«Нас лишают возможности заработка». Как микробизнес, работающий в соцсетях, переживает запрет Instagram* и экономические последствия спецоперации

Оценить
«Нас лишают возможности заработка». Как микробизнес, работающий в соцсетях, переживает запрет Instagram* и экономические последствия спецоперации
Изображение pixabay.com
Тверской суд Москвы удовлетворил иск Генеральной прокуратуры о признании Meta* экстремистской организацией. Юристы расходятся в оценках последствий этого решения.

Представители Генпрокуратуры в суде отмечали, что использование Facebook* и Instagram* не будет считаться уголовным преступлением. Правозащитники подчеркивают, что после вступления решения в силу риски рядовых пользователей могут возрасти.

Запрещено размещать где-либо логотипы запрещенных соцсетей платформы, так как это считается публичной демонстрацией экстремистской символики и влечет административное наказание (до 15 суток ареста). Кроме того, нельзя покупать рекламу в Instagram* и Facebook* даже через посредников – за это предусмотрена уже уголовная ответственность по статье 282.3 УК «Финансирование экстремистской организации».

Эксперты уверены, что тяжелее всего расставание с Instagram* перенесут представители малого бизнеса, которые предлагали в соцсети свои товары и услуги.

«Это уничтожение»

«Я – белошвейка. Я шью нижнее белье, – рассказывает жительница Саратова Полина. – Свое жизненное призвание я нашла не сразу. С 14 лет я рисовала на заказ. Пять лет делала татуировки. Училась на парикмахера. Пыталась поступить в художественное училище и консерваторию.

Два года назад я сшила свой первый комплект нижнего белья. Мне всегда было трудно подобрать лифчик, и я решила сшить его сама. Попробовала, понравилось. Стала шить знакомым. Месяца через три клиентов стало много, и я решила создать бренд. Завела страницу в Instagram*. У меня был хороший зеркальный фотоаппарат и штатив, поначалу я сама себя снимала.

Кто-то считает такую работу легкой и беззаботной – кружево, ниточки, фоточки. Это не так. Я шью пять-шесть часов в день. Мне 23 года, но у меня уже есть проблемы со спиной. Как-то раз на 8 марта я проводила распродажу, заказали очень много комплектов, я целый месяц шила без выходных. В результате у меня заклинило спину на полгода. Помогли занятия йогой каждое утро.

Мне помогает целая творческая коммуна – фотографы, модели, флористка, визажисты.

С каждой заказчицей я общаюсь лично. Периодически провожу розыгрыши индивидуального пошива белья, и каждую победительницу знаю по имени. Я в восторге от того, насколько много в Саратове молодых, классных, творческих людей. Мои клиентки – бровист, фитнес-тренер, дизайнер и другие – невероятные девушки! У меня много лет не было подруг, и я была очень удивлена, убедившись, что рядом есть искренние девушки, которые поддерживают и сопереживают, моя опора и мотивация. Девушки вдохновляли меня, стали моими музами, моей семьей. Я была счастливым человеком. В один день всё рухнуло.

Это уничтожение. Нас убивают морально. Лишают возможности заработка. Я очень долго строила то, что имею. Всё, что у меня есть, я заработала честным трудом. Каждый день я вкладывалась в свое дело. Теперь у меня это отбирают.

Это физическое ощущение – на шею наброшена веревка, которую затягивают. Жизнь без импортных запчастей, без лекарств и даже без приложения в телефоне – я такого не просила.

Я сейчас строю дом за городом. Мы с моим молодым человеком планируем туда перебраться. Своими руками разгружаем «Газели», таскаем мешки с цементом, прокладываем проводку. Хотели заказать кухню в «Икее» – на следующий день она закрылась. О том, как дорожают стройматериалы, я уже не говорю. У меня есть три кошки. Они едят лечебный корм. Он стоил 5 тысяч рублей за мешок. Потом подорожал до 14 тысяч, а теперь совсем пропал из продажи.

