«Люди, просидевшие в болотах полгода, настроены решительно». Жильцы домов, пострадавших от некачественного ремонта крыши, добиваются компенсации убытков

Оценить
В саратовский арбитражный суд подан иск о признании банкротом областного фонда капитального ремонта. Поводом для обращения стал долг в 2,8 миллиона рублей.

Истцами выступают 29 саратовцев, квартиры которых пострадали из-за некачественного ремонта крыш. По решению Кировского районного суда фонд должен был возместить жильцам убытки еще прошлой осенью. Судебные приставы не нашли на счетах организации денег для оплаты исполнительных листов.

Спасение утопающих

Большинство истцов – жители общежития с улицы Вишневой. Как уже рассказывали «Свободные», на капитальный ремонт пятиэтажки казна выделила 21 миллион рублей. В январе администрация Ленинского района подписала договор с ООО «Каркас» об усилении конструкций и капитальном ремонте фасада здания. В феврале рабочие разобрали часть крыши, чтобы переложить карниз. В марте, когда начал таять снег, с потолка общаги потекло.

В мае крышу сняли совсем. Эти работы выполняло ООО «Барко Строй», нанятое областным фондом капремонта. В июне несколько дней подряд шли дожди. Квартиры затопило с пятого до третьего этажа.

«Когда начались дожди, я спала сидя, в комнате не было сухого места! Вода текла по стенам. За час набиралось пять-шесть ведер»,– вспоминает Мария, живущая на четвертом этаже.

Женщина купила комнату в общежитии на материнский капитал и сбережения. Еще 60 тысяч рублей ушло на мебель – кухонный гарнитур, шкаф, детский диван. Мария работает в управлении соцзащиты, одна растит двоих детей. Дочка учится в колледже, сын ходит в детский сад.

«Я целый год во всем себе отказывала, чтобы обставить комнату, обеспечить детям уют, пусть даже в коммуналке. Июньский потоп перечеркнул мои усилия»,– говорит собеседница. Ей пришлось взять кредит на ремонт.

Мария рассказывает, что представители «Барко строй» даже не пришли к жильцам и не извинились. «Приходила девушка из фонда капремонта, проводила экспертизу. Она сказала, что в произошедшем виноваты подрядчики. Я спросила: но ведь этих подрядчиков нанимал ваш фонд, разве он не должен нести ответственность? В акте она указала, что залив произошел не в июне, а в феврале, когда здесь работала другая фирма. Я велела исправить дату и только после этого подписала документ».

Прошлой осенью суд Кировского района обязал фонд выплатить пострадавшим компенсацию. Денег жильцы общежития не получили до сих пор.

«Сейчас крыша не течет, но не знаю, как будет дальше», – вздыхает Мария.

Заявление в арбитражный суд от имени жильцов подал юрист Дмитрий Роменский. Кроме общежития на Вишневой, в иске упоминаются несколько других адресов. «Например, похожая история произошла на улице Посадского, 272. Там раскрыли крышу, во время дождя здание затопило. На 1-м проезде Клочкова, 11 крышу поменяли, но не сделали кровельных свесов, вся вода стекает по фасадной стене. На Огородной, 31а капремонт длится больше полутора лет, управляющая компания обращалась в суд с требованием установить срок завершения работ»,– перечисляет Роменский.

По его словам, заявление подано от 29 клиентов. «По всем из них вынесены решения о возмещении ущерба, но исполнительные листы лежат с августа. Сотрудники Кировского РОСП говорили мне, что всего у фонда долгов на 283 миллиона рублей,– отмечает юрист. – Представители фонда говорят, что у них на счетах лежат целевые деньги, которые нельзя расходовать на возмещение ущерба, только на капремонт. Но почему-то они и подрядчикам не платят! Подрядчики рассказывают, что полгода ждут деньги за выполненную работу. Сейчас, по их словам, фонд предлагает заключать договоры с условием получения оплаты через 36 месяцев после приемки работ!».

