«Ни чаю выпить, ни в туалет отойти!» Как работают учителя, чтобы зарабатывать обещанную Путиным зарплату

Оценить
«Ни чаю выпить, ни в туалет отойти!» Как работают учителя, чтобы зарабатывать обещанную Путиным зарплату
Фото https://pixabay.com
Чтобы доход учителя, согласно майским указам 2012 года, сравнялся со средней зарплатой по региону, ему — учителю — нужно работать на износ.

И даже обещание, что с первого августа региональный парламент поднимает зарплаты всем работникам социальной сферы на 10 процентов, глобально проблему не решит. 

В январе нынешнего года местные СМИ пестрели заголовками о 800 педагогах, уволившихся из школ за год. Солидный стаж, привязанность к одному месту работы, любовь к профессии, в конце концов, не удерживали учителей от увольнения в разгар учебного года. При этом тенденция к сокращению педагогического состава школ сохраняется, что подтверждает статистика областного министерства образования: если в 2018 году в школах региона работало 18,1 тысяч учителей, то в марте 2021 года их осталось уже 17,6 тысяч. 

На то, что педагоги покидают школы, влияет множество факторов: от дистанционного обучения до слишком большой нагрузки. И приемлемый уровень дохода, ради которого надо расшибиться в лепёшку, играет тут не последнюю роль. Тем более, что подушевое финансирование школ в самое ближайшее время будет зарплаты учителям понижать. И никакие «майские указы» от этого не избавят. 

Жить некогда или жить не на что? 

В небольшой школе не самого благополучного района города учитель начальных классов зарабатывает 35 тысяч рублей. Зарплата эта вполне сравнима со средней по Саратовской области: в феврале 2021 года она равнялась 32 794 рублям.

Надо, правда, добавить, что работает этот конкретный учитель больше, чем на одну ставку: при нормативе 18 аудиторных часов в неделю у него их выходит 28, плюс учителю выплачивается доплата за классное руководство в размере пяти тысяч рублей. Также добавляются выплаты за стаж (довольно солидный) и категорию. В классе 30 учеников и один надомник, к которому учитель приходит три раза в неделю. 

— Зарплата, конечно, растёт, — объясняет педагог, попросивший об анонимности, — но ведь и цены не стоят на месте. 

В другой школе, тоже небольшой, и тоже расположенной на окраине нашего города учитель-предметник, чтобы получать доход, близкий к среднему по региону, вынужден работать на износ. 

Ирина Григорьевна (имя изменено по просьбе героини) работает учителем иностранных языков (английский и немецкий). Её аудиторная нагрузка — 31 час в неделю. 

— Я держу в руках расчётный лист, — объясняет она. — Ученико-час стоит шесть рублей тридцать копеек. В итоге, мои 1,75 ставки без стимулирующих выплат стоят чуть больше 22-х тысяч рублей. 

Год назад саратовским педагогам увеличивали зарплату. Тогда областной минобраз заявлял о том, что прогнозный уровень зарплаты на одну ставку в расчете на норму часов с 1 июня 2020 года увеличится до 20,7 тысячи рублей. 

Если провести нехитрый расчёт, то выйдет, что 18 часов работы именного этого учителя сегодня будут стоить примерно 12 800 рублей. 

Для работы на ставку, повторимся, необходимо отрабатывать 18 уроков в неделю. Сама трудовая неделя учителя, поскольку профессия считается вредной, состоит из 36, а не из сорока, как у представителей «невредных» профессий, часов. Оставшееся от уроков время уходит на проверку тетрадей, заполнение классного журнала (в бумажном или электронном виде), подготовку к предстоящим урокам, подготовку к конкурсам — личным и ученическим, работе с родителями (если есть классное руководство) и т. п. 

При этом надо учитывать наполняемость классов, от которой тоже зависит размер оплаты именно аудиторной работы. Чем больше учеников в классе, тем больше в итоге денег получит учитель. Но, как отмечают сами учителя, тем ниже качество обучения — такой парадокс.

