«У Саратова Волга песков не откладывала». Почему природа наградила самарцев возможностями для приятного купания, а саратовцам не повезло?

Оценить
Еще 5 лет назад специалисты СГУ обнаружили пять водосбросов, через которые неочищенные ливневые и бытовые стоки поступают в Волгу. Ученые предупредили, что купаться на правом берегу небезопасно.

Городские власти ждут повторных результатов исследования качества волжской воды в районе нового пляжа. О том, что купаться на правом берегу Волги у Саратова небезопасно, ученые предупреждали мэрию еще в 2017 году. Специалисты СГУ обнаружили тогда пять водосбросов, через которые неочищенные ливневые и бытовые стоки поступают в реку. Судя по краеведческим исследованиям, обустроить в Саратове пляжи, подобные самарским, невозможно из-за гидрогеологических и исторических особенностей.

Курорты Атлантиды

Ровно 79 лет назад пилот люфтваффе сделал фотографию, которая помогает представить, какой была Волга у Саратова в августе 1942-го. «Мы видим не огромные водные просторы, а островные массивы, – пишет в Facebook саратовский краевед Игорь Пролеткин, изучивший архивный снимок. – В то военное время здесь была неширокая (шириной всего 150-200 метров) Саратовская протока. Напротив нынешнего нового пляжа располагался огромный песчаный остров с лесными массивами. Далее за этим островом проходило коренное русло Волги».

Немецкий аэрофотоснимок Саратова. Сентябрь 1942 года
Фото со страницы Игоря Пролеткина в Facebook

За сто лет до создания водохранилища обитатели волжских берегов пытались управлять рекой. В 19 веке коренное русло Волги по природным причинам ушло от Саратова к Покровску. С 1870-х годов реку пытались вернуть. Городскую протоку расширяли и углубляли. В 1920-х между островами пробили проход к основному руслу.

«Во время половодья, с конца апреля по середину июня, река выглядела почти такой, какой ее знаем мы: вода поднималась на 10-12 метров. Скорость течения была на порядок больше нынешней. Пойма промывалась», – пишет Игорь Викторович.

Летом река мелела настолько, что некоторые суда не могли пройти даже по фарватеру. Пароходы и баржи приставали к островам, расположенным ближе к левому берегу. Из Энгельса на острова можно было дойти по мосткам (это описано в произведениях Льва Кассиля). Но благодаря весенней очистке даже в летнюю межень вода цвела далеко не так густо, как сейчас.

Фрагмент плана Саратова и его окрестностей 1934 года
Фото со страницы Игоря Пролеткина в Facebook

На картах 1920-1930-х годов, опубликованных на странице Пролеткина, видно, как много было островов на Волге в районе Саратова – Казачий, Городские пески (в обыденной речи его называли Малым Казачьим островом или просто пляжем), Ширшок, безымянный остров, Покровские пески и Пономаревский (ближе к Энгельсу), Зеленый остров (выше по течению). Краевед называет их «саратовскими атлантидами».

«Саратовцы, в основном, купались на островах. Там раскапывали огороды, собирали грибы, рубили дрова», – отмечает Пролеткин.

Судя по материалам, размещенным на портале «Фотографии старого Саратова», одним из самых популярных мест отдыха был пляж «Ударник», располагавшийся в районе нынешней Сазанки. Саратовцев туда возила самоходная баржа СТ-4, отходившая от дебаркадера на улице Провиантской. Снимки «Ударника» 1950-х годов напоминают фото из современной Анапы – отдыхающие притерты вплотную. «Таким был пляж только по воскресеньям. Суббота считалась рабочим днем», – поясняют пользователи портала.

Легенда о пляже

На своей странице в Facebook Игорь Пролеткин приводит лоции конца 19 века, объясняющие, почему исторически Самаре повезло с купальным вопросом больше, чем Саратову. «Основание современных пляжей там было сформировано больше века назад самой Волгой. Река наносила песок естественным образом. Благоустроить территорию, думаю, было не так сложно, – пишет Игорь Викторович. – На правом берегу у Саратова Волга никогда песков не откладывала».

Промзона на саратовском берегу Волги возникла задолго до советской эпохи. В 19 веке немецкие и русские купцы построили здесь мельницы и лесопилки, из которых потом выросли комбикормовый завод, комбинат хлебопродуктов и обойная фабрика. До конца 1940-х Волга у Саратова воспринималась исключительно как транспортный путь. «Место было занято пристанями и совершенно не приспособлено для отдыха и развлечений», -отмечает Пролеткин.

В 1947 году появилась первая набережная (это была аллея на месте нынешнего верхнего яруса). Еще через десять лет началось строительство современной.