Дмитрий Роменский говорит, что обратился в суд, чтобы «привлечь внимание руководства области к проблемам вокруг фонда». «Мы рассчитываем, что будем услышаны, и долги будут закрыты. Если этого не произойдет, придется идти до конца. Понятно, что дело будет сложное. Но люди, которые просидели в болотах по полгода, настроены решительно».

Сейчас заявление в суде оставлено без движения.

Чекист не смог

Напомним, что платежи на капремонт в Саратовской области начали собирать осенью 2014 года. Фонду изначально не везло с руководителями.

Первый директор Сергей Важнов, продержавшись в должности около полутора лет, перешел на работу в мэрию Саратова. Следующий руководитель Дмитрий Любушкин занимал кресло с мая 2016-го по февраль 2017-го. Был уволен по распоряжению губернатора и через несколько недель стал фигурантом уголовного дела. Следователи полагали, что директор незаконно подписал акты выполненных работ по ремонту многоэтажек, не проводя строительный контроль. В январе 2019 года Любушкина признали виновным по статье 201 УК «Злоупотребление полномочиями» и приговорили к году исправительных работ.

Конкурс на замещение нехорошей должности пришлось объявлять трижды из-за отсутствия желающих. Следующим директором фонда стал Андрей Блохин. Он продержался на посту меньше месяца. В отношении Блохина возбудили уголовное дело по статье 160 УК «Присвоение или растрата». Следователи сообщали, что еще в 2014 году он, будучи руководителем МУП «Саратовское городское капитальное строительство», незаконно выписывал самому себе премии «за индивидуальный подход к решению производственных задач». О результатах расследования дела не сообщалось.

Затем директором фонда стал отставной сотрудник ФСБ Андрей Семенов. В официальной автобиографии руководителя отмечалось, что он получил высшее образование в Донецком высшем военно-политическом училище. Работал в региональном управлении ФСБ начальником отдела экономической безопасности. Судя по всему, жилищно-коммунальное инферно не поддалось даже бывшему чекисту. Осенью 2018 года фонду понадобился новый директор.

Сейчас организацию возглавляет Вера Прохорова. Ранее она несколько лет работала в должности заместителя.

В первые годы существования фонд упрекали в срыве программ ремонта. В 2015-2016 годах было отремонтировано в полтора раза меньше домов, чем намечалось. В 2017-м–и вовсе пять процентов от плана. Областная прокуратура, проведя проверку, заявляла, что «есть основания для возбуждения уголовных дел по статьям «Халатность» и «Злоупотребление должностными полномочиями». Материалы проверок передали следователям регионального ГУ МВД. О том, что с ними стало дальше, не сообщалось.

Крыши в пути

В 2020 году фонд взялся за массовый ремонт крыш. Жильцы оказались потрясены результатами.

«В эти дни капитальный ремонт ведется на 16 вольских многоквартирных домах. Новость, вроде бы, замечательная, но у некоторых жильцов многоэтажек настроение подавленное»,– со сдержанным оптимизмом отмечала газета «Вольская жизнь», рассказывая о ноябрьских дождях, льющихся через разобранные крыши. Жильцы поясняли, что строители приступили к работам во второй половине сентября, несколько раз менялись рабочие бригады. На некоторых домах новые крыши появились только в декабре.

Подрядчиком в Вольске был ГУП «Облводоресурс». Это же предприятие выполняло ремонт крыш в Пугачеве. В конце октября 2020 года крыша одного из домов оказалась полностью разобранной. Жители рассказали журналистам о затоплении 20 квартир. По словам жильцов, раньше у них не было протечек: «Нас даже в известность не поставили, что будут менять крышу. Мы узнали об этом, когда у нас срезали спутниковые тарелки и начали долбить».

Генеральный директор ГУП Руслан Губанов объяснил ИА «Взгляд-инфо», почему водопроводная компания заинтересовалась кровельными работами: «Мы ищем источники дополнительных доходов, чтобы поднять зарплату сотрудникам. Мы видим отток рабочих, в связи с тем, что они встают на биржу и, не работая, получают такую же сумму в виде пособия».