Все материалы, которые я использую для своего бизнеса, – импортные. В России нет ни одного завода, который бы делал фурнитуру для лифчиков, – крючки, колечки, регуляторы. Всё это производят в Италии, Китае, Корее. Материалы уже подорожали в 2,5-3 раза и могут вообще исчезнуть. Недавно мне позвонила швея из Балакова. Мы целый час обменивались ссылками поставщиков и договорились, если пропадут материалы, спасать друг друга. Такого, чтобы я делилась с конкурентами информацией о закупках, никогда не было, но кризис подталкивает к взаимовыручке.

Спрос сейчас не падает. Наоборот, идет вал заказов – клиенты опасаются, что потом цены подскочат или вообще будет невозможно купить качественное белье. Но что будет потом?

Я стараюсь абстрагироваться от грустных мыслей. Если я позволю себе впасть в депрессию, то не смогу ничего делать, а никто, кроме меня, не сошьет девочкам заказанные комплекты. Когда отошью все заказы, хочу пойти в отпуск и дать волю эмоциям. Нужно подумать – что дальше? Наверное, разговор надо завершить на позитиве, но, к сожалению, этого не будет.

За три последние недели мы поняли, что наши самые худшие страхи – реальны. Сейчас важно прислушиваться к себе и к близким. Любить друг друга такими, как есть, обходить острые темы. Самое лучшее, что можем сделать, – быть рядом друг с другом.

Сейчас многие задумывают о релокации. Меня зовут в Израиль. Я очень люблю свою родину, пруды, холодные реки, обожаю деревню, куда в детстве ездила каждое лето. Моя работа, подруги, родственники, сестра – все здесь. Я не хочу это терять. Другая страна – побег от ответственности. Моя ответственность состоит в том, чтобы остаться и делать всё, чтобы бренд выжил».

«Впереди – неизвестность»

«Мне 19 лет. Магазин корейской косметики в Instagram* – мой первый бизнес, – рассказывает Рита. – Я учусь в вузе. Больше года вела соцсети для жениха, у него малый бизнес в авторитейле. Теперь решила попробовать себя в самостоятельном деле. Я очень горю этой идеей, сама вылечила кожу с помощью корейской косметики.

Магазин я открыла недавно – 19 февраля. Около 50 тысяч рублей вложила во внешний вид профиля. Оплатить рекламу не успела. Запускать кампанию в такой момент было неправильно, подписчики набрасывались на многие магазины – мол, чем вы занимаетесь, когда в стране такое происходит! Теперь таргетная реклама отключена, да и перечислять деньги рискованно, могут обвинить в экстремизме.

Продукцию мы покупаем за доллары. Поставщики сразу повысили цены на 50 процентов, некоторые прекратили отгрузки. Свои цены я сдерживала до 8 марта. Спрос был очень большим, люди скупали косметику про запас.

О блокировке Instagram* я узнала из письма от Госуслуг.

Думаю, не больше 15 процентов аудитории будет продолжать пользоваться Instagram* через vpn. У кого-то это не работает, кто-то попытается и забросит.

У меня есть смм-специалист и маркетолог. Он помогает магазину переехать в ВКонтакте. Но перегнать аудиторию сложно. Новая площадка для нас не особенно удобна. В Instagram* сториз были способом общения с клиентом. В ВК истории никто не смотрит. В Instagram* было удобно делать заказ в директе. В ВК для этого нужно совершить много дополнительных действий.

Я планирую запустить свой сайт. Нужно двигаться, не опускать руки.

Мне хотелось бы, чтобы магазин стал моим основным заработком. Еще месяц назад я мечтала, что года через два можно будет открыть офф-лайн торговлю в Саратове, а возможно – в Москве или Питере. Сейчас я понимаю, что впереди – неизвестность. В будущее особо не смотрю. Многое будет зависеть от того, как подействуют на экономику санкции».