На различных интернет-ресурсах опубликованы фотографии начала 1960-х, на которых можно увидеть широкую полосу песка, тянущуюся вдоль берега от памятника Гагарину до нынешней ротонды. Люди на фото загорают, делают зарядку, играют в футбол. У пляжа стоят дебаркадеры, к которым причаливают теплоходы.

Пролеткин полагает, что это был стихийный пляж. «Песок завозили баржами и самосвалами для сооружения набережной от Бабушкиного взвоза в сторону моста, который возводили в то же время, и для строительства речного вокзала и кинотеатра «Экран». Народ с радостью использовал это место для отдыха, – уверен краевед. – На фото 1967 года, когда набережная построена и водохранилище залито, никакого «пляжа» уже нет».

Первое затопление нижнего уровня построенной набережной (1967 год)
Фото со страницы Игоря Пролеткина в Facebook

Вместе с мостом в 1965 году открылся новый городской пляж посреди Волги. Пролеткин пишет, что искусственный остров соорудили на месте нескольких затопленных островов, перекрыв коренное русло старой Волги. «Рядом глубины под 15-20 метров, – отмечает Игорь Викторович. – На лоции 1996 года видно, что западное окончание пляжа располагалось в 200 метрах от моста. Сегодня от этой части острова мало что осталось. Идет процесс переработки пляжа волжскими водами».

Напомним, что пляж под мостом, а также Зеленый остров, Соколовая гора, Глебучев овраг, старый аэропорт вошли в программу преобразования центра города, оцененную фондом Дом.РФ в 100 миллиардов рублей. В течение десяти лет пляжный остров обещают обустроить по проекту московской компании Citymakers. Текстового описания будущей работы на сайте фирмы обнаружить не удалось. Судя по эскизам, на пляже планируется построить аттракционы и проводить ночные дискотеки.

Эскиз
Эскиз из проекта Citymakers

Мечты чиновников, предупреждения ученых

О планах соорудить пляж на правом берегу в городской черте Саратова в 2013 году говорил глава города Олег Грищенко. Мэр считал, что пляж должен протянуться от здания кинотеатра «Экран» до ротонды. В феврале 2015-го идею повторил сити-менеджер Александр Буренин.

Летом 2016 года Вячеслав Володин, тогда еще бывший первым заместителем главы Администрации президента, распорядился до конца года построить пляж в районе Провиантской. «Мы здесь плавали. Приходилось перепрыгивать на бетонные плиты», -поделился Вячеслав Викторович студенческими воспоминаниями о «бетонке». Первоначально проект оценивался в 100 миллионов.

Сразу обнаружились несколько трудностей – сильное течение, способное размыть песочную насыпь, и 12-метровая глубина.

Весной 2017 года на ПДС при главе города Валерии Сараеве председатель регионального отделения Русского географического общества, декан географического факультета СГУ Владимир Макаров предупредил, что «вдоль правого берега купаться нельзя» из-за сточных вод.

«Тогда я предсказывал то, что сейчас случилось на новом пляже», – говорит Владимир Зиновьевич. По заданию института «Стрелка» университетские специалисты еще до начала строительства обследовали берег от Затона до Заводского района и обнаружили пять мест, где в Волгу сбрасываются ливневые и бытовые стоки. «Биогенные вещества провоцируют интенсивное развитие водорослей. В жару процесс ускоряется. Сине-зеленые водоросли поглощают кислород, и ситуация еще усугубляется», – объясняет Макаров.

Режим работы водохранилища дополнительно осложняет положение. Это ощущается не только в Саратове. «Например, в Хвалынском районе, где ширина Волги достигает десяти километров, в воду вообще не зайти – тина, ил, зеленая каша. Течения в водохранилище почти нет, поэтому процесс самоочищения идет медленно, говорит Владимир Зиновьевич. – Игнорировать природу, тем более искореженную человеком, нельзя».

Исследователи передали материалы «Стрелке». Но деньги на строительство пляжа были освоены. Макаров отмечает, что на Волге у Саратова нет ни одного гидропоста, отслеживающего чистоту воды.

«Нужно определить фоновое загрязнение реки, поставив пост где-нибудь у Воскресенского. Понять, что заходит к нам со стороны Усть-Курдюма и что выходит у железнодорожного моста. Оценить вклад Саратова и наши шансы на купание,– – говорит Владимир Зиновьевич. – Возможно, придется обустроить у берега садки с очищением воды. Или организовать подвоз отдыхающих на острова. Вода там лучше».

Пролетарии, на выход!

Еще до строительства пляжа саратовские власти обещали согнать с берега Волги предприятия, мешающие городу почувствовать себя настоящим курортом.

В декабре 2016-го на публичных слушаниях по планировке новой набережной замглавы городской администрации Андрей Гнусин говорил, что в 2018 году прекратит работу СарГРЭС. Представители «Т Плюс», присутствовавшие на мероприятии, удивились. ГРЭС работает до сих пор.

