Платите выкуп, ваша техника в заложниках! В Саратове появился новый вид мошенничества?

Оценить
Платите выкуп, ваша техника в заложниках!  В Саратове появился новый вид мошенничества?
Можно сдать в ремонт сломавшийся телефон, телевизор или ноутбук, а через три месяца заплатить кучу денег, только чтобы выкупить его обратно в том же состоянии. Схема работает по всей России.

Отдельно взятый телевизор

В самом начале лета у Елены Б. сломался дорогой, хороший телевизор: при нагревании искажались цвета. Службу ремонта она искала через интернет. Первая же ссылка — телевизор был фирмы Sony — привела женщину на сайт якобы сервисного центра этой компании.

Это потом, когда телевизор окажется в плену «сервиса», Елена напишет в компанию и получит ответ, что никаким официальным сервисом эта контора не является. Там женщине посоветуют обратиться в полицию. А тогда, в начале июня, она набрала номер найденной службы ремонта. И всё завертелось.

— Мастер приехал на дом в удобное для нас время, — рассказывает Елена. — В воскресенье вечером, когда мы вернулись с дачи. Был вежлив. Включил телевизор и даже подождал, пока тот нагреется. Сделал умное лицо и покивал: да, на месте поломку не исправить, нужен ремонт.

Мастер, который на самом деле был просто курьером этой странной конторы, оценил стоимость ремонта в 2400 рублей. Телевизор увёз с собой, пообещав, что через три дня семья сможет свой телевизор забрать.

Елена, придирчивая к документам, при передаче телевизора якобы мастеру, подписала договор и акт приема-передачи. Поручила на руки оригиналы документов (копии мужчина забрал себе).

Три дня ремонта закономерно превратились в неделю, неделя в месяц, месяц — в три. Стоимость починки телевизора росла вместе со сроком исполнения.

— Через три дня по телефону меня заверили, что у телевизора были восстановлены некие цепи питания, но после этого он перестал включаться, — говорит пострадавшая. — Пообещали, что всё восстановят. Только стоимость ремонта обойдется уже в восемь тысяч рублей. А забрать телевизор можно будет после того, как будут установлены заказанные детали, которые «придут примерно через месяц».

В середине августа Елене стало окончательно понятно, что никакие детали так и не пришли и вряд ли вообще когда-нибудь придут. И надо ехать вызволять технику прямо в офис компании. Тем более что по телефону сотрудники мастерской по ремонту отвечать перестали.

— Адрес мастерской по ремонту, которая в договоре значилась как ООО «Лидер», в самом договоре отсутствовал, — вспоминает пострадавшая. — Его наш якобы мастер приписал на листах с договором своей рукой, потому что я его об этом попросила: Танкистов, 74.

Дом 74 на Танкистов — обычная жилая пятиэтажка, на первом этаже которой магазины, парикмахерские и автошкола, одно помещение с которой делила пресловутая ремонтная мастерская еще в июле. 16 августа, когда Елена со старшим сыном приехали их искать, никакой ООО «Лидера» там не оказалось.

С трудом удалось выяснить их новый адрес: улица Астраханская, дом 118Д.

— В тот же день мы приехали на Астраханскую, нашли этот сарай без вывесок, зашли внутрь и среди кучи телевизоров и прочей техники увидели свой, — вспоминает Елена. — На требование вернуть телевизор, сотрудники этой «мастерской» уперлись — не отдадим, пока не возместите убытки: то есть деньги, якобы потраченные на детали, на якобы проведенную диагностику, на работу курьера, который приезжал к нам в июне и почему-то назвался мастером.

Елена вызвала полицию. Приехавший наряд женщине ничем помочь не смог: юный сотрудник ООО «Лидер» заявил полицейским, что по договору, который Елена подписала в июне, «вот эта скандалистка» должна мастерской деньги, поэтому никакого телевизора ей не вернут. Он даже не дал полицейским проверить регистрационный номер телевизора, чтобы владелица смогла убедиться, что он точно её. Оба полицейских пожали плечами: мол, права вмешиваться не имеем, это гражданско-правовые отношения. Но заявление, написанное Еленой тут же на коленке, забрали.

Стоимость «выкупа» постоянно менялась. Сначала это были восемь тысяч, как за «полноценный ремонт». Затем три: сотрудник «Лидера» требовал, чтобы Елена оплатила деталь, якобы заказанную для ремонта её телевизора на e-bay. Потом он требовал оплатить две тысячи хотя бы за проведенную диагностику, мотивируя это тем, что она, отказываясь от ремонта техники, первая разрывает договор. А, значит, должна выплатить неустойку.

