QR-лабиринт. Страна в период пандемии ковидом оказалась в ситуации, когда любое решение власти ведет к ухудшению положения

Оценить
12 ноября Правительство РФ направило в Госдуму законопроекты об использовании QR-кодов в общественных местах и на некоторых видах транспорта.

Законопроект предполагает, что граждане смогут посещать места проведения массовых мероприятий, культурные учреждения, объекты общественного питания и розничной торговли с предъявлением: либо QR-кода о прививке; либо документа, подтверждающего, что человек переболел коронавирусом; либо медицинского отвода от вакцинации.

По-прежнему, ничего не нужно будет предъявлять при посещении аптек, организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости. Предполагалось, что документ будет действовать до 1 июня 2022 года.

Кроме того, в правительстве разработали и внесли законопроект, который предусматривает введение QR-кодов для пассажиров на железнодорожном и авиатранспорте.

Но уже 14 ноября было объявлено, что принятие обоих документов переносится на месяц, а за этот срок правительственные предложения должны пройти экспертизу в регионах, в Общественной и даже в Счетной  палате.

Надо сказать, что после этого ситуация окончательно запуталась. Например, как соотнести месячную отсрочку с реальным развитием пандемии? Будет ли инфекция тоже брать себе месяц на осмысливание ситуации?

У четырехугольника власть – народ – пандемия – вакцинация, словно в компьютерной игре, сразу несколько уровней. Попробуем пройтись по главным из них.

Уровень 1 – глубинно-народный

Певец этого направления - актриса Мария Шукшина, кстати, поклонница опального иеромонаха Сергия.

«Все верующие русские люди видят в современных событиях исполнение апокалипсического пророчества святого Иоанна Богослова. Мы читали Библию и мы не можем этого не видеть. На наших глазах все это совершается, мы бьем тревогу, у нас сердце кровью обливается за то, где будут жить наши дети. Мы не хотим, чтобы они жили в цифровом концлагере, мы не хотим, чтобы они были рабами». 

Церкви пришлось вмешаться. Сразу несколько иерархов РПЦ публично заявили, что QR-код не является печатью антихриста. А Тихон Шевкунов изгнал их храма женщину, принципиально не надевавшую защитную маску.

У активистов этого движения или направления – как хотите – в ходу такие термины как цифровой концлагерь, чипизация, они убеждены, что прививка от коронавируса способна управлять человеком, заставлять его совершать те или иные действия. 

Странно, но ведь большинству из них в детстве делали прививки от кори или полиомиелита,  и эти прививки никак не повлияли на их образ жизни и мысли.

Второй аргумент противников вакцинации таков: вакцина толком не исследована, последствия укола непредсказуемы, мы не хотим быть подопытными кроликами. Основное поле действия антипрививочников – интернет, там они делятся друг с другом страшными историями типа: двенадцать врачей умерли от одного вида ампул «Спутника»; или одной женщине насильно сделали укол, а следующей ночью она потеряла всех родных.

Как ни странно, в этом лагере можно встретить не только реакционно-настроенных людей, но и крайних либералов. Принципиальное различие одно: истинно глубинные люди называют вакцину «шмурдяком», либералы уточняют: «путинский шмурдяк». Сейчас появилось новое направление: какой смысл прививаться, если заболеть может и вакцинированный человек, и ревакцинированный. Аргумент, что вакцинированные переносят болезнь легче, отвергается сходу примерами из того же интернета или из разговоров со «знакомым медиками».

Перенос принятия законов на месяц в этом лагере был принят с восторгом. На сайте консервативного движения «Сорок сороков» по этому поводу появилась такая запись: «Это означает то, что план Барбаросса по захвату Москвы не удался. Битва под Москвой ими проиграна…» Вы поняли, что сторонников обязательной вакцинации среди прочего здесь сравнивают  еще с и фашистами. Сам же сертификат о вакцинации – «рябой печатью».

