Российскую интеллигенцию и мировое общественное мнение могут послать на три буквы. 25 ноября состоится суд по делу общества «Мемориал»*

Оценить
Генпрокуратура России обратилась в суд с требованием ликвидировать организацию «Мемориал»*, основанную ещё в 1987 году, при участии академика Андрея Сахарова, с целью увековечить память жертв политических репрессий советской эпохи.

По причине того, что в некоторых публикациях «Мемориала»*, ранее признанного иностранным агентом, отсутствовала теперь хорошо известная всем плашка из 24 слов, в Генпрокуратуре заявили, что «Мемориал»* «осуществляет свою деятельность с нарушением Конституции РФ и с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов».

О том, что такое общество «Мемориал»*, основанное Андреем Сахаровым при участии президента СССР Михаила Горбачева и президента России Бориса Ельцина, можно прочитать в большой статье Rеpublic** «Не ищите тут логику, ее просто нет». История «Мемориала»*, который помог зарегистрировать Горбачев и поддерживал Ельцин. При Путине его хотят закрыть».

Вопреки обыкновению текст опубликован без пэйволла, то есть его может прочитать любой, даже те, кто не подписан на Rеpublic**.

Здесь вы можете узнать, как создавалось общество, чем оно занималось до последнего дня и каковы претензии власти к нему.

Кроме обычной для нашего времени практики давить все, что еще дышит, попытка закрыть «Мемориал»* становится еще и своеобразным тестом для нашей интеллигенции. Именно только для нее, потому как для глубинного, срединного и прочего народа все игры власти не имеют никакого значения, не вызывают никакого интереса. Действия властей на то и рассчитаны, чтобы проверить, есть ли в стране еще интеллигенция, не все ли уехали, не все ли разбежались по кухням, чтобы тихонько диссиденствовать там.

Наверное, нужно еще и определить, что такое интеллигенция. В советское время любой учитель, врач, инженер автоматически относились к интеллигенции. Есть два класса – рабочий класс и трудовое крестьянство, а также дружественная прослойка. «Социальная прослойка, состоящая из работников умственного труда, обладающих образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры». Позже стали добавлять эпитет «передовая интеллигенция». Современное определение ближе к истине: общественная группа людей, обладающая критическим способом мышления, высокой степенью социально-психологической рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта; позднее Нобелевский номинант Виталий Тепикин указал на ещё одну принципиальную характеристику интеллигенции – передовые для своего времени нравственные идеалы.

Так вот такой интеллигенции в стране критически мало. Может, от этого и все наши беды. Число конформистов растет с каждым последним годом – высказывать свое мнение, отличное от мнения начальства, чревато. Те, кто не хотел молчать – уехал, большинство предпочитают помалкивать. Но свято место пусто не бывает – на смену настоящей интеллигенции пришли «элиты». Но, простите, можно собирать живопись малых голландцев, ходить в театры, водить дочерей на балы дебютанток от Tatler, но не быть интеллигентным человеком. Можно читать наизусть поэтов Серебряного века и быть при этом, простите, жлобом. Можно писать, как Владислав Сурков, публикует высокоумные статьи о «прирастании империи» – это тоже интеллигентности не прибавляет.

Но есть в России и настоящая интеллигенция, та, которая умеет критические мыслить и имеет нравственные идеалы.

Писатель Людмила Петрушевская в знак протеста отказалась от Государственной премии, полученной в 2002 году.

«У меня сейчас отбирают «Мемориал»*, память об осужденных и расстрелянных, о брошенных под грузовик и умерших голодной смертью, о замороженных в грузовиках по пути от лагеря к лагерю, о замученных пытками на Лубянке и на Колыме, о забитых недавно на улицах, в вагонзаках и в мили-полиции. О сидящих в заключении по сфабрикованным, фальшивым делам. О тысячах таких заключенных, опасных для властей», – объяснила писательница свое решение.

