«Эталон скотовозки, символ саратовской безнадёги». За что саратовцы любят и ненавидят трамвай
Саратовцев, возмущенных рекордным ростом цен на продукты (да и на всё остальное), предупредили о предстоящем подорожании проезда в электротранспорте. Городские депутаты сообщили о решении заблаговременно – возможно, чтобы граждане успели накопить на билетик, а то ведь после закупки картошки и гречки в кошельке может ничего не остаться. Проезд на трамвае и троллейбусе подорожает с 1 мая сразу на четверть – с 23 до 29 рублей.
Для повышения цен на троллейбусные билеты саратовцы видят некоторые основания. За последние три года город получил 90 слегка подержанных троллейбусов из Москвы, закупил больше трех десятков новых машин энгельсского производства. Продлены маршруты до спальных микрорайонов Саратова, восстановлено сообщение с Энгельсом.
Трамваи, по наблюдениям пассажиров, ничем похвастаться не могут. Возможно, потому, что городские власти колеблются от любви до ненависти к этому виду транспорта вместе с линией партии. В 2013 году мэрия «по просьбам трудящихся» распорядилась убрать рельсы с улицы Кутякова. В 2020-м году саратовские чиновники заговорили о ликвидации кольца в Мирном переулке. Но за сохранение трамвая высказался спикер Госдумы Вячеслав Володин – и муниципальные власти незамедлительно согласились с голосом разума.
«Свободные» расспросили саратовцев о том, почему они пользуются трамваями и как видят будущее этого вида транспорта.
Рельсы кончились
Воевать с трамваями саратовские власти начали почти три десятка лет назад. В 1997 году были закрыты маршруты №1 м №15, демонтированы пути на улицах Чапаева, Чернышевского, Орджоникидзе. Очевидцы утверждают, что рельсы в центре города выкорчевывали в ночь перед приездом президента Бориса Ельцина: по тревоге подняли все бригады коммунальных служб, свежие колеи тут же засыпали асфальтом и побелили бордюры. Корреспонденты федеральных СМИ, сопровождавшие главу государства, дружно отметили в своих заметках «еще не застывший асфальт».
Ельцин, кстати, не увидел освобожденных от рельсов улиц: с энгельсского аэродрома он отправился на Михайловскую птицефабрику, затем на деревообрабатывающий комбинат «Карат+», а гулять по центру города не захотел.
В 2013 году убрали рельсы с улицы Кутякова. Городские власти утверждали, что с такой просьбой к ним обратились 4000 жителей. Правда, их писем никто не видел. Активисты портала «Сарметро» собрали больше 2 тысяч подписей саратовцев, выступавших за сохранение трамвайной линии. Как пишет краевед Денис Жабкин в своем ЖЖ, оригиналы подписных листов до сих пор хранятся у него. Мэрия не приняла аргументы защитников трамвая во внимание.
Маршрут №11 был перенесен и потерял пассажиров. Трамваи других маршрутов, которые пользовались линией на Кутякова при авариях на других улицах, лишились возможностей объезда. В результате участились простои всех саратовских трамваев.
В 2020 году мэрия заявила о намерении ликвидировать трамвайное кольцо в Мирном переулке. «Соседство открытого рельсового полотна с автомобилями приводит к постоянным заторам», – сказал глава города Михаил Исаев.
«В Генплане Саратова и плане комплексного развития транспортной инфраструктуры нет речи о демонтаже трамвайных линий. Наоборот, там говорится о строительстве новых и о приоритете общественного транспорта над личным. Эти документы разрабатывали профессионалы, которые понимают, как правильно организовать систему. Какой смысл тратить деньги на экспертов, утверждать документ – и делать наоборот?» – говорит Денис Жабкин.
В августе 2020-го, осматривая работы по благоустройству площади Кирова, спикер Госдумы Вячеслав Володин сказал, что трамвайные пути в Мирном переулке нужно оставить. Михаил Исаев тут же предложил запустить здесь ретро-трамвай.