Уровень 2 – элитно-политический

Глубинный народ настроен против вакцинации по причине неверия в медицину, да и государству не особо доверяет, особенно после пенсионной реформы. Но есть и другие протестанты – из наших так называемых элит – политической и культурной. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявляет: «Когда я получил этих два закона по PR-кодам – когда иностранную букву в начале ставят, чтобы потом тебе дать такой же аусвайс, мне это напоминает нацистскую Германию. Тут ничего хорошего нет!» Характерная оговорка: PR вместо QR. Представляется, что именно о пиаре больше думает товарищ Зюганов, о том, как привлечь на свою сторону голоса  противников вакцинации. Среди других политиков лидеров антипрививичного движения - лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, вице-спикер Госдумы Петр Толстой, бывший депутат ГД Вячеслав Лысаков, политолог Сергей Кургинян.

Культурку представляют актеры Егор Бероев и Оскар Кучера, уже упоминавшаяся  Мария Шукшина, лидер группы «Алиса» Константин Кинчев, певицы Наталья Ветлицкая и Катя Лель. И, конечно же, Юрий Лоза, который, как представляется, до сих пор уверен, что земля плоская.

Не самые знаменитые люди, но каким-то авторитетом все же обладают, придавая новые силы противникам вакцинации. Дело дошло о того, что врачи одиннадцати российских больниц обратились к ним с открытым письмом, пригласили посетить «красные зоны» ковидных больниц. А Денис Проценко – главный врач Коммунарки, считающийся после визита в больницу Владимира Путина главным борцом с пандемией,  и один из подписантов письма одиннадцати заявил: «Пустыми разговорами и рассуждениями пандемию не остановить, нужно действовать, иначе мы так и будем бороться с последствиями 5, 6, 7, … волн. Вы все, кто сомневается в силе прививки, рассуждает об ограничительных мерах, публично вводит своих сторонников в заблуждение, просто не имеете морального права проигнорировать наше открытое письмо.

Я уверен, что после посещения наших «красных зон» вы измените свое отношение и будете на стороне здравого медицинского смысла».

Сразу после этого письма большинство его адресатов заявили, что они не являются противниками вакцинации вообще, они против принуждения к ней, кроме того все они уверены, что прививки должны делаться проверенной вакциной. «Спутник» они таковой не считают. 

Уровень 3 – экономический

На этом уровне эмоций меньше, но тревожных фактов и тенденций больше. Наверное, можно даже согласиться с социологом левого направления Борисом Кагарлицким, который написал: «Принятие закона «об уничтожении транспорта, кафе и магазинов, а также об индуцировании революционных настроений», станет чудовищной ошибкой. Боюсь, что отчуждение общества от государства после этого может стать необратимым. А тотальный правовой нигилизм – зашкаливающим. На практике мы получаем не «цифровой концлагерь», а оцифрованный бардак».

После опыта локдауна начала этого года власти не решились ограничивать и даже запрещать работу целых отраслей. Работайте пожалуйста, но с только с вакцинированными. В итоге на первых порах кафе и рестораны, торгово-развлекательные центры, кинотеатры были практически пусты. Сейчас  посетителей стало несколько больше. Только это вряд ли говорит о росте числа вакцинированных, скорее о сокращении  проверок и ослаблении контроля.

Тем не менее, Союз торговых центров России, Белоруссии и Казахстана, куда входит более 500 ТРЦ, написали совместное письмо с просьбой оказать им господдержку на фоне пандемийных ограничений - введения локдаунов и QR-кодов. Его подписантами стали более 100 ТЦ России. Авторы письма предлагают включить ТЦ в список экономик, которые пострадали от коронавируса. Они просят президента отменить налог на имущество на время введения QR-кодов и иных ограничений, а также вернуть уплаченные налоги за простой в 2020 и 2021 году и заморозить выплаты процентов по кредитам банкам с госучастием.

Испытывают тревогу и негосударственные авиакомпании. S7 предупредила о сокращении внутренних перевозок вдвое из-за QR-кодов.

Трафик на внутренних авиалиниях может сократиться на 50 процентов из-за введения QR-кодов для пассажиров, считает крупнейшая частная авиакомпания России. С этой оценкой согласны в Utair и Международной ассоциации аэропортов.

РЖД отменит или сократит 44 поезда из-за падения спроса. Федеральная пассажирская компания попросила закрыть продажу билетов в определенные даты на ряд поездов, в том числе следующих по маршрутам Москва — Петербург, Петербург — Вологда, Москва — Нижний Новгород. Но связано ли это напрямую с пандемией, не говорится.

