Совок 2.0. Государственная дума реанимировала вытрезвители

Оценить
Совок 2.0. Государственная дума реанимировала вытрезвители
Фото pixabay.com
Депутаты приняли закон о возрождении вытрезвителей. Что это — новые поборы или обреченная на неудачу затея?

Государственная дума в третьем, итоговом чтении приняла закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения».

По сути, это закон о возрождении в России вытрезвителей. Теперь местные власти смогут «оказывать помощь лицам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения».

Организовывать деятельность вытрезвителей регионы будут в формате государственного-частного и муниципально-частного партнерства. Минздрав, Минтруд и МВД  разработают правила организации вытрезвителей, а также виды предлагаемой в них помощи.

Первый зампред комитета Совета  по социальной политике Валерий Рязанский так объяснял суть инициативы: «Власти регионов могут заказать услуги у частных медицинских специалистов, организаций. В связи с этим услуги вытрезвителя могут быть платными. Почему услуга пьяному господину должна осуществляться за счет налогов остальных, трезвых и послушных? Это не бесплатная медицинская услуга по ОМС. Посмотрите, во что обходятся государству эти «шалости» любителей пропустить рюмку-другую». 

Согласно замыслу законодателей, доставлять в вытрезвители граждан будет полиция. По закону только тех, кто находится в общественном месте и не может самостоятельно передвигаться.

 Эксперты тут же предположили возможность злоупотреблений со стороны полиции.

«Конечно, в итоге у полицейских будет план по сбору в вытрезвители, потому что их надо заполнять кем-то. План никто не отменял. Злоупотреблять этим планом, задерживая даже немного пьяных, будут — это я вам точно говорю. Злоупотребления есть всегда», — говорил глава московского профсоюза полиции Михаил Пашкин. 

Но в законе есть оговорка, которая может сломать всю систему оказания принудительной медицинской помощи. Согласно законопроекту, после осмотра врачом нетрезвый гражданин должен дать согласие на содержание в вытрезвителе. Однако если человек не может сделать это из-за дезориентации, то данный пункт к выполнению не обязателен, уточняется в документе. Будет ли работать это положение? Это в зависимости от того, кого будут доставлять в вытрезвители. Понятно, если человек пьян, что называется в дым, он остается на жесткой вытрезвительской койке. Но если полиция в погоне за цифрой будет мести всех, то отказников будет много. Иной вопрос – будут ли работники вытрезвителя прислушиваться к их просьбам.

Многочисленные обозреватели тут же увидели в принятом законе возвращение в Совок, столь любезный сердцам депутатов.  Действительно, первый советский вытрезвитель был открыт в 1931 году, а в 1940 по приказу Берии медицинские вытрезвители были выведены из системы здравоохранения и подчинены НКВД.

В 2011 все вытрезвители были закрыты и вот – их снова возрождают.

Кстати, надо отметить, что в Саратовской области вытрезвители были закрыты гораздо раньше – при губернаторе Дмитрии Аяцкове стараниями неутомимого Александра Соломоновича Ландо. Это произошло в 1991 году. Александр Ландо, занимавший на тот момент должность главного омбудсмена области, убедил губернатора закрыть вытрезвители,  поскольку они нарушают права человека.

Но ведь что-то еще кроме любви к совку двигало депутатами. Это, по мнению многих, стремление реализовать концепцию «люди – вторая нефть». Во-первых, задержание нетрезвого гражданина влечет за собой штраф от пятисот  до полутора  тысяч рублей. Впрочем, это не новация, штраф предусмотрен статьей 20.21 КоАП РФ «Появление в общественных местах в состоянии опьянения влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток». Это, конечно, если не договориться на месте. То есть уже сейчас без всяких вытрезвителей к гражданам применяются практически те же самые меры. Но пока все выглядит так, что инициатива по возрождению вытрезвителей повлечет за собой исключительно дополнительные расходы, ибо сейчас пьяного просто доставят в отдел и оберут, а медвытрезвитель — это целое учреждение с процедурами, оборудованием, персоналом.

Сейчас говорят, что ночь, приведенная в вытрезвителе,  будет стоить те же самые полторы тысячи рублей. Это опять же приблизительные подсчеты, которые вызывают большие сомнения. Новые вытрезвители предполагаются в виде частно-государственного партнерства.

Кто будет охранять несчастных забулдыг – полиция или ЧОП? Кто предоставит помещения и мебель – государство (муниципалитет) или частный партнер. Кто будет нанимать медиков? Кто платить за стирку белья? Таких вопросов  множество, ответов на них пока нет.

Есть только одна уверенность: пока министерства напишут инструкции, пока местные власти найдут частных партнеров – из числа близких предпринимателей – пройдет много времени, и вряд ли хорошо встретивших новый 2021 год россиян сразу 1 января будут встречать гостеприимно распахнутые двери вытрезвителей.

Кроме того, эта затея – еще один признак расслоения общества. Любой чиновник, депутат с помощниками, прокурор и прочие «новые дворяне», даже едва стоя на ногах, найдут  силы отмахнуться от полицейского патруля «корочками». Да и полицейские сами вряд ли станут связываться с сильными мира сего. Иное дело – простой работяга, его-то точно отведут куда надо под белы рученьки.

Но и здесь есть одно «но». Где-то в пояснительных записках к закону наверняка сказано, что принят закон в целях сокращения употребления алкоголя. Так вот, в советские времена попадание в вытрезвитель было страшно не ночью, проведенной на казенных нарах. Страшно было сообщение на работу (опять же – если не удалось по отдельной цене договориться на месте). Сообщение на работу в свою очередь грозило лишением премии, тринадцатой зарплаты, перенесением отпуска с лета на глубокую осень или зиму. Сейчас такое трудно представить. Предположим, получает хозяин частной станции техобслуживания сообщение, что слесарь имярек провел ночь в вытрезвителе. И что? Какие меры он будет принимать, работает мужик и ладно, а что залетел – не повезло, с кем не бывает.

Владимир Жириновский предложил назвать вытрезвители «приютами для уставших». Язвительный Станислав Белковский в ответ заметил: «Так можно назвать много еще чего, включая кабинеты депутатов Государственной думы».