Мы поедем и помчимся
От желания повыдергивать как можно больше рельсов местных чиновники периодически заносит к мечте о скоростном трамвае. Линия от 6-й Дачной до Детского парка оценивается в 6,5 миллиарда рублей.
В конце 2020 года федеральный бюджет выделил больше 370 миллионов рублей на закупку подстанций и линии электротяги. Саратовские власти заявили, что на освоение средств понадобится почти год. Вячеслав Володин в Instagram сказал, что это можно было бы сделать в течение двух-трех месяцев.
По его словам, на прокладку линии от Детского парка до улицы Соколовой понадобится еще миллиард рублей. «На мой вопрос, когда средства региону будут направлены, был ответ: «Они те средства, которые выделили, не могут освоить», – пояснил Володин.
В сентябре 2021-го проект скоростного трамвая презентовали посещавшему Саратов премьер-министру Михаилу Мишустину. Гость пообещал поддержку. Запустить линию планируют к 2024 году.
«Едешь и горишь»
Сейчас в городе действуют десять трамвайных маршрутов. В распоряжении МУП СГЭТ – 201 вагон. 83 процента из них работают больше четверти века.
Активисты группы «Трамваи и троллейбусы Саратова» подсчитали, сколько новых (или не очень) вагонов получил город за последние пять лет. В 2016 году Саратову передали 23 московских трамвая 1994-1998 годов выпуска (сейчас из них работают два). В 2020-м закупили новый трамвай, выпущенный в Екатеринбурге НПП «Горизонт». Весной 2021-го столица подарила Саратову 30 чешских «Татр» производства 1978-1988 годов. По подсчетам экспертов группы, «сейчас из них работают шесть-семь». В 2022 году город надеется взять в лизинг 50 новых трамваев.
О действующих саратовских трамваях горожане часто снимают ролики для соцсетей, хотя можно было бы и хорроры. Во многих вагонах стоят деревянные сиденья, больше похожие на предметы обстановки из камер святой инквизиции. От тряски они порой падают на пол. Саратовские пассажиры привыкли к небольшим возгораниям во время движения. Даже если из-под пола вагона появляется дым, никто не обращает на это внимания. Видео из такой поездки саратовцы разместили в соцсетях весной нынешнего года. «Едешь и горишь. Маршрут №11. Вонь стояла несусветная», – пояснила автор ролика.
«Общественный транспорт не должен быть прибыльным»
Руководство СГЭТ утверждает, что себестоимость перевозки одного пассажира сегодня – 57 рублей. Представители предприятия полагают, что увеличение цены проезда позволит покрыть расходы на электроэнергию и зарплату (по официальным сведениям, водители трамвая сейчас получают 52 тысячи рублей).
Активисты группы «Трамваи и троллейбусы Саратова» напоминают, что предыдущие повышения цен на билеты в 2014 и 2018 годах «привели к оттоку пассажиров, так что о росте выручки говорить не приходилось».
Краевед Денис Жабкин уверен, что общественный транспорт «не должен быть прибыльным»: «Это не его главная функция. Его задача – везти людей туда, где они работают, развлекаются, покупают. А это дает бюджету налоговые поступления. Экономический эффект работы общественного транспорта состоит в том, что он способствует росту бизнеса».
Краевед напоминает, что в Саратове трамвай выполнял градообразующую роль. «В начале 20 века Саратов кончался в районе Сенного рынка. Была построена дачная линия, сейчас это маршрут №3. Если бы этой линии не было, город не рос бы в том направлении, – говорит Жабкин. – В Заводском районе трамвайные линии прокладывали на пустоши – туда, где было запланировано строительство заводов. Трамваи №1 и №2 возили сначала строителей, возводивших «Крекинг» и завод комбайнов, а потом жителей рабочих поселков. В то время думали о транспортной инфраструктуре новых жилых микрорайонов».