Но РЖД и Аэрофлоту их собственник – государство - компенсирует потери, о компенсации частным компаниям пока ничего не известно.

К общим проблемам экономики примешивается фактор местного идиотизма. В Петербурге, который сначала объявил об обязательной вакцинации всех горожан старше 60 лет, предъявили требование   промышленным предприятиям об обязательной вакцинации 80 процентов работников.

 «Назревает гражданская битва», - заявляют профсоюзы, - из-за отстранения рабочих без заработной платы вот-вот вспыхнут забастовки, предупреждают профсоюзы. 

Уровень 4 - пропагандистский  

Пропаганда – это тот фронт, где российские власти в своей борьбе с пандемией потерпели сокрушительное поражение. Конечно, это удивительно, ведь пропаганда наряду с силовиками есть главные опоры нынешней власти.

Двадцать лет российскому обывателю внушали, что Путин велик – обыватель верил. Внушали, что американцы мечтают уничтожить Россию и только наши ракеты в двадцать махов способны остановить агрессора – обыватель опять верил. Рассказывали, что англичане голодают, поляки замерзают, украинцы и голодают, и замерзают, а также едят русских младенцев – обыватель ужасался. Вбивали в голову, что мы живем в самой лучшей, самой богатой и самой свободной стране мира – обыватель (телезритель) верил, что где-то недалеко есть такая чудесная страна.

Но когда обычному российскому телезрителю стали рассказывать, что надо привиться, он, этот телезритель, вовсе не побежал на пункты вакцинации. Он больше верил соседке по подъезду, которая точно знает, что от вакцины «люди сотнями мрут», авторам каких-то мутных роликов в сети, твердо  знающих, что вакцинация – это чипирование, и всеми привитыми будут управлять то ли пиндосы, то ли инопланетяне.

Возможно, пропаганда излишне поверила в свои силы. Кроме того расчет был явно сделан на краткосрочную кампанию. Ошибочность этой точки зрения недавно признал пресс-секретарь президента и тоже, по сути, пропагандист Дмитрий Песков: «Мы сначала думали, что пандемия закончится через полгода — через год. Сейчас мы видим, что мы ошибались в своих расчетах. У нас уже скоро будет два года этой пандемии, и пока конца и края не видно».

К тому же пропаганда и ее кураторы  явно взяли неверный курс. Вместо того чтобы уговаривать людей сделать прививки, их запугивали или оскорбляли. Придумали обидное словечко «антиваксеры», на RussiaToday заявляли, что противники вакцинации - «западные агенты», а пропагандист и вице-президент Роснефти Михаил Леонтьев назвал непривившихся баранами, которым стоит «дать по башке и уколоть». 

Правда, потом Леонтьев извинился. Запугать русского человека, который к тому  же решил, что уколы вредны, тоже нелегко. Я, например, все лето ездил мимо билборда с надписью «Привиться – легко,  умирать – страшно». Тот же эффект, что от пугающей надписи на пачке сигарет.

Сейчас появилась информация, что Кремль собирается перезапустить кампанию агитации за массовость вакцинации. Однако по какому пути пойдут пропагандисты, пока понять трудно. Могут включить режим «ласковой матушки» и начать уговаривать. Например, заметно, что вместо слова «вакцинация» стали чаще использовать термин «прививка» - такой теплый, домашний, из детства. Но могут по старой привычке начать кампанию клеймления противников массовой вакцинации. Как, как например, это делали с либералами или сторонниками Алексея Навального – у нашего гостелевидения это получится лучше, чем душевный разговор со зрителями.

Пока же телевидение достало из кармана последний козырь – репутацию президента. И мы с удивлением узнали, что в начале прошлой недели Владимиру Путину не требовалась ревакцинация по причине высокого уровня антител. В середине недели президент все-таки ревакцинировался, и телеканалы показали как он, потирая плечо, говорит, что никаких последствий не  чувствует.

Больше того, Путин буквально тут же испытал на себе экспериментальную назальную вакцину. Сразу же возникла путаница: сам Путин говорит, что это был порошок в нос, его пресс-секретарь говорит, что жидкость.

И, конечно же, в пропаганде акцент будет делаться на то, что QR-меры введены на ограниченный срок – «всё прошло, пройдет и это». Хотя все  мы прекрасно знаем, что нет  ничего более постоянного, чем временное.

