«Надежда умирает последней». Как саратовские кинотеатры пытаются выжить после ухода зарубежных прокатчиков и без государственной поддержки

Оценить
«Надежда умирает последней». Как саратовские кинотеатры пытаются выжить после ухода зарубежных прокатчиков и без государственной поддержки
Фото pixabay.com
Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) считает, что без помощи со стороны правительства могут исчезнуть не только кинозалы, но и сама индустрия российского кинематографа.

Ещё в середине апреля Владимир Путин заявил, что экономика России стабилизировалась, несмотря на «беспрецедентное давление санкциями со стороны Запада». Президент отметил, что российское правительство поступило правильно, избегая излишнего вмешательства государства в экономику, предоставив вместо этого «свободу частному бизнесу для поиска наиболее подходящих эффективных решений». 

Тем не менее, эксперты-экономисты и предприниматели уверены, что господдержка жизненно необходима важнейшим отраслям экономики. Тревогу бьют и представители бизнеса индустрии услуг. Так, по мнению российской Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), уже к третьему кварталу 2022 года в России без помощи со стороны правительства может погибнуть кино – предприниматели считают, что исчезнуть могут не только кинозалы, но и сама индустрия отечественного кинематографа. 

Кризисы последних двух лет тяжело ударили по индустрии кинотеатров в России. Так, кассовые сборы отечественных кинотеатров по сравнению с допандемийным 2019 к прошлому году упали на 26%. За прошедший апрель количество работающих кинозалов сократилось более, чем на треть. 

Осложняет ситуацию и приостановка крупнейшими дистрибьюторами кинопроката в России – свою деятельность в нашей стране на неопределённый срок прекратили Sony Pictures, Warner Bros., Walt Disney Co., Paramount и Universal. Иронично, но российский офис «Диснея» запретил прокат фильма «Последний богатырь: Посланник тьмы», выпущенный в прошлом году при государственной поддержке.

В АВК считают, что уже к июлю в России могут закрыться не менее половины кинотеатров. Особенно ощутимую роль в этом способно сыграть «падение репертуара» – резкое сокращение картин, доступных к показу на больших экранах страны. Отсутствие значимых релизов связано именно с уходом с российского рынка иностранных дистрибьюторов. 

Участники Ассоциации неоднократно призывали министерство культуры оказать поддержку отечественному кинематографу, в частности, и кинотеатральному бизнесу. Альтернативные дистрибьюторы нашлись в Азии и Латиноамериканских странах, но даже вместе с учётом повторного проката советской и российской киноклассики это возместит не более 10% потерянных доходов в отрасли.

По словам участников АВК, в российской кинематографической отрасли трудятся 55 тысяч человек. Объединение в открытом письме призвало государство оказать поддержку российскому кино до конца весны, добавив, что в противном случае «спасать уже будет некого». 

Три недели спустя с похожим обращением к врио губернатора Саратовской области Роману Бусаргину обратились представители саратовских «Oscar», «Happy Cinema», «Синема 5» и «Дома кино», а также кинотеатров «Мир» и «Россия» в Балакове, марксовского «Кристалл Синема», вольского «Атриума» и «Люмена» в Балашове. Как рассказали авторы письма, в марте этого года посещаемость кинотеатров упала больше, чем на половину в сравнении с показателями марта 2019. В мае и июне 2022, по прогнозам обратившихся, выручка кинотеатров упадёт более чем на 80%. 

Стартовавший осенью прошлого года федеральный проект «Пушкинская карта», позволяющий молодёжи посещать учреждения культуры за счёт государственного бюджета, по словам подписантов, помогал повысить посещаемость кинозалов, но установленный лимит в две тысячи рублей позволяет потратить их на шесть билетов на киносеанс – сейчас эти средства уже потрачены зрителями. 

Авторы обращения рассказали Бусаргину, что регион уже потерял кинотеатр в Ртищеве, а все перечисленные учреждения рассматривают вопрос о закрытии в самое ближайшее время. В тот же день чиновник отреагировал на письмо и напомнил министру экономического развития Саратовской области Андрею Разборову о сроках решения «вопроса кинотеатров» – предложения по нему должны быть представлены до 1 июня. «Ещё раз попрошу проанализировать экономику данной отрасли и представить предложения, которые бы позволили её сохранить. Поэтому каждое предприятие ведём индивидуально. Да, сейчас происходят нарушения логистических цепочек, нарушения поставок оборудования и комплектующих, но выход есть из любой ситуации», – заявил Бусаргин. 