Отстоять технику женщине помогла знакомая юристка. Во-первых, она сразу же раскритиковала договор, заключенный между фирмой «Лидер» и Еленой Б., утверждая, что там каждый пункт нарушает закон о защите прав потребителей. И договор, по сути, юридической силы не имеет. Во-вторых, она и её коллега — квалифицированный юрист, но при этом крупный, внушительный мужчина, дважды сопроводили пострадавшую в контору, на складе которой без попытки ремонта три месяца пылился злосчастный телевизор.

— Мальчик-сотрудник хамил, говорил, что ничего нам не отдаст. Никакие увещевания, что уголовное дело за вымогательство заведут не на какую-то контору, а лично на него (а его данные есть в открытом доступе) не действовали, — говорит Елена. — В итоге мы снова вызвали полицию. Но наряд к нам не торопился — видимо, они частенько ездят на этот адрес, знают уже, что к чему.

В итоге юрист заорал в трубку, что здесь сейчас поножовщина начнется, и полицейские тут же прилетели. И даже взяли с собой автоматы. В итоге мальчик истерически заорал «да забирайте же вы уже этот телевизор!» и технику мне, наконец, вернули. Телевизор, к слову, включается. Но когда нагревается, всё так же искажает цвета.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Мне 30 лет, у меня высшее образование, и я стала жертвой мошенников
Почему это может случиться с каждым и что делать?

История российского масштаба

Подобная схема по отъему денег у доверчивых граждан работает по всей России. Во «Вконтакте» пострадавшие даже организовали группу взаимопомощи, где делятся своими историями и предлагают пути решения проблемы.

Андрей Петренко пишет: Подскажите что делать? Нарвался на этих горе мастеров. Вкратце: сломался телевизор, приехал мастер, оказалось курьер. И забрал его в ремонт. Вечером позвонили, сказали, что ремонт будет стоить 2400 и диагностику они еще не закончили. На следующий день позвонили и сообщили, что сумма ремонта составила 12800 рублей, и они готовы его привезти ко мне домой. Я сказал, что привозить его не надо, так как никакого согласия на ремонт я не давал и тем более меня никто не поставил в известность о сумме ремонта после диагностики. Логист, с которым я общался, сказал, что мастер не мог начать ремонт без моего согласия. Так же он сказал, что прослушает наши телефонные переговоры, после чего перезвонит. Когда он перезвонил, ничего внятного сказать не смог. Еще через день мне перезвонили и предложили забрать телевизор за 11000, типа сделали скидку. Претензию в их юр.отдел я написал, но туго вериться в успех этого тухлого дела. Что делать дальше? Есть опыт возврата телевизора?

Анна Дьячкова из Екатеринбурга «попала» на ремонт телефона. «Треснуло стекло. Сказали, что ремонт ерунда и починят быстро за 1300 рублей. Приехал курьер и забрал телефон. На следующий день еле дождалась звонка «мастера», который сказал, что за час поменяет стекло и курьер привезет телефон. Через полтора часа перезванивает и говорит, что предупреждал меня о рисках порчи матрицы (чего не было) и эти риски наступили — матрица повредилась, поэтому ремонт будет стоить 4900. На мое недоумение как так, горе-мастер сказал, что я сама виновата, что уронила телефон, передала его курьеру в неисправном состоянии (хотя телефон был абсолютно рабочим!). На мою просьбу привезти телефон без ремонта ответил, что я должна 1000р. за разбор-сбор».

Катя Носкова из города Пермь обратилась в подобный сервис с трещиной на экране телефона. За ремонт с неё потребовали 16900 рублей. Когда та отказалась, с неё потребовали за диагностику и вызов «мастера» 2500 рублей.

«Приехала на адрес. Там сидел 2-х метровый огромный мужик, который сразу распечатал мне чек с суммой оплаты. Ну, а дальше все, как в страшном сне: Я категорически отказывалась платить и требовала свой телефон обратно. Возвращать без оплаты мне отказывали. Этот мужик начал меня всячески оскорблять. Цитирую: «Вали отсюда, тварь» и т. д. Потом пошел в свою «мастерскую», достал оттуда распылитель с неизвестным содержимым и начал пшикать на меня и моего ребенка. Подходил очень близко, будто сейчас ударит меня или толкнет. История закончилась тем, что телефон мне все-таки этот недочеловек вернул, когда уже понял, что, не дождавшись полиции, я не уйду. А напоследок сказал мне, цитирую: «Если бы у меня была возможность, ты бы сейчас была бы в синяках».

Стеша Старостина из Красноярска отделалась «кучей потраченных нервов и 250 рублями». Тоже отдавали в ремонт телевизор. Сначала стоимость ремонта была 3000 рублей, после того, как технику увезли в мастерскую, цена выросла до 22-х тысяч, после длительного торга по телефону стоимость «ремонта» упала до 14-ти тысяч рублей. Телевизор удалось вернуть за 250 рублей «курьерских».