Издатель, главный редактор журнала «Новое литературное обозрение Ирина Прохорова заявила на том же Rеpublic**:

«Я не теряю надежды, что здравомыслящая часть общества отстоит «Мемориал»*. Если все же его закроют, то, конечно, работа по сохранению исторической памяти не исчезнет, она будет продолжаться, но с гораздо большими издержками и рисками, в ситуации информационной блокады. Главным трагическим последствием этого преступного деяния я вижу в отбрасывании общества далеко назад – к официальной легитимации государственного беззакония, с чем придется бороться долгие годы. Очень жаль, что полная и окончательная десталинизация не стала главным направлением государственной политики в 90-е годы. Теперь придется по сути начинать все сначала».

Нобелевские лауреаты Михаил Горбачев и Дмитрий Муратов призвали Генпрокуратуру отозвать иск к »Мемориалу»*. «Многолетняя деятельность «Мемориала»* всегда была направлена на восстановление исторической справедливости, сохранение памяти о сотнях тысяч погибших и пострадавших в годы репрессий, недопущение подобного сейчас и в будущем. Продолжение его работы отвечает интересам общества и российского государства.

Требование закрыть «Мемориал»* вызвало в стране тревогу и беспокойство, которые мы разделяем.

Мы призываем Генеральную прокуратуру отозвать иск из суда и урегулировать претензии во внесудебном порядке.

Призываем суд отложить дату заседания по рассмотрению иска, чтобы дать возможность путем совместных усилий снять эту болезненную для страны проблему».

Осужденный к двенадцати годам лишения свободы по надуманному обвинению глава карельского отделения «Мемориала»*, раскрывший места массовых казней в урочище Сандормох Юрий Дмитриев из-за колючей проволоки направил слова поддержки товарищам: «За эти годы я пересекался со множеством мемориальцев и могу смело утверждать, что все они люди высокой души.

Оттого и боятся их всякие «околовластные структуры». Тут тоже ничего удивительного. «Каков поп – таков и приход» – так говорит народная мудрость. Знаю лично тех, кто нынче у руля «Мемориала»*, могу с уверенностью сказать, что «Мемориал»* будет работать, какое бы решение Верховный суд не вынес. Слишком востребована та правда, которую «добывает» «Мемориал»* и у наших граждан, и у других народов».

Вдова автора великого писателя, исследователя «Архипелага ГУЛАГ» Наталья Солженицына и бывший уполномоченный по правам человека Владимир Лукин выступили с совместным обращением: «Иск о ликвидации «Мемориала»*, поданный в суд Генпрокуратурой РФ, не может трактоваться и в России, и за её пределами иначе, как знаковая, рубежная политическая акция.

Любая человеческая деятельность может сопровождаться и недостатками. Если недостатки обнаружены в работе «Мемориала»* – это заслуживает взаимоуважительного обсуждения, а не требования его уничтожения.

Однако иск Генпрокуратуры является чрезвычайным (так справедливо назвал его Совет по правам человека при Президенте РФ). А чрезвычайный – одно из самых опасных и страшных слов советского «новоязыка». Колесо «чрезвычайщины», если дать ему раскрутиться, – это то самое «красное колесо», которое катком пронеслось по нашей стране в прошлом веке. 

И неважно, какой цвет может принять это колесо. Важно не дать ему раскрутиться вновь – уже в веке нынешнем».

Интересно, как отнесется Владимир Путин к словам Наталии Солженицыной, к которой он не раз подчеркивал свое уважительное отношение. Или ему будет достаточно доклада прокуратуры о «многочисленных нарушениях», допущенных, по мнению прокуратуры обществом.

Были и коллективные письма – российских просветителей, российских академиков, его подписали около семидесяти членов Российской академии наук (Полный список подписавшихся здесь). В обращении ученых говорится: «На протяжении последних десятилетий «Мемориал» играл роль основного института, тревожно напоминающего обществу об этом мрачном периоде нашей истории, и наиболее яркие общественные инициативы, увековечивающие память жертв репрессий (такие, как «Возвращение имен», «Последний адрес» и другие), были тесно с ним связаны.

