Адвокат Вячеслав Плахотнюк: «Поделить учеников по классам»

Оценить
Адвокат Вячеслав Плахотнюк: «Поделить учеников по классам»

Президент России Владимир Путин на заседании совета по межнациональным отношениям обратил внимание на ситуацию с обеспечение детей мигрантов в разных странах.

«В некоторых европейских странах, да и в штатах, когда уровень детей мигрантов в школе достигает определенного процента, местные жители своих детей из этих школ забирают... Там образуются школы, которые фактически на 100% укомплектованы детьми мигрантов. В России ни в коем случае нельзя допустить развития событий подобного рода», — сказал Путин.

Адвокат Вячеслав Плахотнюк считает, что помочь с решением этой проблемы в России поможет увеличение финансирования уроков русского языка для детей мигрантов и их родителей.

«С 1 апреля начался приём детей в первые классы. По закону каждый ребёнок, находящийся на территории России, имеет право посещать школу, но уровень знания языка разный, в связи с чем родители «местных» учеников выражают недовольство падением качества образования в связи с тем, что «инофоны» отвлекают на себя внимание учителей из-за трудностей с восприятием материала. По разным оценкам таких учеников в настоящее время до 140 тысяч. Родители дома часто не могут им помочь, поскольку сами не адаптированы. Играют роль также культурные различия, различия в ценностных установках, различный исторический опыт народов.

В таких условиях возникают «мигрантские» классы и даже «мигрантские» школы. Касается это прежде всего городов-миллионнеров. Само вынесение Президентом вопроса о школьной сегрегации на федеральный уровень в ходе заседания Совета по межнациональным отношениям свидетельствует о серьёзности проблемы в России и о необходимости предпринимать меры с учётом негативного опыта США и стран Европы.

С одной стороны, школа – отражение демографических процессов в российском обществе в целом и всем без исключения детям нужны навыки коммуникации и сотрудничества без языковых и культурных барьеров, а с другой – не каждый родитель готов примириться с тем, что его ребёнок терпит дискомфорт и вынужден приспосабливаться к необычной для себя ситуации, выступать «притирочным камнем», агентом адаптации.

Принципиально, в Северной Америке и Европе используются два подхода – мультикультуральный (Multiculturalism) и политика «плавильного котла» (Melting Pot).

Обобщённо, мультикультуральный подход предполагает языковую и культурную дифференциацию и конструирование взаимоотношений на основе осознания, признания и учёта этих особенностей. Мультикультурализм предполагает стимулирование интеграции разнородных элементов, поддержку национальной идентичности.

Идея «плавильного котла» состоит в ассимиляции, то есть в создании единого однородного целого – единой нации, как новой, более совершенной ценности. Такой подход считается классическим американским – все должны стать «американцами». Обе политики подвергаются критике, их нигде не удалось успешно реализовать – ни в Америке, ни в Европе.

В России, в целях установления школьного баланса предлагается довольно спорный метод регулирования процента детей мигрантов в классах, с тем чтобы учебный процесс шёл с приемлемым темпом и качеством. Для этого потребуется учёт и разделение деление учеников на «аборигенов» и «приезжих». Неясно как такую дифференциацию провести, не травмируя учеников и не создавая новую напряжённость вокруг школ. А ведь существует ещё проблема имущественного расслоения, проблема «хороших» и «плохих» школ, проблема «элитных» и «обычных», школ для богатых и для бедных.

Правильным было бы выделение государством средств на дополнительные уроки русского языка для детей с недостаточными языковыми навыками и их родителей, на вечерние школы для взрослых по русскому языку и русской культуре, на специальную подготовку педагогов и школьных психологов», - поделился своим мнением Плахотнюк.