«Кремль самоустранился». Почему именно КПРФ предложила признать независимость ЛНР и ДНР

Оценить
«Кремль самоустранился». Почему именно КПРФ предложила признать независимость ЛНР и ДНР
Фото pixabay.com
19 января КПРФ внесла в Госдуму проект обращения к президенту Путину, в котором фракция предложила признать независимость Донецкой и Луганской народных республик. Подписали документ 11 коммунистов, в том числе и сам лидер партии Геннадий Зюганов.

Депутаты от КПРФ считают, что именно такая мера позволит защитить население непризнанных республик на востоке Украины и, более того, «укрепить стабильность в регионе».

В обращении коммунисты отметили, что на территории ЛНР и ДНР построены «демократические органы и государства со всеми атрибутами легитимной власти», а значит, вслед за Россией признать самопровозглашённые республики может и весь мир. Казбек Тайсаев, один из депутатов-подписантов обращения и первый зампред комитета по делам СНГ рассказал, что партия приняла это решение ещё в 2014 году.

Конфликт между Украиной и Россией за территории ЛНР и ДНР продолжается непрерывно с 2014 года. В последние месяцы российская сторона и провластные СМИ активно обвиняют Украину и НАТО в наращивании сил на линии соприкосновения с непризнанными республиками. Запад же, в свою очередь, обвиняет Россию в перебросе огромных группировок войск и оружия к границам Украины и опасается, что правительство нашей страны действительно готово к силовым действиям в решении межгосударственных конфликтов.

Сейчас инициативу уже поддержали руководители двух других оппозиционных фракций в Госдуме – Сергей Миронов, глава блока «Справедливая Россия – за правду» и лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Последний предложил действовать ещё более решительно, – «ударить так, чтобы все запомнили», и присоединить сразу всю Украину.

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин сдержанно и двусмысленно откликнулся на инициативу в своём телеграм-канале: «Предложенный для рассмотрения вопрос очень серьёзный и ответственный. [...] Совершенно очевидно одно: решения по обеспечению безопасности наших граждан и соотечественников в ДНР и ЛНР необходимо искать». Кроме того, политик отметил, что обсуждение вопроса о признании республик начнётся уже на следующей неделе.

Почему эта инициатива возникла именно сейчас, и оказалась подана именно Компартией? Стоит ли действительно ждать открытого вмешательства России в конфликт на Востоке Украины? Корреспондент ИА «Свободные новости» пообщался об этом с депутатом Госдумы от фракции КПРФ Ольгой Алимовой и политологами Маратом Башировым и Ильёй Гращенковым.

«Не думаю, что НАТО действительно пойдёт на столкновение с Россией»

Ольга Алимова, депутат Госдумы, 1-й секретарь Саратовского КПРФ:

Ольга Алимова «Мы, коммунисты, о признании Донецкой и Луганской народных республик говорим уже очень давно. Потому что идёт ужасная война, развязанная Украиной, – гибнут люди, уничтожаются города – это просто недопустимо. Киев давно игнорирует минские соглашения, которым обязался следовать, несколько месяцев идёт на конфликт. А Россия, вроде бы, и оказывает нелегальную помощь непризнанным республикам, и вполне открыто ведёт гуманитарную поддержку – помогает детям, вывозит людей, нуждающихся в лечении из зоны конфликта, но сами республики не признаёт. Считаю, что эта инициатива совершенно правильная, мы неоднократно об этом уже говорили, хорошо, что наконец-то партия сделала официальное заявление.

Будет ли наш запрос одобрен – вопрос не ко мне и не к Коммунистической партии. Путин ранее неоднократно отказывал в поддержке законопроекту о «детях войны», нас он так и не услышал. Задача обращения КПРФ – обозначить проблему ещё раз, показать её. Конечно же, окончательное решение принимать будет президент. Каким оно будет – я никогда не делаю предположений о его предстоящих действиях, часто не могу их и объяснить. Видимо, он владеет большей информацией. Он прекрасно осведомлён о ситуации в непризнанных республиках. И я считаю, что такое решение надо было предпринимать давно.