«Мемориал»* был и остается сегодня серьезным исследовательским центром, работа которого посвящена всестороннему изучению деятельности карательных органов и ее влиянию на все стороны жизни советского общества. По объему проведенной работы в этой области, в том числе по числу публикаций, с ним не может сравниться ни одно государственное исследовательское учреждение. «Мемориал»* собрал чрезвычайно ценный архив и музейную коллекцию, гибель которых стала бы настоящей катастрофой для исторической науки.

Уничтожение «Мемориала»* является попыткой лишить нацию памяти, чего мы не должны допустить во избежание повторения эры чудовищных репрессий». 

Выпущено совместное заявление российских и международных правозащитных организаций, многие из них уже получили от российских властей маркировку «иностранный агент».

Намерения российских властей не остались без внимания за границей. Заявления в защиту «Мемориала»* сделали Верховный Представитель ЕС Жозеп Борреля; Комиссия ЕС и Совета Европы; Генеральный секретаря Совета Европы; Комиссар по правам человека Совета Европы; министры иностранных дел Германии, Швеции, Чехии, Госсекретарь США. В поддержку «Мемориала»* выступили десятки научных и правозащитных организаций Европы и Америки. Многие фонды и ПЕН-клубы различных стран. На что осторожный и многомудрый Владимир Познер заметил – чем больше у «Мемориала»* будет поддержки из-за рубежа, тем больше наши власти уверятся в правоте своих мнений. По той простой причине, что все эти обращения в Кремле посчитают вмешательством в наши внутренние дела, попытками давления, а их наши власти не приемлют.

Об этом же заявил писатель, некогда прозванный «соловьем Генерального штаба», Александра Проханов:

«Будет он закрыт или не будет – это еще проблема, потому что у Путина есть манера напустить страх и ужас, а потом его развеять мановением своих волшебных рук. Но если после всех обращений академиков, педагогов, журналистов все-таки «Мемориал»* сохранится, то для Путина это будет большой репутационный урон. Он отступит перед давлением тех самых либеральных структур, против которых он сражается. Почему Путин, наконец, перешел к закрытию «Мемориала»*? ...»Мемориал»* на протяжении более чем 30 лет занимается постоянной возгонкой глубинных трагических противоречий между обществом и государством, между советской эпохой и нынешней эрой».

Было и еще одно особое, так сказать мнение. Григорий Явлинский, считающий себя великим российским демократом, конечно, же, выступил в защиту «Мемориала»*. И при этом назвал того, кто же собственно виноват в гонениях на общество. Думаете, Путин? Нет – Навальный и его «умное голосование». 

«В сентябре 2021 года на выборах в Госдуму коммунисты увеличили свое представительство. С подачи так называемого «умного голосования», двигателями которого стали многочисленные представители постсоветской интеллигенции, в стране прошла громкая агитационная кампания за коммунистов, сталинистов, боевиков-прилепинцев. В результате влияние их идей стало куда более ощутимым, чем ранее. Тем самым власти получили сигнал о приемлемости для общества усиления репрессий и о том, что они при этом не встретят осмысленного ответа, поскольку от остатков здравого смысла отказались даже те, кто как бы призван его отстаивать... 

К сведению Григория Алексеевича, по сравнению с седьмой думой в нынешней фракция КПРФ приросла на пять мест – с сорока трех до сорока восьми. Стало быть, эти пять лишних коммунистов и позволили власти начать новые репрессии против «Мемориала»*? Впрочем, что оставшуюся часть своей политической карьеры Явлинский положит на борьбу с сидящим в тюрьме Навальным стало, ясно уже давно.

Во многих обращениях в защиту «Мемориала»* говорится, что уничтожение общества станет сигналом к возвращению сталинизма и репрессий, пусть и в мягком варианте, лайт – как сейчас говорят. Но уважаемые господа подписанты, вам не кажется, что это время уже наступило – с обнулением президентских сроков – патентом на бессрочное правление, с преследованием инакомыслящих, практически безнаказанными пытками в местах лишения свободы, в той же саратовской ОТБ-1.

Мы не знаем, каким будет вердикт Верховного суда, хотя можем догадываться.

* НКО «Мемориал» признана в РФ «иностранным агентом»

** Издание Rеpublic признано в РФ СМИ, выполняющим функции иностранного агента