Американский агент армянской разведки
Что-то происходит в стране: рушатся устои и разгибаются скрепы. Раньше иностранных агентов объявляли по пятницам и буквально пачками. На уходящей неделе это случилось в четверг, и агент был выявлен только один. (Отчего-то так и подмывает писать Агент – с ударением на «а»). Очередным новобранцем иноагентских рядов стала адвокат правозащитной организации «Первый отдел» Валерия Ветошкина. Ее признали иноагентом за экспертные комментарии СМИ-иноагентам и денежные переводы от еще одного агента.
В конце прошлого года агентская тема была среди первых в политической повестке страны. Даже президент признал, что закон нуждается в доработке, а его пресс-секретарь не уставал повторять, что «этот статус не препятствует журналистской деятельности».
Но в этом году федеральные власти увлеклись борьбой за мир во всем мире (пока камня на камне не останется), и борьба с инагентами ушла даже не на второй, а третий план. Единственный раз эта тема оказалась в топах новостей после закрытия в ФРГ youtube-канала Russia Today. Тогда министерство иностранных дел потребовало – от кого? – включить в список иностранных агентов «Немецкую волну». Еще ведомство предлагало запретить трансляции DW на территории России. Интересно, как возможно это сделать? Достать из секретных складов глушилки времен КГБ?
Единственный, кто отважился предпринимать меры к немецким журналистам, это спикер Госдумы Вячеслав Володин. Парламентская пресс-служба отозвала их аккредитации. По этому поводу язвительный Станислав Белковский вспомнил анекдот о еврее, который читает на дверях КГБ надпись «Посторонним вход запрещен» и говорит про себя: «Думаете, если напишете «Добро пожаловать», я таки к вам побегу»? После визита канцлера Германии Олафа Шольца все разговоры о признании «Немецкой волны» иностранным агентом прекратились. Только наша дума лишний раз подтвердила правильность русской поговорки «Поспешишь – людей насмешишь».
Недавно состоялась онлайн-конференция, организованная Московской Хельсинкской Группой по обсуждению возможных изменений в закон об иностранных агентах. Свое видение представили журналисты, правозащитники, юристы, а также две партии – «Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди».
Эсеры свои поправки представили еще в ноябре, об этом рассказывал лидер партии Сергей Миронов. В законопроекте, который был внесён в Госдуму, предлагается смягчение ныне действующего закона. В частности, если выяснится, что СМИ получает деньги из-за рубежа, то на первый раз будет достаточно вынесения предупреждения со стороны Минюста.
Если после этого финансирование не прекратится, тогда Минюст должен будет обратиться в суд с заявлением о признании такого СМИ иностранным агентом. Суть партийной инициативы в том, что решение должен принимать суд, а не чиновники.
Партия «Новые люди» представила свой вариант закона, правда, в Госдуму он еще не внесен. Вот его основные положения
– Только суд должен решать, кто является иностранным агентом.
– В законе должно появиться понятие «иностранный принципал» – это тот, в чьих интересах действует иностранный агент. И связь между предполагаемым иноагентом и иностранным принципалом нужно будет доказать в суде. Это, на наш взгляд, очень важный пункт. Например, одно издание (не будем называть его, чтобы не утомлять Роскомнадзор подсчетом звездочек, которыми маркируют иноагентов в СМИ) получило статус агента по той причине, что подписку на него оформили два посольства – США и Казахстана. Чьим агентом является издание – казахским или американским? Или – общественная организация, контролирующая чистоту выборов, стала агентом из-за перевода от гражданки Армении. Является ли организация армянским агентом?
– Размер финансирования от иностранного принципала должен быть существенным – не менее 30 процентов от оборотных активов – для внесения в список иноагентов. Здесь также подходят приведенные выше примеры. Стоимость двух подписок на издание не превысила двух тысяч рублей; перевод НКО составил 200 рублей.
– У предполагаемого иноагента должно быть не менее трех месяцев со дня предупреждения о нарушении законодательства, чтобы направить уполномоченному органу мотивированный ответ.
Владимир Путин просил подготовить поправки в закон к маю этого года. Пока непонятно, займутся ли власти в мае пресловутым законом или продолжится разрушительная борьба за мир. Но видно, что минюст несколько сбавил обороты в поиске новых агентов.
Законодательство об иноагентах появилось в 2012 году. Закон позволил Минюсту признавать некоммерческие организации «иностранными агентами», если они получают финансирование из-за рубежа и занимаются «политической деятельностью». Критерии, по которым определяется такая деятельность, в законе чётко не определены, что позволяет властям преследовать организации, работающие в области просвещения, культуры, здравоохранения, экологии, защиты прав человека. В Саратове, став иностранными агентами, прекратили работу организация помощи больным диабетом и организация, защищавшая редких степных птиц.
За девять лет существования закона его несколько раз ужесточали, расширив его действие не только на организации, но и на частных лиц. Всего к настоящему моменту НКО – «иностранными агентами» в России признаны более 200 организаций. В реестр СМИ-иноагентов включены более 100 человек и организаций. За 2021 год перечень СМИ «иноагентов вырос втрое.