О скоростном трамвае местные власти мечтали еще в советские годы. «Появились трамвайные мосты на 3-Дачной и на Стрелке, организовали двустороннее движение по выделенной линии вдоль проспекта 50 лет Октября. По планам у Сенного рынка трамвай должен был уходить под землю, как в Волгограде, – от Мурманского проезда до Астраханской, – рассказывает краевед. – Денег на это не хватило. Но всё же можно было проехать от 6-й Дачной до Мирного переулка за 30 минут».
До 1990-х трамвай успешно справлялся с задачей подвоза рабочих к заводам. После закрытия многих предприятий пассажиропоток в городе изменился, а электротранспорт не смог приспособиться. Новые микрорайоны строились без трамвайных и троллейбусных линий.
Жабкин считает, что главная задача сейчас – обновить инфраструктуру. «Многим подстанциям больше 50 лет. Пути обновлялись в 1990-х годах, когда для этого закупали списанные рельсы у железной дороги. Просто покупка новых вагонов ничего не даст. Из-за состояния путей московские «Татры» выпускают только на один маршрут №9. Эта модель более нежная, чем наши танки КТМ-5, произведенные на заводе в Усть-Катаве. Кстати, в некоторых городах они ездят со скоростью 70 километров в час. То есть сами по себе вагоны вполне подходят для использования в качестве скоростного трамвая, если есть качественное полотно».
Сейчас в Саратове имеется около 160 километров трамвайных линий. СГЭТ обещает ремонтировать по пять-семь километров в год. Администраторы сообщества «Трамваи и троллейбусы Саратова» подсчитали, что реконструкция займет 22 года.
По словам Жабкина, сегодня в Европе и Америке электротранспорт успешно развивается. «В США, которые в 1930-х годах боролись с трамваями, продвигая личные автомобили, в последние десять лет строят новые линии. То же самое происходит в Европе. Например, трамвайное сообщение восстановлено в Барселоне. В России новые трамвайные маршруты запущены в Екатеринбурге и в молодом микрорайоне Питера. Причем там трамвай передан в концессию, – говорит Денис. – В Саратове на тысячу жителей приходится около 300 автомобилей. Если все горожане пересядут на личные машины, никто никуда не поедет. Задача муниципальных властей – снизить количество личного транспорта на улицах, иначе полгорода превратится в парковку».
Противоречивые пассажирские чувства
«Трамвай – мой любимый вид транспорта. Хотя зимой он, конечно, похож на ледяной гроб, – признается саратовчанка Анна. – Трамвай очень выручал меня, когда дочка пошла в первый класс. От дома до школы – пять остановок. Автобус в утренний час-пик ползет по проспекту Энтузиастов полчаса. Ходить пешком по нечищеным тротуарам зимой – довольно проблематично. Зато трамвай №7 или №2 довозил нас за пять минут.
В 2011 году трамваи ходили с интервалом минут десять. Через три года ситуация значительно ухудшилась: если поцеловал двери уходящего вагона, легче уйти на маршрутку, чем дождаться следующего. Понятно, что пассажирам это не нравилось, и трамвайные остановки опустели.
Вторая причина оттока пассажиров – слишком раннее окончание работы транспорта. Занятия в музыкальной школе у дочери заканчивались в 19.00 – в это время можно было надеяться только на «дежурку». По-моему, глупо закрывать движение на пике пассажиропотока.
Когда я слышу, как городские чиновники и депутаты ноют, что трамваи возят воздух, меня это злит. Если бы трамваи, пусть даже не очень комфортабельные, ходили по удобному расписанию, ими пользовалась бы куча народу.
Для многих саратовцев трамвай – не просто средство перемещения из точки А в точку Б. Это часть городской и личной истории, маленьких семейных традиций. Например, в новогоднюю ночь мы всей семьей едем от бабушки домой на трамвае. Пассажиры слегка под шампанским поздравляют вагоновожатую – это особенная атмосфера.
