Крыша в пути. Жители стареющего жилфонда столкнулись с последствиями снегопадов двухлетней давности

Оценить
Крыша в пути. Жители стареющего жилфонда столкнулись с последствиями снегопадов двухлетней давности
Фото Матвей Фляжников
На углу дома №4а по улице Сакко и Ванцетти висит мемориальная доска с фамилией героя Советского Союза Алексея Фадеева. В день Победы ответственные лица наверняка скажут положенные слова в память сержанта.

В 1943 году с пятью автоматчиками он форсировал Днепр и целую ночь удерживал высотку на берегу. Ровно за две недели до праздника дом начал разрушаться: обвалилась часть карниза.

Обломки бетонной плиты и сорванной водосточной трубы лежат под окнами. Крыльцо офиса, расположенного на первом этаже, обмотано желтыми лентами. Жильцы рассказывают, что обычно здесь играют в прятки дети.

 

Подпись

Часть крыши начала провисать несколько лет назад. Жители дома фотографировали трещины, жаловались в управляющую компанию, но коммунальщики не реагировали. «В пятницу плита окончательно отошла от стены и повисла на водосточной трубе. Я полдня сидела на балконе и отгоняла людей внизу», — рассказывает Надежда Чикова, живущая на четвертом этаже. Она предупредила руководство компании, владеющей офисом, и позвонила в управляющую компанию — ООО «Хапилин». Коммунальщики обещали прислать кого-нибудь в понедельник.

Карниз упал в воскресенье. «Было часов шесть утра. Грохот страшный. Дочка вбегает ко мне: мама, там всё рушиться!» — говорит Надежда Николаевна.

Фото Матвей Фляжников

«Сейчас-то над вами не капает»

В подъезде пахнет баней. На площадке между этажами — кресло, деревянные полочки с газетами о здоровом образе жизни, фикусы и декабристы на подоконнике. На следующем этаже стоят плюшевые лежанки и мисочки с кошачьим кормом. Видно, что жильцы стараются сделать жизнь здесь уютной. Но не всё им по силам. Запах сырости идет сверху — потолок над лестницей покрыт желтыми разводами. На стенах темнеют влажные пятна. На штукатурке видны свежие трещины.

Четырехэтажный дом на Сакко и Ванцетти построили в 1957 году для сотрудников проектно-исследовательского института «Востокгипрогаз». «Здание было в неплохом состоянии. До 2018 года мы ни на что не жаловались. А два года назад начались наши беды», — вздыхает старшая по дому Галина Микадзе.

Фото Матвей Фляжников

Галина Ильинична поправляет очки, стянутые белой резинкой, и открывает папки с документами. Талмуды, содержащие хронику общения с инстанциями, занимают весь стол. Только в левом углу лежат таблетки от сердца и давления.

Зимой 2018-2019 годов, запомнившейся саратовцам обильными снегопадами, жильцы несколько раз подавали в управляющую компанию заявки на очистку крыши. У ООО «Добрый», которое тогда обслуживало здание, был абонентский договор с фирмой, обязавшейся присылать рабочих по мере надобности. Управляющая компания обещала платить за очистку от 30 до 53 рублей за квадратный метр.

На крыше копился снег, росли сосульки. Рабочие появились только к марту. «Дом затрясся. Я выглянула в окно и увидела, как сверху летят глыбы льда. На крыше были люди с ломами!» — охает Галина Ильинична. В заявках на очистку жильцы специально предупреждали, что металлическим инвентарем на крыше пользоваться нельзя, потому что дом покрыт «китайской фольгой» (некачественное покрытие настелили еще в 2009 году).

Залило подъезды и все квартиры на верхнем этаже. «Потолки, обои, электропроводка — всё пришло в негодность. Вода лилась по стенам потоком», — вспоминает Надежда Чикова. На ремонт квартиры у нее ушло 60 тысяч рублей. Еще 10 тысяч — на ремонт крыши над квартирой. Надежда Николаевна сама наняла мастера, не доверяя управляющей компании. С тех пор каждую зиму она также сама приглашает промышленных альпинистов, чтобы почистить крышу над своей квартирой.

Фото Матвей Фляжников

Прокуратура Фрунзенского района через суд признала незаконным бездействие ООО «Добрый», которое должно было вовремя убирать снег с крыши, и обязала устранить протечки, приведшие к «увлажнению конструкций».