 — Когда ты работаешь почти на две ставки, то уроки идут сплошным потоком: я захожу в кабинет в 8.30 утра и выхожу из него в час дня, — объясняет Ирина. — На переменах не то, что чаю выпить, в туалет отойти бывает некогда. А потом надо готовиться к урокам — а это разные классы, проверять тетради, контрольные работы. Поскольку я еще и классный руководитель, то мне надо организовывать походы, выезды, воспитательную работу. Такого, что отвёл уроки и ушёл домой, у меня не бывает. К тому же я веду еще и два платных кружка по английскому. Это еще два аудиторных часа в неделю, которые не входят в основную нагрузку. Я очень, просто невероятно устаю. Да, конечно, мой доход вполне тянет на среднюю зарплату по региону — мне доплачивают за кружки, классное руководство, за стаж, категорию и «медальки» — участие моё или моих учеников в конкурсах, олимпиадах и т. п. Но жить мне некогда. А ведь у меня еще семья, муж, дети, которые тоже требуют внимания. Понимаете, ведь ставка в 18 уроков в неделю не с потолка была взята. Она учитывала всю занятость педагога. При работе на ставку можно творчески готовиться к урокам, вести работу с отстающими детьми, с родителями. А не гнать по накатанному. 

Такая ситуация с формированием средней учительской зарплаты складывается не только в Саратовской области. Блогер и учитель Дима Фурманов писал об этом на портале Мел.

 

Фото https://pixabay.com

 

Липа ваши указы, уважаемый! 

С середины нулевых годов система образования в России переходит на принцип подушевого финансирования образовательных учреждений. В сентябре 2006 года Министерство образования и науки Российской Федерации распространило информацию о новой методике расчета оплаты труда преподавателей, которая должна была заменить предшествовавшую ей тарифную сетку. 

— На подушевое финансирование в образовании стали переходить то ли в восьмом, то ли в девятом году, я сейчас точно не вспомню, — объясняет педагог, член профсоюза «Учитель», пожелавший остаться неназванным. — В зависимости от количества обучаемых детей школа получала деньги на зарплаты, учебные пособия и т. д. Демографический всплеск и общий подъем экономики хорошо сказывались на росте зарплат педагогов. Важную роль в этом играла и ежегодная индексация нормативов подушевого финансирования — то есть, сколько положено денег каждой школе за одного ученика. Проблема в том, что с 2014-го года норматив не индексируется. 

По идее, не должны расти и зарплаты. Но, поскольку майские указы 2012-го года их к этому обязывают, они статистически успешно растут. Делают это они из-за увеличивающейся нагрузки на педагогов, уверен наш собеседник. 

— Просто вспомните, если несколько лет назад нормой было наличие в классе не больше 25 человек, то сегодня классы набирают и по 33, и по 35 человек, — говорит он. — При этом средняя зарплата педагога не привязана к работе на ставку. 

Как сказано в докладе профсоюза «Учитель», «в 2015 году благодаря замене понятия „средняя заработная плата“ на „средний доход от трудовой деятельности“ удалось снизить нормативные показатели для выполнения „майских указов“. Таким образом, путем изменения методики расчета правительство сильно снизило „планку“ для учительских зарплат, существенно упростив региональным властям задачу по их повышению». 

— Средний доход — это то, что учитель получает на руки в конце месяца, — объясняет наш герой. — Помимо работы на ставку (или даже две — есть учителя начальной школы, которые ведут по два класса одновременно), это федеральная доплата за классное руководство (пять тысяч рублей), платные услуги, которые оказывает школа (ведение кружков и факультативов, подготовка к школе), подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, доплата за работу лаборанта (в школе эти ставки сокращают за ненадобностью, отдавая деньги учителю физики или химии), доплаты за сложность предмета, стаж и категорию. Чтобы нормально зарабатывать, учитель должен брать на себя неимоверную нагрузку и преподавать большему количеству детей. А это значительно снижает качество образования. 

Кстати, по данным исследования проекта Superjob больше всего от переработок страдают врачи и учителя. 

По словам члена профсоюза «Учитель», нет объективной картины по формированию дохода. Внутри школ наблюдается сильный разброс нагрузки — кому-то из предметников в школах не хватает часов даже на ставку, кто-то в одиночку тянет две. И если учителей по русскому языку и математике найти ещё можно, то вот преподавателей физики, химии, географии, иностранных языков найти куда сложнее. 

— При этом по статистике, в российских школах 25% педагогов старше 50 лет, 5% — старше 60, — говорит представитель независимого профсоюза. — Не возрастным учителям проще уходить в репетиторство, тем более, что современные технологии позволяют преподавать школьникам из Москвы или Калининграда, сидя в Саратове. Дефицит кадров есть, притом что школ становится больше. 