Уровень 5 - социальный

Агрессивная пропаганда привела к тому эффекту, который вряд и хотели получить пропагандисты и их вдохновители: общество разделилось на две части – сторонников прививок и противников их. Полемика между ними в социальных сетях ведется столь ожесточенно, что никакого примирения в перспективе не видно, скорее только ужесточение позиций и повышение градуса полемики. Уже и анекдоты появились. Пусть и не очень смешные.

«Мама спрашивает дочку:

- А твой жених, он из хорошей семьи?

- Да, они привитые, — отвечает дочь». Этот  анекдот разместила в своем канале Ольга Алимова, сейчас Ольга Николаевна заболела ковидом, надеемся, что вопреки партийной позиции, она сделала прививки. Желаем ей выздоровления.

Но шутки шутками, а раскол в обществе назревает, если еще не назрел, очень серьезный. Не будет преувеличением сравнить его с церковным расколом семнадцатого века. Тем более что в основе и тогда, и сейчас – вера. Вера в пользу прививок и столь же непререкаемая вера в их опасность. Еще один важный момент: тех, кто считает, что страну загоняют в «цифровой концлагерь» больше, чем их оппонентов, второе - среди противников вакцинации достаточно людей, которые по тем или иным причинам, возможно, по принуждению, сделали себе прививки.

Наше общество едино лишь в представлении власти. На самом деле линий разлома немало: классовые, национальные, религиозные, имущественные. Теперь к ним добавляется  сертификационный разлом. 

Политолог Илья Гращенков, Генеральный директор Центра развития региональной политики так видит нарастающую ситуацию: 

«Разделение страны на лояльных и нелояльных власти – опасное явление, которое в будущем может привести к неожиданным последствиям. «Ваксеры» и «антиваксеры», агенты и иноагенты, западники и охранители, либералы и консерваторы – все эти оппозиции имеют место в нашей жизни, но впервые власть начинает четко разделять людей с позицией на «своих» и «чужих». «Своим» обещают преференции и поддержку, а «чужих» готовы записать во враги, которым, как известно, – закон. Но обычно, если врагов ищут внутри страны, то их должно быть меньшинство, против которого настраивают большинство. В нашем же случае выходит чуть ли не наоборот.

Но попытка разбить страну на «ваксеров» и «антиваксеров» оказалась провальной. Против принудиловки высказываются 77 процентов населения, которые едва ли можно назвать меньшинством.

Введение QR-кодов как средства принуждения, а также масштабная пропаганда, клеймящая этих людей «пещерными животными», вместо предполагаемой дискуссии, не сильно помогают примирению противостоящих лагерей. Более того, принудительная вакцинация тоже проблемы не решит, так как уколоть человека можно и насильно, но вряд ли после этого он станет союзником санитарной диктатуры».

Но органы власти, видимо, не чувствуют того, как накаляется обстановка. Росздравнадзор поручил региональным управлениям передавать правоохранителям сведения об антипрививочных агитаторах. С начала ноября передана информация о 37 людях, которые высказывались  против прививок. Их могут привлечь  по статье о публичном распространении  ложной информации связанной с угрозой жизни и нанесением вреда здоровью. Так, у движения против вакцинации могут появиться свои мученики.

Уровень последний – прогнозный

Стало известно, что Государственная дума рассмотрит законопроекты 16 декабря. До этого они будут проходить экспертизу в регионах. Регионы восприняли этот период как время самодеятельности. В Казани разрешили пользоваться общественным транспортом только по сертификатам и создали коллапс в городе. В Ханты-Мансийском округе ввели жесткий локдаун, в Ивановской области сняли почти все жесткие ограничения.  При этом процент больных в области выше, чем в ХМНО. В Саратовской области по традиции решили не делать резких движений и оставили все, как было, объявленная строгость мер компенсируется их невыполнением.

Собственно, у законопроектов есть два варианта. Первый – наша власть никогда не отступает, и законы будут приняты  единоросским большинством. Вариант второй – слово берет сам Владимир Путин и говорит, что темпы вакцинации резко выросли, коллективный иммунитет почти достигнут и потому законы не нужны. Это не обязательно должно быть правдой, зато просевший рейтинг президента замедлит свое падение. На горизонте, тем временем, поднимается очередная волна пандемии.