Не повезло и жителям пятиэтажек в Хвалынске. «Балаковский репортер» рассказывал, что крыши здесь не ремонтировали много лет – подрядчиков не привлекали заказы в маленьком городке. После карантина строители были готовы на любые предложения. ООО «Современные строительные технологии» обязалось отремонтировать три дома. По словам жильцов, работы начались осенью. Октябрьские дожди затопили квартиры с пятого по первый этаж. Как отмечало издание, в одной из пострадавших пятиэтажек живет замглавы района, «даже это не спасло дом от наплевательского отношения подрядчика».

В начале 2021 года фонд капремонта (ФКР) оказался в центре скандала с рассылкой платежек за юридические расходы организации. В феврале в квитанциях появилась новая графа «Досудебная претензия». Суммы, назначенные к уплате за эту услугу, начинались от 300 рублей. Жители не могли выяснить, за что с них требуют деньги: горячая линия фонда оказалась перегружена, офисы, куда можно прийти на личный прием, действуют только в Саратове, Энгельсе и Балакове. ФКР разъяснил, что жильцы должны возместить расходы на юристов, помогавших взыскивать долги по взносам на капремонт. Многие получатели квитанций утверждали, что никаких долгов у них не было. Самые дисциплинированные предпочли заплатить. Как сообщалось в прессе, таким способом фонд собрал около миллиона рублей.

В апреле областная прокуратура заявила, что требовать с жильцов компенсации расходов на судебные расходы незаконно. Мало того, сам тендер на юридические услуги для фонда был проведен с нарушением закона. Надзорная инстанция внесла предписание министру строительства (ведомство выполняет функции учредителя ФКР). В фонде отметили, что возвращать собранные деньги будут «в заявительном порядке» – тем, кто одолеет процедуру бумажного общения.

Из «котла» не зачерпнут

Отметим, что в других регионах жители уже пытались обанкротить местные фонды капремонта. Например, весной 2019 года в арбитражный суд Москвы обратилось ТСЖ «Дружный дом». Ранее ТСЖ через суд добилось того, чтобы столичный ФКР перевел собранные с жильцов взносы на спецсчет дома. Фонд отказался оплачивать судебные издержки, ссылаясь на отсутствие средств. Арбитраж оставил заявление о банкротстве без движения.

В 2020 году в Самаре журналисты писали о риске банкротства местного фонда. Самарский ФКР оказался в затруднительном положении из-за чемпионата мира по футболу: около 1,5 миллиарда рублей из «общего котла» потратили на обновление фасадов домов на туристических маршрутах. С тех пор за организацией потянулись миллиардные долги перед подрядчиками. Самарские власти решили выручить свой фонд субсидиями из регионального бюджета.

Саратовское министерство строительства прокомментировало нынешнюю ситуацию с судебным иском о банкротстве областного ФКР. «Задолженность, которая указана в заявлении о признании должника банкротом, возникла на основании решений судов общей юрисдикции о взыскании с Фонда капитального ремонта материального ущерба, причиненного в результате залива помещений, принадлежащих заявителям, во время производства работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах по адресам: г. Саратов, ул. Вишневая, д. 4, ул. Танкистов, д. 80, 1-й проезд им. Клочкова В.Г., д. 11, ул. Огородная, д. 31А, пр-кт Энтузиастов, д. 60, 2-й Украинский проезд, д. 3, ул. Пугачёва, д. 1, ул. им. Посадского, д. 272 подрядными организациями, а также судебных расходов. Такие решения исполняются за счет иных источников, которые не относятся и не связаны со счетом регионального оператора (котловым счетом),–говорится в сообщении ведомства. – После исполнения предъявленных гражданами исполнительных документов Фондом капитального ремонта будут предъявлены регрессные требования к подрядным организациям, допустившим причинение ущерба имуществу граждан (заливов) во время производства работ по капитальному ремонту».