Юрист Шаблинский: Первыми Навального встретят тюремщики, но смысл в его возвращении есть

Оценить

Доктор юридических наук, бывший член Совета пор правам человека при президенте РФ Илья Шаблинский в своем блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» порассуждал на тему возвращения оппозиционера Алексея Навального в Россию, запланированного на завтра, 17 января.

«Ничего подобного у нас еще не было. Лидеры оппозиции у нас еще не возвращались в объятия злобного и еще полного сил государства, стремящегося их убить. Примеры Ленина в 1917 году и Солженицына в 1994-м тут, получаются, вовсе не при чем: их-то встречали почти как победителей, - заметил автор. - А тут все иначе. Алексей Навальный, думаю, иллюзий не питает и сознает, что первыми его торжественно встретят его тюремщики».

Юрист подчеркивает, что юридических оснований для задержания Навального у ФСИН, объявившего о таком намерении, нет.

«Но всем же понятно: о праве тут можно даже не вспоминать. Права нет. Есть лихорадочные приказы, - подчеркивает он. - Навальный добровольно возвращается в плен к упырям, которые совсем недавно пытались его извести. Поэтому, главное, приходится сказать: Алексей Навальный демонстрирует беспрецедентное бесстрашие».

При этом, считает Шаблинский, в возвращении Навального есть и практический, и политический смысл. Во-первых, предполагает он, российские власти не решатся сразу убить оппозиционера, как это произошло с филиппинским политиком Бениньо Акино, и предпочтут судить его.

Из этого тезиса следует и второй резон возвращения Навального.

«Судебный процесс над лидером демократической оппозиции – серьезная вещь. В ходе таких процессов власть обычно откровенней, чем когда-либо, демонстрирует свою корысть и свою сущность, - объясняет юрист. - А Навальный – не финансовый магнат, не террорист, и не агент госдепа. Он – парень из московского района Марьино, громко говорящий то, что думает часть страны. Большая или небольшая – отдельный вопрос. Он и радикалом-то долгое время не числился, пытаясь найти общей язык и правыми, и с левыми».

Шаблинский подчеркивает, что власть, уничтожая оппозицию, лишь усугубляет экономический и политический кризис в России, хотя этого не хотят замечать сторонники нового застоя. Им эксперт напоминает, что первая эпоха застоя - советская - завершилась распадом государства.

При этом резюмирует пост автор не слишком оптимистично: «И лучший, и худший из вариантов события сулят для него [Алексея Навального] свои плюсы. Останется жив – станет, скорее, всего президентом. При всех иных вариантах – есть шанс, что его именем назовут проспект».