«Дырки в «фольге» на крыше залепили самоклеющейся лентой. УК сказала, что это инновационный материал. Я пыталась объяснить жилищной инспекции, что эти заплатки отлетят при первой же очистке. В инспекции мне ответили: но сейчас-то над вами не капает», — разводит руками Галина Ильинична.

С подмоченной репутацией

Над первым подъездом темнеет безобразная проплешина. Полгода назад с фасада отвалился громадный кусок штукатурки — от первого до третьего этажа. К счастью, это тоже случилось ранним утром, задело только припаркованную во дворе машину. Микадзе достает из очередной папки акт, составленный сотрудниками «Доброго»: «Произошло отслоение штукатурки на площади 12 квадратных метров, видны трещины и разрушение кирпичной кладки стены и карнизов по всему периметру».

«Оказалось, что кирпичи ходуном ходят. Мы были в ужасе, когда это увидели, — рассказывает старшая по дому. — Управляющая компания опять без согласования с жильцами прислала рабочих и они нашу «амбразуру» заляпали».

Пока здание сыпалось, ООО «Добрый» обанкротилось, дом перешел под управление ООО «Хапилин». «Мы, жильцы, заключили с ними договор в ноябре. Вроде бы, они должны начать работать. Но не тут-то было», — Галина Ильинична перебирает поданные в УК заявки на ремонт: «Видите, какая кипа! Думаете, что-нибудь исполняется? Правильно, ничего».

Фото Матвей Фляжников

На капитальный ремонт жильцы накопили чуть больше 635 тысяч рублей (их взносы поступают не на спецсчет, а в общий котел фонда капремонта). На сайте Фонда содействия реформе ЖКХ указано, что утепление фасада здания запланировано на 2031 год. В ноябре на общем собрании жильцы решили, что эту работу нужно выполнить быстрее, вместо запланированного на более ранний срок ремонта канализации и отопления. Специальная комиссия при комитете ЖКХ, рассматривающая такие заявки, ответила, что «изменения в план будут внесены исходя из финансовой обеспеченности фонда капремонта».

В декабре жильцы попросили ускорить ремонт крыши, запланированный на 2034 год. На момент падения карниза комиссия даже не ответила.

Фото Матвей Фляжников

Недопустимые предложения

В 2020 году, по официальной статистике, в области были капитально отремонтированы 776 домов. В нынешнем запланированы работы на 244 зданиях. Всего в региональную программу капремонта входят 4,7 тысячи домов.

Саратовские чиновники любят объяснять, что ремонт идет медленно и не всегда качественно из-за «низких тарифов» (чуть больше шести рублей с квадратного метра), которые не повышались с 2013 года. На сегодня фонд капремонта задолжал подрядчикам 585 миллионов рублей. Весной фонд пытался взять кредит на эту сумму, но ни один банк не пожелал участвовать в конкурсе. 

Жильцы задолжали фонду больше 800 миллионов рублей. Представители организации заявляют, что вовремя платят только 62 процента собственников недвижимости.

В нынешнем году фонд придумал небанальный способ пополнить финансы. В марте жители области получили платежки за февраль с требованием оплатить судебные издержки организации, связанные с взысканием долгов (причем у некоторых получателей долгов не было). Суммы указывались разные — от 350 до 2-3 тысяч рублей.

С 2017 года для работы в судах фонд нанимает стороннюю юридическую фирму (обычно конкурсы выигрывает ООО «Комплексные бизнес решения»). В прошлом году областной бюджет выделил на оплату ее услуг 56 миллионов рублей. В нынешнем объявлены конкурсы на 18,3 миллиона рублей. В фонде объяснили, что теперь клиенты фонда должны возместить бюджету часть затрат.

Одни плательщики, напуганные обещанием пеней и дальнейшего судебного разбирательства, заплатили. Другие пожаловались в прокуратуру. Надзорное ведомство заключило, что фонд просто «предложил» жителям оплатить его рабочие расходы, но подобные предложения «недопустимы». Прокуратура ограничилась внесением представления министру строительства. Фонд отозвал свои требования к жильцам. Уже собранные деньги жителям не вернут автоматически — для этого нужно обратиться в фонд со специальным заявлением.