Профсоюз «Учитель», устроивший в годовщину принятия «майских указов» символические похороны документа, еще в апреле опубликовал доклад «Выполнены ли „майские указы“ для учителей? Подводим итоги 2020 года», в котором утверждает, что «в 2020 году в 26% регионов заработные платы учителей (педагогических работников организаций общего образования) оставались в среднем менее 30 тыс руб. Еще в 43,5% регионов — более 30 тыс, но менее 40 тыс руб. Зарплату более 50 тысяч получают только педагоги регионов Крайнего Севера и экономически успешных субъектов федерации: Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга». 

Профсоюз сравнил зарплаты учителей со средней по экономике регионов, используя старую методику расчёта. Вывод неутешителен — в этом случае указы выполнены только для четырех регионов: Московской, Ленинградской, Белгородской областей и Севастополя. И вместо уровня зарплаты учителей в 103% от средней по экономике региона, выходит, что средняя зарплата учителей составляет 85,47%. 

««Майские указы» сформулированы так, что даже полное и честное их выполнение не исключает наличие в стране учителей на пороге бедности. Более того, для их реализации власти пошли на манипуляции со статистикой и подмену понятий.

Указы не предоставили учителям реальных гарантий достойного уровня оплаты их труда: они никак не ограничивают разброс зарплат среди работников одного образовательного учреждения и между школами одного региона. Самым распространенным трудовым конфликтом в школах является конфликт за «нагрузку» — учебные часы, от которых в значительной степени зависит зарплата учителя. Но качество образования невозможно обеспечить, если две трети учителей работает на 1,5 ставки и более.

Трудовые коллективы учителей разобщены конкуренцией за стимулирующие выплаты, которые во многом зависят от расположения директора школы, приобретаемой в обмен на лояльность. Наставничество и успешная интеграция молодых педагогов в школы в таких условиях крайне затруднены» — сказано в докладе профсоюза. 

 

open-book-1428428_1280
Фото https://pixabay.com

 

Демография, зарплаты и Саратовская область

Если не принять каких-то системных мер, то уже через год-два мы будем наблюдать уверенное снижение учительских зарплат, — уверен представитель независимого профсоюза. Когда финансирование зависит от количества учеников, любая демографическая яма пугает. А в России сейчас наблюдается именно она. Суммарный коэффициент рождаемости, который непрерывно рос с 1999 по 2015-й, уже пять лет продолжает устойчиво снижаться. Это значит, что в ближайшие годы количество учеников в школах начнет сокращаться. 

Саратовская область в этом смысле в общероссийском тренде: в 2017 году в регионе родился 23 181 ребёнок, в 2018-м — 21 920, в 2019-м — 19 838, в 2020-м — 18 643. 

Средняя зарплата учителя в Саратовской области по данным министерства образования региона составляет 33765 рублей (за январь–февраль 2021 года). Но если бегло изучить список вакансий, то там учителям что сельских, что городских школ предлагают от 10 до 25 тысяч рублей в месяц. 

Например, учителю математики в 83-й школе Саратова обещают платить максимум 15 тысяч рублей, ту же сумму предлагают математику и в школе № 43 Саратова, на те же деньги предлагают поехать в школу села Вязовка учителю английского и немецкого языка. Учитель немецкого языка может рассчитывать на 10 тысяч рублей за работу на полный день в саратовской школе № 41. И так примерно везде.

Список вакансий говорит о том, что дефицит кадров у нас всё-таки есть. И еще о том, что зарплата на ставку школьного учителя весьма далека от среднестатистической по региону. 

— Можно, — уверен наш собеседник из профсоюза «Учитель», — оставить ситуацию как есть, а можно принять системные решения, которые изменят ситуацию в лучшую сторону. Например, есть предложение на уровне федерального законодательства установить минимальный размер оплаты труда учителя за ставку (18 учебных часов) не ниже двух региональных МРОТ, а также привязать компенсационные выплаты и надбавки к размеру этих окладов. За региональными властями нужно оставить право повышать зарплату за счет регионального бюджета. 

Подобное решение проблемы для педагогов предлагал депутат Госдумы Олег Смолин. «Например, в настоящее время базовый оклад учителя первой категории в Республике Алтай составляется 3760 рублей, в Москве — около 20 тысяч рублей, Московской области чуть более 21 тысячи рублей, в Омской области этот показатель на уровне 9500 рублей. Речи не идет о равной оплате за равный труд. Если бы инициатива была бы принята, то оклад омского учителя был на уровне 25 тысяч рублей, на Алтае 24 тысячи и т. д.» — объяснял депутат. Но его законопроект отклонили, поскольку «он требует денег, а их нет». 

Владимир Путин во время послания Федеральному собранию этот вопрос также проигнорировал.