Шойгу и баран. Лидер партийного списка поделился деталями своей биографии

До выборов – меньше месяца, а никакой яркой предвыборной борьбы не видно. Зачистка политического поля от оппозиции и ярких кандидатов не прошла бесследно.
Последним чудом удержался в кампании коммунист Николай Бондаренко. Судя по всему, операцию по его отстранению готовили местные власти – как всегда, топорно. Мы можем предположить, что Бондаренко передумали трогать не оттого, что он креатура власти, а по той причине, что кто-то более умный, чем саратовские начальники, понял: отстранение яркого кандидата сыграет только на пользу его партии. Партия получит имидж гонимой оппозиции и притянет к себе протестные голоса.
В целом же кампания идет серо, можно сказать, никак не идет.
Видимо, по этой причине сквозь призму выборов рассматривают любое заметное событие в жизни страны. Вот Владимир Путин утвердил очередной Национальный план по борьбе с коррупцией и заявил о проведении Всероссийского антикоррупционного форума финансово-экономических органов.
Понятно, что борьба с коррупцией хороший козырь в предвыборной борьбе, если борьба имеет место. Только вот обыватель, узнав об очередном плане и об очередном форуме, вздохнет и подумает про себя: «Небось денег на этих форумах напилят себе». И будет отчасти прав, так как громких инициатив по борьбе с коррупцией у нас больше, чем достаточно, только самой коррупции от этого ни холодно, ни жарко.
Понятно, мошенников и взяточников средней руки задерживают постоянно. Но высокая летняя концентрация посадок заставляет думать, уж не элемент ли это предвыборной кампании?
Судите сами, только за неполный месяц задержаны за совершение коррупционных действий начальник управления по противодействию коррупции Северо-западного управления таможни Максим Розсыпало. Буквально на следующий день арестован по делу о мошенничестве в особо крупном размере бывший глава «Главного центра инженерно-технического обеспечения и связи» ФСИН Сергей Толстов. А сколько было шума после задержания главы управления ГИБДД Ставропольского края Алексея Сафонова и его подчиненных. Золотые унитазы из его хором сверкали на всех телеэкранах страны. И мало кто знает, что подобную «роскошь» можно купить на китайской торговой интернет-площадке aliexpress за 65 тысяч рублей. В той же компании – генерал полиции Михаил Киселев, бывший начальник УВД Камчатки. Правда, о его аресте практически никто не писал. Киселев стал фигурантом сразу двух уголовных дел – о превышении должностных полномочий и о получении взятки. Киселев может быть связан с делами троих высокопоставленных камчатских полицейских, подозреваемых в получении взятки в особо крупном размере за покровительство браконьерам.
Очень может быть, что фамилии задержанных силовиков будут названы на каком-нибудь предвыборном партийном съезде как пример «непримиримой борьбы» с коррупцией и свидетельство принципиальности партии.
На главное событие августа – захват власти в Афганистане группировкой Талибан (в Российской Федерации признана террористической организацией и запрещена) – тоже можно посмотреть с предвыборного ракурса.
Министр иностранных дел Сергей Лавров, он же во главе выборного списка ЕР, его подчиненные стремятся установить с новой афганской властью нормальные отношения. И не скупятся на комплименты: «вменяемые партнеры», «адекватные мужики» и так далее.
Но еще тридцать лет назад СССР вел в Афганистане войну. Через эту мясорубку прошли более 600 тысяч человек. 15 тысяч погибли там. Надо полагать, что в массовом сознании между талибами (членами запрещенной организации) и моджахедами нет большой разницы. Все с бородами, в чалмах и с автоматами. И слушать, что это и есть «адекватные мужики», нашим ветеранам той войны, по меньшей мере, неприятно. К тому же надо помнить, какое влияние на массовое сознание оказали фильмы об афганской войне, прежде всего «9 рота» и «Кандагар». Достаточно долго власти вбивали в головы одну оценку афганских партизан – это бандиты и террористы, но концепция вдруг изменилась. Что вполне может привести к смятению в головах части избирателей, а удивленный и ошеломленный избиратель вряд ли станет сторонником власти.
Еще избирательная кампания – время удивительных историй и откровений. На этой неделе солирует министр обороны, один из лидеров едроссовского списка Сергей Шойгу. «Российская газета» перепечатала фрагмент его интервью порталу «Вокруг света» под заголовком: «Мужчина должен уметь зарезать и освежевать барана». Вообще эти слова было бы уместнее услышать от Рамзана Кадырова: «Своего первого барана я зарезал...» Выяснилось, что министр тоже умеет делать это.
«Не помню, кто показал мне, как разводить огонь. Но никогда не забуду один день из экспедиционной жизни 1970-х. Мы стояли в зоне затопления Саяно-Шушенской ГЭС, был День археолога, середина августа. Начальник отряда, куда-то уезжая, сказал: «Вот баран, чтобы к моему приезду все было готово к празднику». Мы переглянулись. Нас было трое: два студента из Питера и я. Они смотрят на меня: дескать, ты же вроде местный. А баран – вот он стоит, живой. И как зарезать его, а тем более освежевать? Прошло много лет, но я помню тот случай. Тогда я понял, что такой навык в жизни может пригодиться. И не потому, что я тувинец, а потому, что мужчина должен уметь это делать».
Как говорится – приятного аппетита, одновременно можно поздравить Сергея Кужугетовича – голоса защитников животных и вегетарианцев он потерял.
В интервью Шойгу предстает этаким Дерсу Узала нашего времени. (Дерсу́ Узала́ – коренной житель Уссурийского края, охотник, проводник, участник экспедиций и герой повестей русского географа Владимира Арсеньева).
«Я вспоминаю моего деда, охотника. Вот он пошел в тайгу, добыл зверя. Мог бы добыть еще, но нет. Потому как знает: он столько мяса не съест, а на следующий год зверя будет меньше. Это правила, созданные не бюрократией, а укладом жизни.
Мы, сибиряки, всегда выживали, потому что держались вместе. Неважно, кто ты по национальности. Приезжие, или, как их называют в Сибири, навозные, тоже перековывались в эту веру».
Автора этих строк, честно говоря, взволновали не убеждения дедушки министра, а определение «навозные» по отношению к приехавшим в Сибирь – то есть к строителям БАМа или к тем, чьи предки (как у меня) попали в Сибирь не по своей воле. Пришлось выяснять этимологию. Выяснилось, что не навОзные, а навознЫе, хотя это тоже обидно, чувствуется некое пренебрежение. Не по своей воле мои дед с бабушкой осваивали Сибирь. Кстати, Шойгу выступил с предвыборной инициативой – построить в Сибири два-три больших города. Вот интересно, кто будет их строить и жить там – коренные или навознЫе?
И последнее. Интервью озаглавлено так: «Шойгу сказал, что приведет человечество к гибели». Право же, министру обороны не стоит так преувеличивать свою разрушительную силу, не стоит давать таких пугающих обещаний.