Кто убил митрополита Филиппа и почему это стало всем (даже Путину) интересно?
Во время встречи с президентом России Владимиром Путиным губернатор Тверской области Игорь Руденя предложил переместить речной вокзал в Твери, возведенный на месте Отроч монастыря, добавив, что там находилась церковь, «где Малюта Скуратов задушил патриарха Филиппа». Глава государства на это заметил, что такова лишь одна из версий.
На пленарном заседании Восточного экономического форума по просьбе журналиста Сергея Брилева Путин развернул свою мысль: «Вторая версия простая, что он [Малюта Скуратов] его [митрополита Филиппа] не убивал и не проезжал, а если проезжал, то проехал мимо».
На некоторое время одной из ключевых тем российских политических новостей стал вопрос, что произошло в Твери в 1569 году. Постараемся на него ответить.
Филипп II (Колычев) – митрополит Московский (1507 – 1569). Значительную часть карьеры был иноком, а затем игуменом Соловецкого монастыря. Первоначально зарекомендовал себя как лояльный Ивану IV (Грозному) клирик. При нем в заточение на Соловки были сосланы троицкий игумен Артемий и учитель царя отец Сильвестр, конфликтовавшие с властью.
В 1566 году Филипп сменил на посту митрополита казанского архиепископа Германа, не согласного с политикой Ивана Грозного. Однако сам Филипп тут же выступил против опричнины – созданного Грозным «государства в государстве» с собственной гвардией и казной. Несмотря на споры с правителем, Филипп продержался в сане митрополита до 1568 года, когда над ним состоялся церковный суд. Документы суда не сохранились, но, вероятнее всего, митрополит был обвинен в колдовстве. О его низложении объявил опричник Федор Басманов. В 1569 году Филипп скончался во время заточения в Отроче монастыре в Твери. Время его смерти совпало со временем похода Ивана Грозного на Новгород.
От кого и что известно об убийстве Филиппа?
Сейчас известны две основных группы источников о гибели митрополита Филиппа: это различные списки его жития и свидетельства иностранных политиков Элерта Крузе и Иоганна Таубе, находившихся в России. Во всех источниках убийцей назван Малюта Скуратов-Бельский. Вот как описывает событие житие:
«В то время царь начал поход на Великий Новгород, свое начинание в дело превращая. Когда он еще не дошел до города, где был заточен святой, супостат Малюта Скуратов внезапно пришел в монастырь один без сопровождающих и грубо ворвался в келию святого. ... Вначале притворства властолюбивый раб умильно припал к святому и сказал так: «Святой владыка! Дай царю благословение идти на Великий Новгород!» Блаженный же сказал: «Будет тебе! Ради чего ты пришел, любезный, то и твори. Зачем искушаешь меня! И дарованное Богом не думай скрыть». ... Тот же человек, каменное сердце имеющий, – Малюта – закрыл подушкой преподобного уста, обличающие безумства. И так предал он душу свою в руки Божии, увенчавшись венцом мученика, в год восемь тысяч семьдесят восьмой <1569> месяца декабря в 23-й день, жизнь закончил и подвиг свершил. Неблагодарный же тот человек, Малюта Скуратов, сделал задуманное им, и тотчас вышел из кельи, и с коварством стал говорить настоятелю обители той и приставленным к Филиппу, что «по вашей небрежности умер митрополит Филипп от чрезвычайной духоты в келье». Они, охваченные страхом, ничего не смогли ответить».
Иностранцы добавляют, что Иван Грозный хотел также сжечь Филиппа или затравить медведем.
Каков был мотив убийства Филиппа?
Источники не дают единого ответа, было убийство Филиппа личной инициативой Малюты или заказом царя. Крузе и Таубе указывают на правителя как на интересанта злодеяния, тогда как житие намекает, что Иван Васильевич не давал такого приказа и впоследствии даже наказал врагов Филиппа из числа его церковных оппонентов – правда, оставив безнаказанным Малюту.
Значимый контекст политического убийства описывает историк Николай Карамзин. Он отметил, что по пути на Новгород Иван Грозный с войском вторгся на территорию бывшего Тверского княжества, некогда соперничавшего с Москвой за лидерство, и устроил там карательные операции, которые должны были как можно дольше оставаться в тайне.
«Думая, вероятно, что все жители сей области, покоренной его дедом, суть тайные враги Московского Самодержавия, Иоанн велел смертоносному легиону своему начать войну, убийства, грабеж, там, где никто не мыслил о неприятеле, никто не знал вины за собою; где мирные подданные встречали Государя как отца и защитника. Домы, улицы наполнились трупами; не щадили ни жен, ни младенцев. От Клина до Городни и далее истребители шли с обнаженными мечами, обагряя их кровию бедных жителей, до самой Твери. ... сонмы неистовых воинов грабили сей город, начав с Духовенства и не оставив ни одного дома целого: брали легкое, драгоценное; жгли, чего не могли взять с собою; людей мучили, убивали, вешали в забаву. ... Всякого, кто встречался на дороге, убивали, для того, что поход Иоаннов долженствовал быть тайною для России!»
А есть альтернативные версии убийства Филиппа?
Первый зампредседателя правления Российского общества историков-архивистов Григорий Ланской в интервью РБК заявлял, что альтернативных версий, кто мог убить митрополита, если не Малюта Скуратов, не существует. Анализ публицистики показывает, что они все же есть.
Например, православный журналист Вячеслав Манягин, обосновывая необходимость канонизации Ивана Грозного, в 2002 году писал, что митрополит Филипп мог быть отравлен, причем, по мнению автора – тем же ядом, которым якобы был отравлен сам Иван и вся его семья.
Если будет подтверждена версия о непричастности соратника Ивана Грозного Малюты Скуратова к убийству, житие митрополита Филиппа может быть отредактировано, заявил член синодальной комиссии по канонизации святых и межсоборного присутствия РПЦ, протоиерей Владислав Цыпин в комментарии для РИА Новости.
***
В качестве бонуса расскажем о еще одной исторической теме, которая внезапно стала популярной из-за Владимира Путина. Президент России, выступая перед школьниками, ошибся и назвал Северную войну Семилетней. Его поправил мальчик из Воркуты, которого директор школы потом назвала «наглым».
Так чем Семилетняя война отличается от Северной? Какую из них развязал Петр? (Спойлер: никакую)
Северная война началась в 1700 году и фактически закончилась в 1721, а юридически – в 1732. Первоначально войну Швеции объявил «Северный союз», созданный в 1699 году по инициативе курфюрста Саксонии и короля польского Августа II. В «Северный союз» вошли также Датско-норвежское королевство и Российское царство. На разных этапах в войне также принимали участие: на стороне России – курфюршество Ганновер, Голландия, Пруссия; на стороне Швеции – Англия, Османская империя, Гольштейн. Россия вела значительную часть боевых действий против Швеции и вышла из войны в 1721 году со значительными территориальными приобретениями. Однако юридически война закончилась после того, как в 1729 года Швеция заключила мир с Саксонией, а в 1732 – с Речью Посполитой.
Семилетняя война (1756–1763) была развязана между Австрией и Пруссией и шла практически во всех частях света; в ней были затронуты интересы большинства крупных мировых держав, из-за чего Уинстон Черчиль называл её «первой мировой войной». Россия участвовала в войне при Елизавете Петровне на стороне Австрии, при Петре III – на стороне Пруссии, а при восшествии на престол Екатерины II свернула свое участие в боевых действиях, отказавшись от возможных территориальных приобретений.