юридически организации до сих пор пользуются спросом. Конечно, корень всех проблем – правовая безграмотность людей. Часто клиенты ругали чиновников, у них нет доверия к органам власти, им кажется, что в том же МФЦ им никто правду не скажет и ничего делать для них не будет.

Большинство пугает бюрократия. Никому не хочется возиться с документами, разбираться, что куда подавать и так далее. Искать частного юриста или самому разбираться с проблемой люди тоже не хотят. Вот и появляется целевая аудитория для таких контор.

Когда на организацию накапливалось много жалоб и плохих отзывов, её закрывали и открывали новую. Фактически просто меняли названия и подставных лиц. А обманутые клиенты уже ничего добиться не могли. Забавно, что прямо напротив находилась прокуратура.