Мы уже до такой степени лежим под Западом с их МВФ, другими международными структурами, которые нам диктуют условия, что постоянно пытаемся угодить им. Но стоит помнить о том, что мы находимся в ситуации, когда НАТО активно расширяется, когда прямо у наших границ идёт война – Ростовская область находится чуть ли не в зоне боевых действий, а то, что мы отстаиваем свои интересы, считается нелегальным. В конце концов, если мы называем себя мощным государством – не пора ли пойти на активные шаги?! Не думаю, что НАТО действительно пойдёт на столкновение с Россией, они тоже понимают, что нельзя бесконечно идти на эскалацию напряжения, это не в их интересах. Пока получается так: мы на Запад – деньги, они нам – санкции, они нам – проклятия, мы им – приветы. Действительно, пора сделать такое заявление, чтобы там поняли, что «перегибают палку» и пора остановиться. Хуже, чем то, как Россия позволяет с собой обращаться сейчас, не будет точно».

«Вполне возможно, что Россия проведёт миротворческие мероприятия»

Марат Баширов, политолог, летом 2014 года – председатель совета министров ЛНР:

Марат Баширов«Это обращение больше для «внутреннего потребления», а не про внешнюю политику. Ранее и КПРФ, и ЛДПР, вернее, отдельные представители этих фракций уже делали аналогичные заявления. Каких-то серьёзных изменений во внешнеполитическом курсе государства вряд ли стоит ожидать. Позиция России понятна – это «гражданский военный конфликт на Востоке Украины».

Да, конечно же, появляются новые вводные – на территориях непризнанных республик всё больше появляется людей с двойным гражданством, – России и Украины. Но Россия, тем не менее, официально остаётся за формат целостности территории этой страны, позиция отдельных депутатов Госдумы совершенно не являются политической позицией Кремля. Я думаю, правительство не рассматривает для себя вообще вероятность участия в конфликте, существует международное право, которое Россия соблюдает.

Конечно, всё может измениться. Если там начнутся боевые действия и возникнет угроза жизни российских граждан – вполне возможно, что Россия проведёт миротворческие мероприятия. Я думаю, что рассматривать проблему ЛНР и ДНР нужно не как проблему «территории», а с социальной точки зрения.

Большая часть населения этих территорий желала бы сейчас оказаться в составе России. Сейчас это для жителей Донбасса означает гарантии безопасности и более высокий, единый с Россией уровень жизни. Да, конечно, они и сейчас с полученным паспортом РФ могут выехать на работу в Ростов, в Москву, другие российские города. Но они не могут продать жильё, или взять в банке кредит – и это то, что волнует людей.

Общественные вопросы в республиках сейчас более-менее решаются. Со значительной помощью России стала намного лучше ситуация с медициной, пенсии в республиках выплачиваются из «российского кармана». Думаю, примерно на 2/3 проблема с медоборудованием решила именно гуманитарная помощь, что-то непризнанные государства зарабатывают и сами.

То, что инициативу внесла именно Компартия – это попытка сыграть на теме, важной для определённой части избирателей, возможно, КПРФ сумела тут перехватить инициативу у партии Жириновского. На самом деле, и среди единороссов многие поддерживают эту идею. Но доминирующей фракции в Госдуме нужно помнить, что она напрямую связана с государством. Члены «Единой России» представляют российское правительство, даже президент постоянно называет эту партию своей опорой. Инициативы, которые выносятся «Единой Россией», – результат «коллективного мышления».

Оппозиция, конечно, всегда более резка в своих суждениях, в своей информационной политике. Это нормальное явление – политическая партия, находящаяся у власти, всегда скована в своих решениях и заявлениях, а оппонирующая более свободна. Так что дело не в том, что «Единая Россия» не хочет помогать республикам, на практике она помогает очень серьёзно, и через господдержку, и через благотворительную и гуманитарную деятельность».

