«Заказчик, очевидно, самоустранился». Одна из самых дорогих саратовских строек по реконструкции оперного театра остановилась на неопределенное время
Проектную документацию нужно менять и получать новое заключение государственной экспертизы.
Оперный театр, на реконструкцию которого выделено 1,6 миллиарда рублей из федерального бюджета, считается одной из самых дорогих саратовских строек. Судя по всему, теперь объект станет еще дороже.
«В трещины залетали небольшие птицы»
Оперный театр страшен. Полупрозрачный баннер с нарисованными окошками (такими занавесками «реставрируют» многие старинные здания в Саратове) прикрывает руины со стороны Театральной площади. Со всех остальных ракурсов ничто не мешает прохожим ужасаться. Облицовочная гранитная плитка осталась только под крышей. Большая часть стен ободрана, виден щербатый серый кирпич.
Портик, который прошлой осенью крушили бульдозером, так и не восстановили. Здание выглядит, как слоеный пирог, от которого оторвали половину. Провалы в стенах кое-как заложены блоками.
Вокруг стройплощадки – блестящий металлический забор из металлопрофиля. Над ограждением торчит желтая стрела бетононасоса. На площадке – тишина. На лесах – никого. Ворота заперты. На плакате с фотографией старого театра, подсвеченного золотыми фонарями, указан телефон «руководителя проекта Тимошенко К.М.». «Номер, на который вы звоните, сейчас не в сети», – сообщает автоответчик.
Каменное здание театра построили в 1865 году. В 1957-м началась реконструкция: вокруг здания возвели новые стены (то есть старинный театр оказался внутри современного, как в матрёшке), пристроили камерный зал (голубую гостиную) и портик. В начале 2000-х на границе между пристройкой и старой частью здания появились вертикальные трещины. Подвалы затопило.
В 2012 году областные власти пытались включить театр в федеральную программу по развитию культуры. В заявке, поданной в Министерство культуры РФ, говорилось о 25 миллионах рублей, необходимых на обследование здания и подготовку проектно-сметной документации, и 500 миллионах непосредственно на ремонт.
Эти же цифры худрук театра Юрий Кочнев называл в 2014 году, когда в Саратов приезжал Владимир Мединский, занимавший тогда пост министра культуры РФ. Глава ведомства обещал подумать.
В 2015 году директор театра Ренат Мухамедьяров заявил, что «вынужден начать поиски спонсоров». «Некоторые трещины достигли такого размера, что туда залетают небольшие птицы», – говорил он в интервью ИА «Версия-Саратов».
Летом 2017-го врио губернатора Валерий Радаев на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым попросил на театр 2,5 миллиарда федеральных рублей. Пресс-служба губернатора сообщила, что глава правительства «дал соответствующее поручение профильному федеральному министру».
Будущий объект осмотрел спикер ГД Вячеслав Володин. Гендиректор ООО «Саргорпроект» Андрей Родионов (организация обследовала здание и составила проект реконструкции) показал гостю 14-сантиметровые трещины, покосившиеся колонны, рассказал о проблемах подземной части сооружения. Выяснилось, что под зданием находятся несколько фундаментов, заложенных в разное время на разной глубине, а в некоторых местах основания нет вообще. Строительные работы оценили в 1,7 миллиарда рублей, новое оборудование – в миллиард.
«Для кого кормушку делаете? – возмутился Вячеслав Володин. – Надо понимать разницу между капитальным ремонтом и реставрацией. Мы переплачиваем за лицензию на проведение реставрационных работ. А здесь работы в основном касаются фундамента и дренажной системы». Спикер предположил, что «подрядным организациям потребуется помощь прокуратуры».
По сведениям из открытых источников, «Саргорпроект» – микропредприятие, которое разработало проекты реконструкции нескольких известных саратовских зданий, например, храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (работы проводились в 2019-2020 годах) и музея краеведения. «Это будут не миллионы, а миллиарды рублей», – говорил Валерий Радаев о стоимости будущего ремонта музейного здания.
Судя по всему, первоначально вести ремонт оперного театра предполагалось по той же схеме, что и строительство парка покорителей Космоса, и инфекционной больницы. Был создан благотворительный фонд содействия реконструкции и ремонту театра. Но в итоге деньги пошли другим путем.
