Что такое Dota, как российские игроки заработали на ней 20 миллионов долларов и откуда вообще берутся эти деньги?

Оценить
Российская киберспортивная команда Team Spirit заняла 1-е место на The International 10 по Dota 2. За победу игроки получили $18,2 млн. Владимир Путин незамедлительно поздравил наших ребят с триумфом. К нему присоединилась порноактриса Ева Эльфи.

«Поздравляю вас с заслуженной победой на The International-2021 — чемпионате мира по Dota-2, — сказал он. — Впервые в истории российская команда клуба Team Spirit выиграла эти престижные состязания. Молодцы!»

Депутат Госдумы РФ и олимпийская чемпионка Светлана Журова не разделила поздравления президента, заявив: «Из-за киберспорта мы теряем будущих великих спортсменов, способных стать олимпийскими чемпионами».

Спорить на эту тему можно бесконечно. У нас в стране, в принципе, любят обвинять компьютерные игры в излишней жестокости, вплоть до того, что объясняют ими случаи скулшутинга. 

Team Spirit 

Несмотря на это, киберспорт и геймерство продолжают набирать популярность. Грандфинал официальной трансляции TI10 в пиковые моменты и только в русском сегменте на всех платформах смотрели более 1 млн. человек. И это только официальная трансляция. Например, StarПёр Hub — трансляция двух бывших киберспортсменов, а ныне стримеров, Ярослава «NS» Кузнецова и Андрея «Dread» Голубева — набирала единовременно 100 тысяч просмотров на платформе Twitch.

Что такое Dota?

Dota 2 — это тактическая стратегия в реальном времени жанра MOBA (Multiplayer Online Battle Arena), разработанная компанией Valve. В случае с Dota действия происходят в вымышленном фэнтезийном мире, где две команды по пять человек сражаются друг с другом на карте особого вида. Каждый игрок перед боем выбирает себе одного из 120 персонажей — героев и управляет им до конца матча. Финалом игры считается уничтожение главного здания противника — Трона. Тактика и контрстратегия играют ключевую роль в игре. 

Карта в Dota 2 

Dota 1 (имела название Dota Allstars) была создана в редакторе карт внутри другой компьютерной игры — WarCraft 3. Первая версия карты появилась в 2003 году, но особую популярность Dota начала набирать после 2006 года. В 2009 году компания Valve наняла основного разработчика Dota Allstars — IceFrog. В 2010 зарегистрировала торговую марку Dota. А уже в 2013 году вышла Dota 2, после того как два года находилась в бета-тесте.

Кто играет?

Сейчас онлайн в Dota 2 около 400-450 тысяч человек. В пиковые моменты разгоняется до 700 тысяч. Играют преимущественно люди от 18 до 30 лет. Когда я начинал играть (во времена первой доты) средний возраст был значительно ниже. Я тогда учился в 8-9 классе. В Dota 2 в сумме наиграл около 6 тысяч часов. Завязал, когда мне было 23. Дело в том, что Дота достаточно старая игра, которая практически не рекламируется. Приток новых игроков очень низок. Поэтому средний возраст игроков увеличивается — люди взрослеют. Еще у Dota очень большой порог вхождения и очень динамичные изменения. Без наличия знакомых или друзей, которые разбираются в игре, очень сложно начать играть самому. Я не заходил в Dota 5 лет и четверть происходящего на карте уже не могу объяснить. 

Team Spirit ломает Трон в финальной карте против PSG.LGD 

Однако сам возраст не имеет отношение к киберспорту. Тут все наоборот. Наши ребята из Team Spirit — самая молодая команда TI10 (самому старшему из них Ярославу Miposhka Найденову — 23 года). Это тоже объяснимо, в первую очередь, физиологией: согласно научным исследованиям реакция киберспортсмена начинает замедляться после 24 лет.

Что по деньгам?

Итак, The International — это самый крупный ежегодный (из-за эпидемии коронавируса TI10 был дважды перенесен) киберспортивный турнир по Dota 2, в котором сражаются лучшие команды мира. Призовой фонд последнего TI составил $40 млн. долларов. Большую часть призового фонда предоставила компания-разработчик Valve. В чемпионате приняли участия 18 команд, в том числе две российские: Virtus.pro и Team Spirit (на самом деле, это не очень корректно, чаще эти команды представляют как СНГ– коллективы. В киберспорте вообще все дружат и как такового разделения на страны нет). 

Призовой фонд TI10 

TI ежегодно бьет свои же рекорды, и каждый год призовой фонд увеличивается. Например, призовой фонд первого TI, который состоялся в 2013 году, составлял всего $2.8 миллионов, но по тем временам эта была какая-то немыслимая сумма для киберспорта в целом.

Есть еще спонсоры. Их количество тоже пропорционально увеличивается. Сначала спонсорами были компании из смежных с геймерской индустрией отраслей. Сейчас же это и букмекерские конторы, и операторы сотовой связи, да даже Mercedes-Benz, который в 2020 году стал топовым парнером турниров по Dota 2.

Все спортивные костюмы игрокам предоставляют такие бренды-гиганты, как Adidas, Nike и прочие.

Донаты. Помимо киберспорта Dota так же существует, как контент на стриминговых платформах, таких как Twitch или YouTube. Тут львиную долю заработка для стримеров являются донаты от зрителей и платные подписки на их каналы. Там тоже бывают космические суммы, я был свидетелем, как стримеру прилетело от благодарных зрителей несколько миллионов рублей за стрим.

Победители: Team Spirit

Вернемся к нашим ребятам. Их победа стала огромным удивлением для всех. Дело в том, что Team Spirit стабильно средний коллектив. Ребята ставили себе задачу попасть в топ 8 из 18 команд, со слов их тренера (легенда Dota) Айрата Silent Газиеева. И однозначно на последних этапах турнира, а коллектив выступал против Virtus.pro, Team Secret, и «роботов» из PSG.LGD — Team Spirit были явными «андердогами». И «ВП» и «Сикретов» переехали не глядя, а в грандфинале с LGD развернулась настоящая драма и война. 3:2 счет по картам и «Спириты» забирают себе «Аегис» (кубок чемпионов турнира в виде щита). Это ли не чудо? 

Team Spirit забирают «Аегис» 

Почему это важно?

Это важная победа для России, да и для всего СНГ в целом. В первую очередь, круто, что на нее обратил внимание Путин, это в дальнейшем повлекло цепную реакцию, и ребят начали поздравлять вообще все (тут полный список). В нем даже порноактриса Ева Эльфи есть (люблю ее). Возможно, повышенное внимание к победе наших парней является важным шагом к тому, чтобы приравнять уже наконец киберспорт к настоящему спорту и перестать относиться к киберспортсменам, да и просто к геймерам, как к отщепенцам вообще не из мира сего.