В европейских городах, например, в Праге и Стокгольме ходят и суперсовременные, и ретро-вагоны. Они заполнены туристами. Меня поразили рельсы – абсолютно ровные. Они проложены между полосами автомобильного движения и отгорожены бордюром».
Забыть, как страшный сон
«На трамваях я ездил, когда был студентом и первые полгода после устройства на работу, – рассказывает Дмитрий. – Проездной я не покупал, потому что шансы добраться до пункта назначения были 50/50. В 18.00, когда я приходил на остановку маршрута №11 на Астраханской, линейных трамваев уже не было. Дежурку приходилось ждать минут сорок. В снежную зиму 2018-2019 годов я несколько раз ходил домой пешком. От Солнечного-2 до центра города можно дойти за час сорок.
Зимой вагоны часто ездят с открытыми дверями – то цепь слетела, то звездочка сломалась, или водитель просто забыл закрыть заднюю дверь, ему же не дует. В вагоне есть две печки. К этим сиденьям (их сразу видно – под ними сухое пятно) всегда очередь. Люди стоят рядом, чтобы хотя бы сапоги просушить. Трясет в трамвае так, что окна сами открываются. Ты едешь – и створка едет.
Как только смог, я купил машину в кредит. Такой трамвай, как сейчас, не нужен. От него одни пробки».
«Атмосфера любви и добра»
«На трамвае №11 я в детстве ездил с дедушкой в гараж. Пейзажи Молочки запомнились: справа – болото, слева – пустырь, и рельсы, упирающиеся в горизонт, как в вестернах. Отец рассказывал, как еще до знакомства с мамой подружился с девушкой с Молочки и поехал ее провожать на трамвае. Больше он с этой девушкой общаться не захотел, – говорит Роман. – У саратовского трамвая особенный запах. Запах бедности. Когда я учился в школе, это было в середине 2000-х, в Саратов привезли новые трамваи светлого цвета. У них в салоне приятно пахло новым пластиком. Мы с пацанами спорили: провоняют или нет? Да, уже через год там пахло так же, как и во всех остальных.
А трамвайные остановки? Это нечто нереальное. У завода «Корпус», где когда-то было кольцо маршрута №12, сохранился кирпичный павильон советского времени с осыпающейся надписью: «Сделаем наш микрорайон передовым!». Смотришь на это – и как будто в «Сталкер» играешь.
Ночной трамвай помогал мне в романтических отношениях. Большинство моих пассий редко ездили на трамваях. Ночная экскурсия производила впечатление. Последний трамвай №3 в полночь проезжает через депо, чтобы забрать сотрудников. Внутри красиво, хотя и полуразрушено.
В ночном трамвае царит атмосфера любви и добра. Даже нетрезвые пассажиры настроены миролюбиво. Если ты не соглашаешься с ними дружить, они не обижаются, а желают хорошего вечера. У последнего рейса свои завсегдатаи. Наблюдал, как уличный музыкант-гитарист беседовал с водителем – они явно не первый раз едут вместе.
В ночных рейсах есть один минус – в это время на линию выпускают только старые вагоны. Они так гремят, что даже в хороших наушниках не слышно музыки.
Я пользуюсь льготным проездным. По сегодняшним тарифам поездка обходится мне в три рубля. Проездные продаются в кассе СГЭТ на Большой Казачьей. В конце каждого месяца здесь выстраивается огромная очередь пенсионеров. Не знаю, почему они не приходят в другие дни, ведь проездной можно купить в течение всего месяца. Возможно, у людей не хватает денег, и они ждут пенсии. Думаю, продажу проездных давно пора цифровизировать, как это сделано в других городах Поволжья».
Невезучий город
«Моя бабушка жила на улице рядом с трамвайной линией, в крайнем доме. Однажды пассажирка трамвая выбросила крысу-альбиноса. Так у нас появился домашний питомец, – вспоминает Мария. – В детстве я ездила на трамваях в школу. Собирала счастливые билетики и склеила из них поделку. Недавно её нашла, а там какие-то совсем смешные цены.