«Свободные новости» пообщались с представителями кинотеатров, подписавших обращение, и узнали, удалось ли областным чиновникам предложить необходимые бизнесу инициативы по поддержке. 

Арсений Наймушин, Гендиректор ООО «ТПО «Нижне-Волжская студия кинохроники», представитель кинотеатра «Дом Кино»:

«Нас попросили предоставить некоторую финансовую информацию, мы её предоставили в начале прошлой недели, пока у меня нет информации по конкретным предложениям властей. Да, были какие-то попытки предложить нам скомпенсировать затраты на коммунальные услуги и зарплату работников, но мы по-прежнему ждём официального решения. 

Я не могу судить о том, насколько зависит от господдержки судьба всей киноиндустрии и кинотеатров – у нас маленький частный кинотеатр, мы не состоим ни в какой сети. Но, судя по информации коллег из более крупных учреждений и киносетей, многим кинотеатрам действительно грозит закрытие.

Конечно, наиболее значительный удар «Дому кино» нанесла пандемия, тогда мы просто не могли работать. За время ослабления и отмены коронавирусных ограничений мы так и не успели восстановить посещаемость нашего кинотеатра. Проблемы, вызванные уходом с российского рынка некоторых американских прокатчиков, нас почти не коснулись – это затронуло по большей части дистрибьюцию блокбастеров. На показ европейских и азиатских картин, авторского кино пока не вводилось никаких ограничений, так что наш репертуар не сократился. Спад по сборам у нас связан исключительно с тем, что люди стали меньше посещать кинотеатр, наиболее ощутим он был в 2020 и 2021 году. Мы до сих пор не вышли на допандемийные показатели – посещаемость у нас сократилась в два раза. 

Мы обмениваемся информацией с Ассоциацией владельцев кинотеатров, находимся в контакте с ними по вопросам взаимодействия с властями. Лично я даже не слышал о случаях нелицензионного показа кинокартин – такое в принципе в публичном пространстве всерьёз обсуждать даже не станут». 

Светлана Омельченко. Генеральный директор ООО «Кино-Плаза», кинотеатр «Oscar»: 

«Представители минэкономразвития региона встретились с нами и запросили данные по снижению посещаемости в сравнении с предыдущими годами. Конкретики пока никакой не обещали. Но надежда умирает последней, мы очень ждём какой-то помощи со стороны государства, тем более, что сейчас, в отличие от коронавирусных времён, действительно проводится работа. Думаю, и сейчас какие-то предложения действительно нам представят. 

Угрозы перед киноиндустрией в России действительно стоят нешуточные. Сейчас начинается лето, а исторически так сложилось, что в этот период люди меньше посещают кинотеатры, предпочитают поездки на море или природу. Кроме того, в прошлые годы летний период всегда ассоциировался именно с большими Голливудскими премьерами, – в прошлом году, например,  это и «Чёрная вдова», и «Круиз по джунглям», и мультфильмы «Босс-молокосос 2», и «Круэлла». И все эти проекты работали не неделю-две, а месяц, как минимум. То есть, массового зрителя все они находили, все эти картины люди хотели посмотреть. 

Ну а российские проекты обычно выходят в зимний период – можно вспомнить «Движение вверх», «Чемпионы», «Последний богатырь». Так что этим летом мы попали в некий репертуарный вакуум – нет ни отечественных, ни американских премьер, – таких, на которые действительно пойдёт зритель. Поэтому очень многие кинотеатры сейчас рассматривают возможность либо временного, либо полного закрытия. По области кинотеатры, которые находятся по небольшим городам региона, уже перешли на сокращённую рабочую неделю – по будням работать им нет смысла. 

Я тоже не знаю, что наш кинотеатр будет показывать после 15 июня, хотя комфортный репертуарный план составляется на два месяца вперёд. 

Думаю, каждый бизнесмен меня поймёт – нужно планировать хотя бы на месяц ситуацию в своём деле, а в нашем случае уже через две недели нас ждёт вакуум, который неизвестно насколько долго продлится. Да, есть отдельные российские премьеры на лето – но все они настолько незначительные, что мы на них не заработаем. 