Дарья Хаетская из Новосибирска, заплатив за ремонт ноутбука — треснул корпус — 11900 рублей, получила назад гаджет, который перестал работать совсем. «Вскрыв ноутбук, вижу такую картину: корпус просто ЗАЛИТ клеем, он также попал в охладительную систему! Это теперь никак не убрать и не исправить. Петли, которые мне отдали, сказав, что это мои старые, даже близко по размерам не подходят к петлям на моем ноутбуке, также по запылению видно, что никакого ремонта не производилось. Помимо 12 тысяч рублей, которые с меня взяли за «ремонт», контора нанесла мне ущерб, который сложно оценить, ведь продать ноутбук с такими внутренностями уже вряд ли получится».

А что полиция?

Уголовное дело по заявлению Елены Б. полицейские так и не возбудили: состава преступления в действиях сотрудников фирмы по ремонту техники не нашли. Заявили, что отношения между клиентом и фирмой гражданско-правовые. Это значит, что пострадавшая должна обратиться в суд. И суд должен решить, надлежащего ли качества услуга была ей оказана.

И так происходит практически в каждом случае.

— Не так давно ко мне обратилась девушка из группы пострадавших, — говорит Елена. — Она так же, как и я, сдала в ремонт той же самой фирме свой телевизор. И её обрабатывали по той же самой схеме. Отбивать технику они ездили с мужем. Точно так же как и нам, им пришлось вызывать полицию. Насколько я знаю, многие пострадавшие предпочитают заплатить небольшую сумму, только чтобы вернуть свою технику без лишних нервов. Соглашаются на 250 рублей «курьерских». В их первоначальном договоре сказано, что в случае расторжения договора в одностороннем порядке, работу курьера следует оплатить. Складывается такая ситуация: им в ремонт отдают телефон. Через некоторое время из конторы звонят и говорят, что телефон починить не могут. Человек приезжает за телефоном, а сотрудник спрашивает — то есть, вы расторгаете с нами договор? Уверения, что договор расторгает сама фирма, раз не смогла исполнить услугу, не помогают. Сотрудник долбит до последнего. И человеку ничего не остается, как отдать 250 рублей, чтобы уйти с телефоном.

На вопрос, почему люди не обращаются в суд, Елена говорит, что это, во-первых, отнимает много времени и сил, во-вторых, судебное решение не означает, что тебе вернут технику. Известны случаи, когда человек выигрывал суд, а когда в дело вступали судебные приставы, то конторы, с которой он судился, просто не оказывалось на месте. Фирмы ликвидируются, переназываются, меняют адреса. Поймать их просто невозможно.

Помогает самоорганизация

Пользователь сайта Пикабу ivankorneev68 собрал рекомендации, как максимально избежать головной боли при встрече с горе-мастерами. Например, «если вы начали проверять фирму после того, как вам озвучили конечную стоимость ремонта после «произведённых работ» (якобы диагностики) и вы отказались. Самый действенный способ им не платить, как показывает практика — это устроить им хороший и долгий скандал в офисе. Вызывайте полицию и пока ждёте её, всем людям, приходящим в офис за техникой рассказывайте о том, кто они такие. Возможно, чтобы избежать конфликта вам вернут технику за «курьерские». А если будут стоять на своём, дождитесь полиции, расскажите о том, что произошло и почему за неработающую технику с вас требуют, а, может, даже и вымогают деньги. Далее все зависит от полицейского, скорее всего он скажет — это гражданско-правовые отношения (как они, впрочем, и делают на протяжении всей работы компании). Но вы имеете право на месте написать заявление по факту мошенничества на сотрудников, которые вас обманывают. Пишите заявление, при этом указывая на то, что оплату произведёте, после того как вам предоставят «акт дефектовки» с печатью и подписью мастера и далее пойдёте в независимую экспертизу, которая подтвердит иное и это будет основанием для возбуждения уголовного дела».

А также автор опубликовал все названия, за которыми скрываются такие конторы по ремонту техники. Если вам попались сервисные центры с названиями Re-Fix, ООО Экспресс, ООО МИР, ООО Лидер, ООО Альянс, ООО Контур, FixService24, Remlab, iClinique, то лучше держитесь от них подальше — советует он.

Кроме того, там же есть ссылки на практически все их сайты. А также перечислены адреса, в которых располагаются «мастерские» в разных городах. Указан там и их саратовский адрес. Информация в посте регулярно обновляется.

В группе взаимопомощи пострадавшим от действий этой странной конторы есть образцы заявлений в полицию, прокуратуру и исковых заявлений в суд. Иногда пострадавшие объединяются для группового написания заявлений и подачи совместных исков в суды.