Я примерно пять лет не пользуюсь маршрутками, потому что это ад на земле. Водители гоняют и хамят, ноги поставить некуда, терминалы для оплаты не работают.
Езжу на трамваях №8 и №3, на троллейбусах №4 и №15. Мне кажется, что эти маршруты удобны. Но при одном условии: если они ходят.
Расписания адекватного нет, приложения нет. Этой осенью я ждала троллейбус ровно час. Он не приехал. Я взяла такси, которое попало в ДТП.
На сайте СГЭТ есть графики движения электротранспорта, где указано, что троллейбус должен ходить каждые шесть минут. Это просто издевательские, лживые картинки!
В ВК есть группы, которые оперативно сообщают об остановках движения. Но ВК есть не у всех, информации об этих группах на остановках нет.
На остановках вообще ничего нет. Чтобы на конечной 15-го троллейбуса поставили урну для мусора, мне пришлось полгода писать письма в мэрию. Урну поставили, но мусор не вывозят.
На транспорт у меня уходит 1-1,5 тысячи рублей в месяц. Но у нас город особенной судьбы. После 21.00 транспорт ходит плохо, а после десяти – практически никак. Вечером приходится брать такси - это еще примерно 1,5 тысячи в месяц. В один из месяцев я потратила на поездки 4 тысячи рублей.
Трамваи классно функционируют в Европе. На остановках есть табло с указанием времени прибытия следующего вагона. Например, в Лейпциге я видела низкопольные, почти бесшумные трамваи, что-то вроде легкого метро. Внутри - это просто космический корабль. Впрочем, новые саратовские троллейбусы «Адмирал» выглядят ничуть не хуже».
Мир за трамвайным окном
«Когда я был студентом, любил кататься на трамваях. Это что-то теплое, ламповое, – вспоминает Денис. – На «тройке» въезжаешь на Дачные – как будто попадаешь в другой город. Сонные заводы, пятиэтажки, березки, воздух с Кумыски. На этом маршруте мне нравился тоннель из деревьев, в конце которого, казалось, должен быть средневековый европейский замок, но была школа милиции. Огромное впечатление производил 11-й трамвай – на некоторых участках он разгонялся так, что амплитуда колебаний достигала двух метров! До сих пор не понимаю, как не слетал с рельсов.
Остановка 3-я Дачная до 2014-2015 годов выглядела как индийский базар, где в полуметре друг от друга продают коров и еду. В ютубе много роликов о таких базарчиках: люди торгуют-торгуют, вдруг раздается свисток, и все разбегаются. Оказывается, что продавцы сидели на рельсах. Прибывает поезд, разгружается, уезжает – и базар усаживается обратно. На 3-й Дачной была такая же тема: выходишь из трамвая – и наступить некуда, прямо под ступенькой стоит ящик, на котором бабушка продает сигареты поштучно, пирожки и варенье.
Года три назад я вспомнил свои студенческие трамвайные экспедиции и предложил жене покататься. Поехали в Заводской на трамвае №9. Это был лютый ад. Я хотел это развидеть! Огородная – это огромные кучи мусора, пустые дома, слякоть, грязища. Едешь, и хочется рыдать от того, что город не просто нищий, это уже как в Воркуте, где в кварталах брошенных многоэтажек горит одно-единственное окно. Ужас беспросветный. Люди каждый день ездят и видят мерзость, не представляю, как они живут с этим! Я реально месяц отходил, пытался избавиться от впечатления, рассказывая об увиденном всем.
Сегодняшний саратовский трамвай – эталон скотовозки. Символ саратовской безнадеги. 30 лет прошло, а по маршруту ездит всё тот же вагон. Это город, в котором невозможно ничего поменять. Зато на оконном стекле висит социальная реклама: заплати налоги и живи хорошо!».