Осенью 2018 года стало известно, что федеральных средств не будет, так как региональные чиновники не представили в Министерство культуры РФ результаты государственной экспертизы. «По мнению Вячеслава Володина, это недоработка руководителей социального блока областного правительства и регионального министерства культуры», – сообщал сайт сторонников великого земляка со ссылкой на «источник в окружении председателя Госдумы».
Получить федеральное финансирование удалось год спустя. В декабре 2019-го правительство РФ выделило «на сохранение объекта культурного наследия регионального значения» 1,4 миллиарда рублей в рамках нацпроекта «Культура».
Успехи малого бизнеса
В феврале 2020 года главное управление капитального строительства объявило аукцион.
«Реконструкция всегда дороже строительства. Большая часть затрат придется на проектные и исследовательские работы. Здание запустили. Теперь туда надо вкладываться по-взрослому», – пояснял изданию «Бизнес-Вектор» председатель совета гильдий при торгово-промышленной палате Борис Чернодед. По его мнению, в Саратове есть организации, способные выполнить такую работу, но стоимость контракта слишком мала.
На первый и второй конкурсы не было подано ни одной заявки. Затем появились два претендента – петербургское ООО «Проксима строй» и московское ООО «Адепт строй», которое и стало победителем пятого по счету конкурса. Как отмечает «Бизнес-Вектор», последняя госзакупка проходила в форме не аукциона, а запроса предложений, что позволяет«по субъективным критериям выбрать «своего» поставщика на выгодных ему или не только ему условиях».
По сведениям из открытых источников, в «Адепт-строй» трудятся 16 штатных сотрудников. Уставной капитал фирмы – 11 тысяч рублей. Компания была зарегистрирована в 2008 году. Прибыль начала получать с 2017-го. За это время фирма выиграла 39 госконтрактов на 5 миллиардов рублей. Крупнейшим заказчиком считается ГКУ «Мосреставрация». В 2019 году предприятие получило 82 миллиона рублей прибыли, в 2020-м–больше 80 миллионов.
Скандалы большие и маленькие
Реконструкция сопровождалась несколькими скандалами. Первый случился еще до начала работ. Летом 2017 года, как только появились первые сообщения о выделении федеральных миллиардов, лишился должности директор театра Ренат Мухамедьяров. Областное министерство культуры не продлило контракт с ним без объяснения причин. Год спустя он был осужден за превышение должностных полномочий: Фрунзенский суд признал, что, будучи директором, Мухамедьяров переплатил 3 миллиона бюджетных рублей за климатическое оборудование для театра.
В декабре 2020-го в кафе на проспекте Кирова задержали представителя фирмы (правоохранительные органы не сообщают ее названия), который предложил 6 миллионов рублей сотруднику ФСБ. Коммерсант хотел, чтобы чекист убедил работников ГУКСа подписать акты выполненных работ. ИА «Версия-Саратов» со ссылкой на источники в правоохранительных органах сообщало, что задержанный «имеет отношение к реконструкции театра оперы и балета». Взяткодателя приговорили к штрафу в 3 миллиона рублей.
В январе 2021-го депутат КПРФ Александр Нараевский заявил, что строительные отходы с площадки реконструкции вывозят в поселок Саксагай. «Засрали родниковое озеро», – заявил парламентарий на заседании аграрного комитета областной думы. Коммунист рассказал «Свободным», что по его жалобе прокуратура оштрафовала предпринимателя, устроившего свалку обломков, на 30 тысяч рублей. «Его обязали убрать отходы, но это выполнено частично. Пилястры и доски до сих пор валяются в посадках», – говорит Нараевский.
Росприроднадзор нашел еще одну свалку «театрального» мусора на Соколовой горе. Отходы заняли участок длиной 80 метров в охранной зоне нефтепровода. Росприроднадзор решил оштрафовать мэрию на 400 тысяч рублей. Городская администрация оспорила постановление о штрафе в Волжском суде.
Ремонт невозможно закончить...
В нынешнем году областные власти начали критиковать подрядчика за медленную работу. «Складывается впечатление, что объект неживой. То не обследовано, к этому не приступили. Погодные условия хорошие, а у вас задействовано 30 человек», – говорил Радаев, осматривая стройплощадку в апреле.
