Мы станем народом-хомяком, запасающим всякие корешки? Что ждет экономику России к концу года?

Оценить
Мы станем народом-хомяком, запасающим всякие корешки? Что ждет экономику России к концу года?
Фото pixabay.com
Сейчас, кроме спецоперации, больше всего говорят о росте цен и дефиците продуктов и лекарств.

О лекарствах писать не буду, хотя сам столкнулся с этой проблемой, но об этом подробно пишет моя коллега Анна Мухина (Аптеки бьются в конвульсиях. Выяснили, с дефицитом каких препаратов сталкиваются саратовцы и «Не просить же медицинского убежища в Бельгии». Олег Костин успокаивает пациентское сообщество, стрессующее на фоне дефицита лекарств)

Но удорожание продуктов происходит, что называется у меня на глазах. Есть у нас в поселке (в Саратове все, что не центр, – поселки), небольшой магазин «Микром» со слоганом «Мясо птицы в каждый дом». Неплохой магазинчик. Десять дней назад зашел туда и, между прочим, поинтересовался у общительной продавщицы: «Цены-то повышать не будете»? «Как не будем?– удивилась она. – С понедельника и повысим». Через неделю зашел туда снова. Куриные «запчасти» – бедра, крылья, окорочка, прежде стоившие по 169 рублей за кило, подорожали до 199 рублей. А голень – до 209 рублей, видимо, особый деликатес. Вспомнил школьную арифметику, подсчитал, получилось на 17,7 процента.

Отчего так? Нет, я знаю, что в производстве куриного мяса велика доля импорта, бОльшая часть цыплят-бройлеров завозится из-за рубежа, плюс кормовые добавки, плюс оборудование. Современная птицефабрика – это вам не насест в бабушкином сарае. Но как я понимаю, эти курочки, столь стремительно поднявшиеся в цене, выросли еще до введения санкций.

Впрочем, в сетевых магазинах рост цен на мясо птицы не отмечен. В сетях также спокойно лежат себе сахар и соль, бывшие буквально неделю назад предметом ажиотажного спроса. Но здесь, как мне видится история простая. Крупных производителей сахара в России четыре или пять. Немного договорились между собой и поприжали отпуск продукции. Сразу же возник ажиотажный спрос, а сахар поднялся в цене – по данным Саратовстата – почти на четверть. Я сам, поддавшись легкой панике, купил сразу пять кило по 105 рублей за килограмм и чувствовал себя кормильцем семьи. Теперь этого сахара нам захватит до следующего года.

Кстати, Федеральная антимонопольная служба провела расследование, по его итогам ФАС подозревает ООО «Продимекс» в незаконной координации экономической работы торговых сетей, которая спровоцировала рост цен на сахар. «Продимекс» – Ольховатский сахарный завод из Воронежской области – лишь один из тридцати крупнейших производителей сахара. Остальные, выходит, не при делах.

Мы сейчас, как на качелях, – цены то взлетают, то отпускаются. Товары то исчезают, то вновь появляются на прилавках. Отчасти это сезонное явление, как например, с овощами из пресловутого «борщевого набора» – российские запасы капусты, моркови, свеклы подходят к концу (или их придерживают), новый урожай в южных странах еще не созрел. Нельзя не вспомнить партию «Единая Россия» – с каким энтузиазмом она боролась со снижением стоимости борщевого набора в конце прошлого лета, когда овощи дешевели по естественным причинам. Сейчас что-то помалкивают партийцы.

Понятно, что среди причин и роста цен, и внезапных дефицитов – панические настроения населения. Понятно, что телевизор внушает, что все будет хорошо, санкциями нас не проймешь, импортозамещение на марше и так далее, но народ у нас тертый. Другим ТВ-глупостям верят, но что касается собственных холодильников и погребов, люди верят только основному инстинкту. Инстинкт этот подсказывает – надо делать запасы. Неважно чего – продуктов, лекарств, прокладок, моющих средств. Между тем, эксперты уверены, что по-настоящему санкции себя покажут ближе к концу весны – началу лета. Единственное за что можно вроде бы не беспокоиться – это за стоимость хлеба. Распоряжением правительства ее приказано удерживать на уровне марта этого года. Чтобы производители не разорились, правительство обещает им субсидию на 2,5 миллиарда рублей.

Что же будет к концу года? Этого определенно никто не знает. Есть разные прогнозы. Сухой статистический от Института исследований и экспертизы ВЭБ РФ, согласно этому прогнозу безработица в России может вырасти до 6,2 процента, реальные доходы упасть на 12 процентов, а инфляция – составить 19,3 процента к концу года.

Есть прогноз, можно сказать поэтический, от писателя Александра Проханова: «Русский народ перебьется, он уйдет из городов в поля, в леса. Будет собирать грибы, ягоды, орехи – русский народ готов в минуту больших печалей превратиться в народ-бурундук, народ-хомяк, он будет запасать на зиму всякие корешки, всякие луковки».

Вам какой вариант больше нравится?