Зеркализация и звонок по «Вайберу» от МВД. Как не попасться на убедительные уловки мошенников

Оценить
Зеркализация и звонок по «Вайберу» от МВД. Как не попасться на убедительные уловки мошенников
Изображение pixabay.com

Валерия Старостина Звонки от «сотрудников банков» с предупреждением об атаке банковских карт знакомы россиянам, и саратовцы – не исключение. Жители области лишаются сбережений и становятся должниками, оформляя кредиты на крупные суммы.

Я – журналист, и регулярно пишу новости по сводкам полиции о телефонных аферистах. С каждым случаем мошенничества на миллионы рублей я задавалась вопросами: почему люди до сих пор верят незнакомцам по телефону? Почему не проверяют информацию и не перезванивают в банк? Однако ответив на звонок с незнакомого номера, я сама не бросила трубку, а потратила на разговор 40 минут, чуть не став очередной пострадавшей в уголовном деле по статье №159 (Мошенничество). Я решила рассказать вам об этом, чтобы вы остановили разговор с мошенником до того, как вам придется идти в полицию.

Почему я поверила мошенникам?

Отмечу, что из банков звонят клиентам, чтобы подтвердить заявку на кредит, например, которую вы оставили. Если вы не брали займ, то заявку блокируют. На этом разговор должен закончиться.

Однажды мне очень помог такой звонок. Девушка представилась, объяснила, что я подала заявку на оформление кредита в их финансовую организацию и сказала, что она звонит уточнить, так ли это. Когда я ответила нет, она посоветовала обратиться в полицию и ответила, что заблокирует заявку. Кроме того, мне удалось выяснить у нее последние цифры номера телефона человека, который ввел мои данные для получения кредита и последние цифры номера карты плательщика. Оказалось, что это карта действительно моя, а номер телефона моего знакомого, который во всем сознался. Я обрадовалась, что некоторые организации на самом деле предупреждают о махинациях.

Инструктаж от полицейского по Viber

Недавно мне поступил аналогичный звонок. Молодой человек также назвал последние цифры карты получателя денег и даже ФИО мошенника, который якобы украл мои паспортные данные и СНИЛС. Он заверил, что действия незнакомца остановлены. Однако мужчина спросил, в каких банках я еще обслуживаюсь, чтобы передать им информацию о мошенничестве. Он предупредил, что скоро мне должны позвонить из них и оповестить, если по другим картам были попытки списания.

Следующий звонок я услышала буквально через минуту от некого Смирного Александра Николаевича. Он назвался представителем банка, в котором у меня есть зарплатная карта и назвал свой «регистрационный номер» – 133722. Голос в трубке сообщил, что попытки мошенника оформить кредит пресекли, но раз данные украдены, злоумышленник продолжит атаковать мои карты.

Дальше от звонившего последовали вопросы: в каких банках я брала кредиты; может ли на моих счетах находиться сумма больше 50 тысяч рублей; какие вклады у меня есть; как давно я заходила в личный кабинет и какого числа последний раз я снимала или получала деньги.

Мои ответы собеседник прокомментировал так: «Правильно отвечаете», убедив меня в том, что вся эта информация у него уже есть, а вопросы мне задают «только для подтверждения, что я не мошенник, а настоящий владелец карты». Причем дату снятия наличных с карты после поступления зарплаты я назвала неправильно.

Кроме того, собеседника интересовало к какой категории заработной платы относится моя – не выше 12 тысяч рублей, не выше 18-20 тысяч рублей или свыше 25 тысяч рублей.

И вот тут самое интересное. Мне сообщили, что сейчас со мной свяжется сотрудник министерства внутренних дел Саратовской области и проведет инструктаж. В эту же секунду на второй линии мне позвонил по «Вайберу» мужчина. Он представился – Соколов Валерий Витальевич, отметил, что звонит с аппарата, разговор записывается, а подлинность номера я могу проверить в «Яндексе».

По словам «полицейского» я стала очередной жертвой мошенника, который орудует в одном из банков и крадет данные клиентов. Сейчас полиция ведет расследование, но афериста пока не могут вычислить, поэтому мне ни в коем случае нельзя рассказывать близким и знакомым об этом разговоре, потому что мошенник может узнать, что его ищут.

Мужчина из вайбера предупредил, что за разглашение этой информации мне грозит ответственность по статье 183 УК РФ (Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну). Затем сотрудник МВД сказал, что на протяжении семи дней мне будут звонить прикрепленный ко мне консультант банка, который звонил до него – он будет сообщать о махинациях с моей картой и подсказывать, что нужно делать.

Опасная зеркализация

Сразу после окончания разговора на линии снова появился Александр. На этот раз он объяснил, что мой счет нужно обезопасить от мошеннического кредита. Дальше последовала фраза: «Сейчас мы с вами проведем процедуру зеркализации. Знаете что это такое?».

И вот тут СТОП. Вас обманывают.

Зеркализация – это встречный кредит. Вас уверяют, что на ваше имя уже взят или прямо сейчас оформляется крупный займ, а затем убеждают взять так называемый зеркальный кредит, например на ту же сумму, что и мошенник, и тогда его действия якобы аннулируются. Формулировка может быть разной, но итог один: вы просто оформляете кредит на себя, а деньги отправятся звонившим мошенникам.

Я объяснила, что такую «процедуру» используют аферисты. В ответ Александр начал доказывать, что звонок действительно из банка и попросил меня сверить номер с контактами на сайте финансовой организации, но мой резкий отказ вынудил его бросить трубку и больше мне не звонить.

Читайте также на сайте ИА «Свободные новости» о восьми схемах дистанционного мошенничества, которые до сих пор работают.