«Кремль интригует и пытается как-то снова надавить на Запад своей решимостью»

Илья Гращенков, политолог, генеральный директор Центра развития региональной политики:

Илья Гращенков«При обсуждении проблем непризнанных республик стоит пользоваться не формальной логикой, а реальной. В реальности ДНР и ЛНР давно уже являются частью контура российской системы – там и российские деньги, и поддержка – в том числе военная, добровольцы... В общем-то отход республик от Украины никакого шока не вызовет. Понятно, что Россия всерьёз присутствует в регионе.

Конечно, сдерживающий фактор тут – Минские соглашения. Если из них выйти, конфликт будет дальше только идти на эскалацию, противостояние с Западом. А это, помимо каких-то финансовых потерь – новых санкций, развития и восстановления присоединённых территорий, дотаций, затрат на оборону от Украины, ещё и внешнеполитические риски.

Главное, что с карты будут уже разыграны – присоединили и присоединили, – если дальше идти на конфликт с Западом, придётся претендовать и на новые территории. Возможно, ими могли бы стать земли Новороссии, часть населения которых в своё время активно выражала желание присоединиться к пулу «Русской весны».

В общем, одни расходы. В России и без этого непростая ситуация, а какие доходы можно получить от решения проблем непризнанных республик? Стоит ли верить, что кто-то испугается и снимет с нас санкции, раздаст кредитов нашему бизнесу? Вряд ли.

Понятно, что российским властям придётся что-то делать. На ультиматум, не выполненный Западом, надо как-то отвечать. Но в текущей ситуации все вероятные ответы России выглядят малопривлекательно, по крайней мере, для нашей экономики.

Я считаю ситуацию с обращением коммунистов игрой. Кремль самоустранился в плане повестки – например, в ситуации с Казахстаном мы видели Лукашенко, но не видели Путина. Российские власти будто бы идут в фарватере – рассматривают и одобряют решения, но не являются авангардом. Вероятно, это очередная их авантюра.

Кремль не един – там есть люди, которые серьёзно опасаются новых санкций. Это «системные либералы», которые хотят зарабатывать деньги, и им эта война до лампочки. А есть условные «ястребы» – им на пользу пойдёт максимальная конфронтация, это позволит и «закрутить гайки», и получать деньги на оборонку. Возможно, они и решили сыграть карту с помощью КПРФ.

На следующей неделе в Госдуме пройдут консультации с другими фракциями по этому вопросу. Володин уже интригует – не кричит, что «однозначно надо присоединять!», а говорит, что это ответственный вопрос, который требует тщательного рассмотрения. Вероятно, это подготовка «нижайшей просьбы от бояр Кремлю», что, мол, мы готовы, а решит президент.

Я думаю, что сам Кремль ещё не знает, как поступать. И если там решат, что сейчас обострение не нужно, то можно будет легко откатить – окажется, что «Единая Россия» не поддержала, и инициативе не хватило голосов. Если решение всё же будет одобрено – нас ждёт повторение «Крымского консенсуса», когда все фракции в едином порыве голосуют «За».

Вопрос в том, почему решение ещё не принято. Кремль интригует и пытается как-то снова надавить на Запад своей решимостью, или наоборот – какая-то часть элит хочет форсировать события и повернуть их в нужное для себя русло? Тут остаётся только гадать.

Но сам факт такого обращения от коммунистов необычен. У российской власти вертикальная логика – в Кремле решили, спустили в «Единую Россию», она проголосовала как нужно. А такая иезуитская практика говорит о том, что вся эта кампания преследует нетривиальные цели.

В любом случае, принято ли будет такое решение, зависит от парламентского большинства, а не от всех оппозиционных партий, даже вместе взятых. Поэтому сама инициатива и видится «торгом». «Единая Россия» просто не поддержит эту инициативу, если потребуется, и коммунисты окажутся в дураках. Если же решение по республикам будет принято – значит, всё это будет выглядеть, как единое решение всего народа, – оппозиция предложила, власть соглашается.

КПРФ выступила этаким «авангардом патриотических сил». В случае успеха, это позволит разделить лавры с властями и Путиным. Очки за прошлый «Крымский консенсус», конечно, целиком отошли «Единой России», теперь же рейтинг можно будет поделить. Вероятность такого прироста действительно стоит игры для коммунистов».