Лишенцы XXI века. Российский парламент принял закон, который противоречит Конституции и заставляет вспомнить сталинские времена

Оценить
Госдума приняла в третьем, заключительном чтении закон, запрещающий участие в выборах людям, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации.

В выборах любого уровня – от поссовета до Госдумы будет запрещено участвовать учредителям и руководителям (включая глав региональных подразделений и их замов), работавшим в организации в течение трех лет до признания ее судом экстремистской или террористической. Запрет будет действовать пять лет.

Также, согласно закону, в течение трех лет со дня решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации не смогут быть избраны лица, состоявшие или работавшие в таких организациях на рядовых должностях и помогавшие ее работе в срок, начинающийся за год до судебного решения.

Как и любой репрессивный закон, а иных наш парламент принимает мало, закон о лишении права избираться, полон расплывчатых формулировок. Которые при случае наш самый независимый в мире суд может применять по своему усмотрению. Точнее по указанию. Кураторов.

Например, закон вводит понятие причастности до того никак юридически не закрепленное. Как определить лиц, помогавших работе экстремистских или террористических организаций до того, как они были признаны таковыми. По всей видимости, в эту категорию попадут люди, помогавшие ФБК (признан пока еще только иностранным агентом, но уже внесен Росфинмониторингом в перечень организаций, причастных к экстремизму и терроризму) материально, ставившие лайки под постами Алексея Навального (фамилия пока разрешена к упоминанию в Российской Федерации). Но ведь могут быть и другие виды помощи. 

Предположим, я встретил на улице Леонида Волкова, а тот спросил у меня дорогу, скажем, в ближайшее кафе. Не секрет, что каждый  шаг оппозиционеров тщательно фиксируется сотрудниками центра «Э» и других организаций. Естественно, на пленку попадает не только Волков, но и я, а через пару месяцев я решаю баллотироваться в поссовет  какого-нибудь Лаврово-Захарово. И в суд сразу снимочки меня с Волковым, стою руками размахиваю, но можно ли допускать такого человека в кандидаты. А если еще и ставил лайки под фильмами ФБК или «расшаривал» их – то тут вообще вопрос ясен. 

Впервые в мировой законотворческой практике закон имеет обратную силу. Как там говорится – для руководителей до трех лет до признания организации экстремисткой или террористической, для рядовых работников и сочувствующих – до года. 

 Мы уже писали, что закон прямо противоречит Конституции РФ, ее 54 статье:

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». 

Впрочем, это тоже не новость. Принятыми позже законами или практикой фактически дезавуированы и другие статьи Конституции. Например, статья 29, которая гарантирует каждому свободу мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации; цензура запрещается. Или статья 31, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Наконец, новый закон прекрасно показывает то, куда мы движемся. Он, по сути, возвращает термин «лишенец». Так неофициально называли в советской России людей, пораженных в правах, прежде всего правах избирательных. 

Согласно Конституциям РСФСР 1918 и 1925 годов,прав были лишены представители эксплуататорских классов – дворяне, купцы, духовенство, люди, использующие наемный труд, живущие на ренту, частные торговцы.  

Словечко «лишенец» было настолько употребляемым, что попало даже в роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок», изданный в 1931 году. Остап спешит на помощь попавшему в передрягу Паниковскому. «Решительно вздохнув, Бендер втиснулся в толпу. — Пардон, — говорил он, — еще пардон! Простите, мадам, это не вы потеряли на углу талон на повидло? Скорей бегите, он еще там лежит. Пропустите экспертов, вы, мужчины! Пусти, тебе говорят, лишенец!»

К середине тридцатых годов, когда оставшиесяпредставители «эксплуататорских классов» доживали последние свои дни на Беломорканале или на Соловках, появилась новая категория  лишенцев. На это обратил внимание директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. В 1934 году была внесена поправка в печальноизвестную статью  58- УК, которая лишала избирательных прав членов семей осуждённых по ней врагов народа. Кстати, для их обозначения появилась трудно произносимая аббревиатура ЧСИР. И вот спустя восемьдесят пять лет мы вернулись практически к тому же –появились лишенцы XXI века. 

Будем честны – представители внесистемной оппозиции и прежде  не имели возможности быть куда-либо избранными. Их можно было отсеять на этапе сбора подписей, их по беспределу останавливали избирательные комиссии. Теперь  то же самое можно буден делать «по закону». Мало того, под этот каток могут попасть и вполне системные люди. Часто приводят пример бывшего нацбола Захара Прилепина. Но ведь и будущий соперник Вячеслава Володина на выборах в Госдуму Николай Бондаренко тоже может попасть под раздачу. Он, как помнится, принимал участие в одной из программ Алексея Навального на Youtube.

К чему это в конце концов приведет? К тому, что всяческая оппозиция и конкуренция исчезнут из наших законодательных органов, хотя их и сейчас чуть-чуть. И это неминуемо приведет к деградации законодательных собраний всех уровней, Дума тому пример. А вслед за деградацией законодательных органов начнется и деградация всей страны. Что мы сейчас и наблюдаем.