«Темпы – абсолютно не соответствуют объемам. Финансирование есть. Строительство пристройки не ведётся, низкие объёмы на кровле, в подвальной части театра», – констатировал губернатор в июне.
Теперь чиновники признают, что большая часть работ на объекте приостановлена на неопределенный срок. «Первоначальное обследование здания проводилось в 2016 году в действующем театре, соответственно, детальное исследование было технологически невозможно», – объяснил в своем Telegram-канале председатель правительства Роман Бусаргин. По его словам, после демонтажа старой отделки был проведен комиссионный осмотр здания и обнаружены «многочисленные неучтенные проектной документацией дефекты несущих конструкций». В проект реконструкции внесли изменения. Теперь они должны пройти государственную экспертизу (в прошлый раз эта процедура заняла два года, потребовалось две попытки).
На сайте госзакупок указано, что подрядчик выполнил работы на 257,9 миллиона рублей. Фактически оплачено 271,9 миллиона.
«Гастеры» и театральная жизнь
В конце июля состояние оперного вызвало дискуссию в соцсетях. Жительница Саратова Анна Зеленская рассказала в Facebook о долгах по зарплате перед рабочими. Муж Анны устроился на объект в октябре 2020 года. «Он рассчитывал: если это работа по государственному контракту, значит, будет стабильность и порядок, – говорит Анна. – Нанимателем стал не генеральный подрядчик, а один из индивидуальных предпринимателей, работающих на объекте. Не знаю, как подрядчик оформляет отношения с ИП-шниками, но они не хотят заключать договоры с рабочими. Муж принес все необходимые документы, но работодатель кормил его «завтраками».
Рабочие занимались демонтажем старой отделки. Платить обещали поэтапно: «Обдерете эту комнату – заплатим за нее, потом – за следующую. Но давали по 2-3 тысячи, говорили, что основные деньги не перевели из Москвы. За два месяца мужу задолжали 50 тысяч рублей», – вспоминает Анна.
Саратовчанка написала через электронную приемную несколько обращений к губернатору, в том числе направила главе региона коллективное письмо рабочих. «Люди там боятся слово сказать, опасаются, что тогда им вообще ничего не заплатят», – отмечает собеседница. Информацию передали в Следственный комитет.
«Под давлением СК в феврале мужу и его напарнику выплатили осенние долги. Уголовного дела не возбуждали. Насколько я понимаю, СК представил это как отдельно взятую ситуацию с отдельно взятым ИП», – рассказывает Анна. Ее супруг больше не работает на реконструкции театра. Его напарник остался на объекте. По его словам, перед ним снова накопили долг 60 тысяч рублей.
Бывшие коллеги рассказывают мужу Анны, что до сих пор занимаются демонтажем, всего в здании работают человек двадцать, да и то не каждый день.
«Свободные» направили запрос в СУ СК по Саратовской области с просьбой рассказать, какие меры приняты по жалобам на проблемы с зарплатой и как ведомство оценивает качество и безопасность объекта, куда через цепочку посредников нанимают «гастарбайтеров» без договоров.
В ответ на запрос «Свободных» Следственное управление сообщило, что проводило проверку в отношении двух предпринимателей по жалобам на невыплату зарплаты шести рабочим. Было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления, «задолженность погашена в полном объеме». «О фактах уклонения от заключения трудовых договоров сообщено в межрайонную инспекцию ФНС и государственную инспекцию труда,–отмечают следователи.–Информацией об иных нарушениях следственное управление не располагает».
По условиям госконтракта, генподрядчик обязуется самостоятельно, без привлечения третьих лиц выполнить работы на 25 процентов стоимости объекта. «Адепт Строй» намерен установить механическое оборудование и одежду сцены, кресла, выполнить реставрацию фасадов и отделки помещений на 409,2 миллиона рублей. Судя по документам, размещенным на портале госзакупок, на сегодня из этого перечня работ начата только реставрация отделки помещений (выполнены работы на 5,3 миллиона рублей из запланированных 59,8 миллиона).
