После украинского Майдана Александр Лукашенко хочет вводить в Белоруссии военное положение в случае массовых беспорядков

Оценить
В случае утверждения разработанного в тайне закона, власти страны смогут закрывать все СМИ, а армия получит право безнаказанно расстреливать митингующих граждан.

Парламент Белоруссии готовится принять изменения в закон о военном положении, готовившиеся в режиме секретности, пишет Газета.ru.

О законопроекте, подготовленном министерством обороны и отправленном в Национальное собрание еще 9 декабря прошлого года, общественность и СМИ узнали случайно.

«Мы наткнулись на него (...), когда искали проект закона об альтернативной гражданской службе, - отмечает координатор кампании «За альтернативную гражданскую службу» Михаил Пашкевич. - Если дополненный вариант закона одобрят, в случае введения военного положения силовики получат полный карт-бланш на любые действия».

В частности, в законе предлагается считать основанием для введения в Белоруссии военного положения не только внешнюю угрозу, но и «действия, направленные на инициирование в Республике Беларусь массовых беспорядков (…) против независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь».

После объявления ВП власти смогут ограничивать пересечение границы в обоих направлениях не только иностранцами, но и гражданами Белоруссии. Также в период военного положения полностью запрещается работа средств массовой информации, силовики получают право без санкции прокурора прослушивать любые телефонные переговоры, просматривать корреспонденцию и обыскивать людей.

В действующей редакции закона белорусские власти обязаны в трехдневный срок после введения военного положения информировать ООН о временных ограничениях свобод граждан и их причинах. Из новой редакции эти положения удалены.

Наконец, радикально меняется статья 18 «Применение оружия, боевой и специальной техники».

«Военнослужащие и сотрудники военизированных организаций, привлекаемые для обеспечения режима военного положения, не несут ответственности за вред, причиненный в связи с применением физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применением оружия в предусмотренных настоящим законом и иными законодательными актами случаях, если:

- ими не превышены пределы необходимой обороны или меры, необходимые для задержания лица, совершившего преступление;

- он действовал во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения, отданного в установленном порядке, за исключением совершения им умышленного преступления по заведомо преступному приказу или распоряжению;

- он действовал в условиях обоснованного профессионального риска или крайней необходимости».

«Изначально закон о военном положении писался на случай вооруженного конфликта с другим государством. Но теперь он трансформируется таким образом, чтобы его можно было применить в случае массовых протестных выступлений внутри страны, - комментирует ситуацию политолог Виктор Демидов. - В 2010-м, сразу после откровенно подтасованных президентских выборов, протест был массовым, но хаотическим. Теперь же белорусы посмотрели телевизор, почитали интернет и поняли: если будет самоорганизация, то надоевшую власть вполне можно свалить (Имеется в виду ситуация на Украине). Вот чтобы подавить подобную самоорганизацию в самом зародыше, и предназначается новая редакция закона о военном положении».

Связи законодательных изменений с событиями в соседней стране косвенно подтверждает и руководство Белоруссии.

«Вооруженные силы были и остаются главным гарантом внутренней стабильности в стране. Непременным атрибутом современной войны являются непрямые действия — организация массовых беспорядков и провокаций», - заявил министр обороны Белоруссии Юрий Жадобин на торжественном собрании 23 февраля.

«Для нас Майдан не то что неприемлем. Майдана в Беларуси не будет», - пообещал президент республики Александр Лакушенко на приеме по случаю Дня защитников Отечества.