Громче всего говорили о переносе комбикормового завода. За выдворение предприятия выступали депутат областной думы Сергей Курихин и тогдашний глава Общественной палаты Александр Ландо. «Нельзя допустить, чтобы у нас отняли мечту о пляже в черте города. Это грандиозный подарок городу, и недопустимо, чтобы какие-то деструктивные силы его отняли!» – говорила Юлия Литневская, трудившаяся председателем городского комитета по общественным отношениям. Представители завода писали региональному начальству открытые письма с просьбой защитить предприятие.

В 2017 году на заводе начались задержки зарплаты, затем увольнения. В мае 2018-го новые собственники уже пилили оборудование на металлолом. Осенью того же года бывшего директора, 77-летнего Виктора Тапилина осудили за налоговые нарушения к полутора годам лишения свободы условно.

В 2020 году вокруг обанкроченного предприятия возник новый скандал: под угрозой сноса оказалась мельница Рейнеке 1879 года постройки (с которой начиналась история завода). Выяснилось, что планировка новой набережной не предусматривает сохранения памятника, а саму мельницу пытаются вывести из перечня объектов культурного наследия силами некоего тамбовского эксперта, не имеющего профильного образования. Саратовские общественники возмутились, спорное заключение отправили на доработку.

Осенью 2020 года саратовские СМИ сообщили об увольнениях на комбинате хлебопродуктов (предприятие выросло из мельницы, построенной братьями Шмидт, и лесопильного завода купца Степашкина). Издание «Бизнес-Вектор» напомнило, что по проекту планировки новой набережной на месте хлебокомбината должна появиться жилая и общественно-деловая застройка, а срок аренды муниципальной земли под предприятием истекает в 2024 году.

Зимой цены на продукты, в том числе, на хлеб, обеспокоили самого президента. Весной самарский агрохолдинг «Био-тон» заявил, что намерен купить 92,7 процента акций саратовского хлебокомбината и восстановить работу предприятия. Представители холдинга пояснили прессе, что помочь заводу попросили областные власти.

Ничего плохого не случилось с обойной фабрикой, которую также поначалу упоминали в числе «вынужденных переселенцев». В 1879 году на этом месте был построен мыловаренный завод купца Ананьина. В 1896-м по соседству появилась фабрика Кенига, выпускавшая деревянные ящики. В 1920-х годах на территории двух предприятий организовали тарный комбинат. В 1970-х здесь начали делать обои. В СССР саратовская обойная фабрика считалась крупнейшим предприятием своей отрасли. Сейчас компанию связывают с именем Бориса Шинчука, возглавляющего Общественную палату области. С 1980 по 1996 годы он работал на АО «Саратовские обои», пройдя путь от инженера до генерального директора и, как говорят, сохранил на фабрике свои коммерческие интересы.

Берег бобров

В начале июля Вячеслав Володин объявил о новых планах по реконструкции саратовского берега Волги. В течение года планируется продлить набережную еще на километр до Большой Садовой. Регион готовит заявку в федеральную программу берегоукрепления. В неопределенном пока будущем решено «рассмотреть возможность» сооружения пляжа в Заводском районе.

На «старой» набережной Вячеслава Викторовича заинтересовало здание речного вокзала, участок земли у гостиницы «Словакия», по решению Двенадцатого арбитражного апелляционного суда возвращенный в федеральную собственность, и бывший кинотеатр «Экран». «Если в частной собственности оказалось здание кинотеатра, то оно должно использоваться по назначению», – отмечает сайт сторонников Володина.

«Хотели поблагодарить вас за оказанное доверие в том, чтобы участвовать в проекте по улучшению нашего города», – тут же заявила собственник здания речного вокзала Елена Тимошок (цитата по сайту мэрии Саратова). «Мы прекрасно понимаем недочеты и готовы работать», – заверила бизнесвумен.

Предприниматель Роман Викторов сообщил администрации, что «у кинотеатра несколько собственников, для внесения предложений по восстановлению функционала необходимо оценить сметную стоимость».

На месте стоянки у «Словакии» городские власти, натренировавшиеся в высадке деревьев на пешеходной зоне, обещают в ближайшее время устроить парк имени Петра Первого.

Не избежала внимания спикера и часть набережной от 1-го причала до Затона. На участке длиной 2,1 километра планируется обустроить прогулочную зону, в нынешнем солярии соорудить спортивные и детские площадки, а на территории бывшего судоремонтного завода – еще один пляж. Сделать это предложено в течение двух лет. Сайт сторонников великого земляка сообщает, что Володин «предложил действующему депутату Госдумы Николаю Панкову начать работу по привлечению федеральных средств».