Саратовец Сергей Лапшов, юрист по профессии, написал заявление в областную прокуратуру с просьбой провести проверку в отношении фирмы-подрядчика и управления капитального строительства. «Как неравнодушный житель я остро переживаю эту ситуацию. Горожане уже год ходят мимо разрушенного театра и видят, что ничего не меняется, – говорит Сергей. – Жалобу я составил поверхностно, за полчаса. Если углубиться в детали документов по госконтракту, например, сравнить заявленные цены на сценическое оборудование с рыночными, возможно, найдется гораздо больше сомнительных моментов».
В жалобе Лапшов предполагает, что заказчик «очевидно, самоустранился» от контроля работ. «Непонятен экономический смысл заключения контракта с юридическим лицом, которое не обладает собственными мощностями и привлекает субподрядчиков, что автоматически влечет увеличение сметы», – отмечает автор обращения в прокуратуру.
Юрист напоминает, что по графику на июль были запланированы работы по системе кондиционирования, механического оборудования сцены и художественного освещения. «Очевидно, что эти работы не производятся, так как до сих пор не осуществлены общестроительные работы (возведение новой части здания), которые должны были быть закончены еще в мае 2021 года». Автор заявления полагает, что ситуация нарушает права «всех жителей города, которые могут быть лишены не только выдающегося памятника архитектуры, но и театральной жизни».
Провалиться на этом месте
«Театр, музей Радищева и другие здания в центре города ремонтируют, деньги тратят, а защитить не могут», – сетует гидрогеолог Вячеслав Пантелеев, много лет проработавший в МУП «Водосток». Специалист объясняет, что сквер между театром и музеем остается единственным участком с открытой почвой, куда стекают дождевые и талые воды с соседних асфальтированных улиц. «На Большой Казачьей нет ливневки. То есть все поверхностные стоки идут к этим двум зданиям», -– говорит Вячеслав Петрович.
По его сведениям, под землей здесь находится множество ветхих трубопроводов и смотровых колодцев разного времени постройки–от существовавшей некогда при театре прачечной до советского бомбоубежища. Они могут давать утечки воды и способствовать просадке грунта.
«Земля оседает не только под театром, но и на Театральной площади. Процесс достигнет и здания мэрии, и областной думы», – полагает Пантелеев.
Еще в 2000-х гидрогеолог, будучи инженером «Водостока», предлагал программу георадарного зондирования. Такое исследование позволяет найти брошенные подземные коммуникации, места утечек, определитьналичие и глубину залегания подземных вод. По мнению специалиста, в городе нужно обследовать около тысячи участков. Городские власти от предложенного проекта программы отказались. Несколько лет назад должность Пантелеева в «Водостоке» сократили.
Всё познается в сравнении
Любопытно, что в августе 2020 года «Адепт строй» выиграл, помимо контракта на саратовский театр, еще и заказ на реконструкцию Нижегородского кремля. Нижегородские общественники, не избалованные саратовскими прожектами, считают, что цена работ у них «больше похожа на номер телефона» – 397,5 миллиона рублей.
Всего к 800-летию Нижнего Новгорода запланировано отреставрировать 69 зданий. «Адепт строй» достались Борисоглебская и Георгиевская башня, а также участок кремлевской стены. Отметим, что нижегородский кремль, как и саратовский оперный, страдает от подвижек грунта и подземных вод. Здесь нужно починить старинную кладку и обработать ее водоотталкивающими веществами, укрепить склон, подверженный оползням, проложить дренаж и т.д. По условиям контракта работы должны закончиться к 16 августа.
«Наше градозащитное сообщество проверяло информацию о подрядчиках, заходящих на юбилейные объекты. Насчет «Адепт строя» мы сильно беспокоились, – рассказывает Анна Давыдова, координатор нижегородского движения «СпасГрад». – Но пока претензий нет. Они наняли субподрядчиков, сразу провели археологические исследования и стали единственными, кто с самого начала соблюдает законодательство в сфере охраны культурного слоя. Мы смотрели с коптера–работы идут вовсю, задействованы большие строительные силы, на площадке постоянно находятся археологи. Насколько можно судить, отставаний от графика нет.
Пока, по сравнению с другими подрядчиками, эта фирма проявляет себя нормально. Для примера скажу: другой участок кремля реставрирует организация, специализирующаяся на клининговых услугах. Они загнали на площадку два экскаватора и принялись крушить склон в пяти метрах от фундамента кремля».