Писатель Глуховский: Нам придется тренироваться думать хором и шагать строем

Оценить

Писатель Дмитрий Глуховский сравнил происходящее в России в настоящее время со временем «массовых репрессий и чисток» в СССР. Его размышления публикует сайт радиостанции «Эхо Москвы» в разделе блогов.

Автор отмечает, что его поколение не застало «атмосферы всеобщего ужаса, не училось с сегодня на завтра менять мировоззрение, верить в злокозненность вчерашних союзников и добронамеренность вчерашних врагов по щелчку пальцев, не училось оправдывать братоубийственные войны и не присутствовало при моральной и военной подготовке войн мировых».

Он пишет, что теперь понимает, почему заставшие то время не любят его вспоминать.

«Да, приходилось отворачиваться, да, приходилось и рукоплескать, а кому-то и казнить других приходилось — с удовольствием или без, — чтобы не взойти на плаху самому. О таком не хочется помнить, и уж точно в таком не хочется исповедоваться. Даже не чтобы возразить, а хотя бы просто воздержаться, требовалась храбрость, и храбрость требуется, чтобы потом вспомнить, на что однажды — и не единожды — ты пошел, чтобы отвести угрозу от себя», - объясняет Глуховский.

По его мнению, сейчас происходит то, что позволяет понять чувства и поступки «дедов и прадедов».

«Теперь мы своими глазами видим, как расчеловечивают людей перед тем, как их сожрать: через глумление, через очернение, через извращение их слов и их мотивов и отрицание ими самой возможности чувствовать и думать как люди», - объясняет автор блога.

Он отмечает, что лучшие надежды на то, что прошлое уже не вернется не оправдались.

«Да, мы уже поняли, как нужно молчать, отворачиваться, не высовываться, держать свои мысли при себе, — но теперь нам еще предстоит научиться эти мысли от себя гнать самостоятельно. Предстоит, чтобы не жить в страхе, чтобы не чувствовать себя трусами и чтобы не чувствовать себя рабами, учиться искренне верить в то, что еще недавно считали фальшью. И учиться ходить строем, и аплодировать по отмашке, искренне, отчаянно аплодировать, когда вешают врагов народа, и чувствовать честный, мурашечный, восторг от речей вождя. Радоваться войнам. Приветствовать кровопролитие. Находить ему объяснения и оправдания, чувствовать воодушевление от предательства братьев и расправы над ними. Притворяться, что не замечаешь, и даже уже искренне не замечать, как родная страна идет по пути фашистских диктатур, след в след, по дороге с известным пунктом назначения, - пишет он. - И нам придется тренироваться думать хором и шагать строем, бояться любопытных соседей и ночных моторов, слюняво, напоказ целовать иконы и портреты вождей, истово верить в то, что объявляется дежурной истиной дня соловьевыми и толстыми, жить, не высовываясь, в вечном страхе не жить вообще: всему этому научиться…»

Глуховский подчеркивает, что можно учиться и другому: хранить память и думать о будущем, отпуская обиды и не живя одним прошлым, не верить лжи и всегда требовать правды, высовываться, спорить, отстаивать собственное достоинство и бороться за него.