«Будет гораздо труднее»

«Сегодняшняя ситуация тяжелее всего ударит по малому бизнесу. У мелких предпринимателей значительная налоговая нагрузка, теперь еще и площадки отняли, – говорит смм-специалист Анна. – Универсального совета по переезду дать нельзя. Instagram* – визуальная соцсеть, здесь важно не только наполнение контентом, а то, как он сделан. Telegram предполагает совершенно другой формат взаимодействия с клиентом. Блогерам будет проще переформатировать под новую среду то, что они транслировали в Instagram*, ведь в ТГ есть и видео, и звуковые сообщения, и тексты. Бизнесу потребуется больше времени на создание контента.

Сеть ВКонтакте многими недооценена. Аудитория там есть, но специалисты и бизнес забыли, как там работать. ВК отличается от Instagram* функционалом и алгоритмами, но если нет альтернативы, то бизнес будет там располагаться. Нельзя сбрасывать со счетов «Одноклассники». Да, аудитория там возрастная, со своей спецификой, но некоторые товары и услуги будут вполне востребованы.

Сейчас бизнесу, который хочет работать в соцсетях, будет гораздо труднее. Пользователям станет сложнее находить нужные товары, контакты продавцов и отзывы покупателей. В ТГ, например, нет такого, чтобы всё необходимое находилось на одной странице. Чем больше времени человек тратит на поиск информации, тем меньше совершает покупок».

«Я потеряла клиентов в первую же неделю»

«В Instagram* я работала в двух направлениях: во-первых, как сториз-мейкер помогала клиентам делать рутинную работу, вовремя наполнять профиль красиво оформленным контентом. Во-вторых, обучала мелких предпринимателей, которые хотят вести соцсети самостоятельно, – объясняла, как составить стратегию, контент-план и получить продажи, – рассказывает Юлия. – Я работала полтора года. 24 февраля я поняла, что жизнь полностью поменялась. У меня не было надежд, что всё будет прекрасно и проблемы разрешатся в ближайшие дни.

В первую неделю я потеряла клиентов, которых вела как сториз-мейкер. Кто-то срезал бюджеты на рекламу и специалистов. Кто-то приостановил деятельность, так как зависел от импортных поставок. Один из моих клиентов-блогеров заморозил аккаунт, потому что работал с продюсером из Украины. Каждый день отваливался еще один клиент.

Обучение у меня проходила девушка из Швеции. С ней мы успели заскочить в последний вагон, оплатили курс через PayPal. Все российские клиенты от обучения отказались.

За февраль я заработала 10 тысяч рублей, в пять раз меньше обычного.

Неделю собиралась в кучку. Каждый день читала новости. Когда пошла речь о блокировке, я поняла, что работать в Instagram* будет невозможно. Таргетную рекламу отрубили. Бизнес и блогеры переезжают. Рядовые пользователи не будут заморачиваться с vpn.

Я решила использовать ВК хотя бы как запасной аэродром. У этой площадки есть плюсы и минусы. ВК дает гораздо больше каналов взаимодействия с клиентом. С точки зрения оформления, здесь больше плюшек – можно запустить и виджет, и рассылки, настроить карточки товаров. Но очень сложно разобраться, что как включать, надо буквально сидеть и ковыряться. Местная аудитория не привыкла к сториз. Эстетика очень сильно хромает.

Есть два варианта развития событий. Либо мы адаптируемся, и это будет чисто коммерческая продающая площадка. Эмоций и атмосферности, как в Instagram*, здесь не будет. Либо разработчики доработают алгоритм, аудитория, пришедшая из Instagram*, принесет тягу к прекрасному и внимание к историям. Другой вопрос, насколько разработчики мотивированы что-то менять, если альтернативы ВК всё равно нет.

В качестве дополнительных площадок можно рассмотреть Telegram, здесь довольно удобно общаться с аудиторией, и TenChat. Сейчас он больше нацелен на поиск работы. Но платформа обещает добавить раздел для товаров и услуг. Визуально он очень похож на старый добрый Instagram*».

* Деятельность организаций запрещена в Российской Федерации.