Ещё одна проблема – эксплуатация оборудования. Ввоз запчастей всегда был долгим процессом, естественно, их заказывали из-за границы, а точнее, из «недружественных стран». Цены на некоторые расходные материалы взлетели в два-три раза. Например, ксеноновые лампы – расходная статья любого кинотеатра. Без них просто не могут работать проекторы, их приходится менять где-то каждые 3-6 месяцев, всё зависит от мощности оборудования. Нам выставляют счета в валюте за эту покупку, в марте пришлось заплатить втрое больше, чем лампа стоила бы до начала спецоперации. Сейчас курс скорректировался, цены снова упали. 

Но некоторое оборудование, в том числе ксеноновые лампы японского производства теперь просто запрещено поставлять в Россию. Да, рынок вполне позволяет найти замену, но, если альтернативный вариант как-то подведёт, мы лишимся всего проектора. Нам удалось найти замену, но я не знаю, хватит ли возможностей у этого поставщика справится со спросом из кинотеатров по всей России – он вырос в разы. 

Насчёт нелицензионных показов американских фильмов – мы этим не занимаемся, лично я в такие случаи не очень верю и, в любом случае, не одобряю в нынешнем виде. Такие разовые показы не могут быть спасением для кинотеатров. Мы много общаемся с представителями всех кинотеатров страны со времени пандемии, – я не могу сказать, что те, кто этим занимается, зарабатывают на таких показах. Почему? Это в любом случае не афишируется и не рекламируется, об этом узнают неофициально. Ещё одна причина – зритель привык к хорошей картинке, качественному дубляжу, а теперь приходится смотреть пиратскую копию в плохом качестве, с какими-нибудь китайскими субтитрами, – эмоции теряются. Достойные копии фильмов начали появляться только сейчас. 

Если рассматривать этот вопрос всерьёз, я думаю, это должно стать государственной политикой, по примеру программы импортозамещения. Государство должно брать на себя дубляж, Минкульт – организовать все кинотеатры и делиться этим контентом. Это палка о двух концах, кинотеатрам такая мера реально поможет, но её введение тоже несёт определённые риски. 

Понятно, что официально все американские студии вернутся в Россию ещё очень нескоро. Но мы так долго изживали последствия «пиратства», 20 лет доказывали западным дистрибьюторам, что мы достойны стать честными контрагентами, с которыми можно иметь дело. Запустить этот процесс сейчас на государственном уровне – значит лишить себя официального «Голливуда» на десятилетия. 

Конечно, во всей ситуации есть серьёзный плюс – с начала коронавирусных ограничений все кинотеатры России стараются консолидироваться, сейчас есть реальная взаимопомощь. Тут тоже есть над чем работать. Да, вместе мы так и не можем влиять на решения о субсидировании, но и АВК, и менее крупные и неофициальные объединения кинотеатров делают всё возможное, чтобы действительно помочь индустрии. Есть положительные примеры взаимодействия кинотеатров и властей в Нижнем Новгороде, и в Иркутске – там были решены вопросы с субсидированием. К сожалению, они пока единичные. Нам действительно было очень приятно, когда саратовские власти оперативно отреагировали на наше обращение, это нам дало надежду, что мы можем получить хоть какую-то поддержку, ранее мы получали исключительно отписки». 

В пресс-службе Минэкономразвития региона «Свободным новостям» подтвердили, что предложения по поддержке кинотеатров были подготовлены и отправлены на рассмотрение и согласование в аппарат врио губернатора Саратовской области Романа Бусаргина:

В ответ на ваш запрос о разрабатываемых мерах государственной поддержки для кинотеатров Саратовской области министерство экономического развития области отвечает следующее.

Министерство находится во взаимодействии с заявителями по данному вопросу.

Важно отметить, что данные организации являются разноформатными, имеют разные виды экономической деятельности (такие, как производство, прокат и показ фильмов, предоставление продуктов питания и напитков), а также зарегистрированы в разных субъектах РФ. Поэтому в настоящее время ведется работа по поиску наиболее эффективных решений, разработке универсальных и актуальных мер поддержки.

Отметим, что на 2022 год для организаций сферы киноиндустрии с видом деятельности 59.14 «Деятельность в области демонстрации кинофильмов» действуют пониженные налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения с базой «доходы» - 2% вместо 6%, с базой «доходы минус расходы» - 7,5% вместо 15%.

Кроме того, мерой поддержки является установление пониженной ставки налога на имущество в размере 0,1% для торговых центров, в том числе тех, в которых арендуют помещение кинотеатры.

Работа продолжается.