Эксперты: На фоне пандемии в россиянах растет «глубинная» гражданская активность

Оценить

Социологи Высшей школы экономики провели опрос «Социальное самочувствие россиян». Результаты исследования, проведенного в сентябре-октябре и затронувшего шесть тысяч жителей 59 регионов страны, оказались в распоряжении РБК.

Как выяснили ученые, 30% россиян уверены, что смогут изменить свою жизнь к лучшему. Четыре года назад доля таких ответов составляла лишь 22%. Социологи отметили, что показатель уверенности в своих силах среди россиян растет вопреки сокращению численности среднего класса - традиционного носителя таких убеждений.

Эксперты также зафиксировали среди граждан рост уверенности в возможности повлиять на происходящее в своем городе или селе (с 8% в 2016 году до 13% - в 2020), в своем микрорайоне и деревне (рост с 13% до 18% соответственно).

«Впервые за долгие годы возможности повлиять на происходящее на работе сравнялись с возможностями влиять на ситуацию в доме или во дворе (по 45%)», - заявили авторы опроса, заключив, что это может говорить о развитии «глубинного» гражданского общества в стране.

При этом, как оказалось, пандемия коронавируса и спровоцированные ей ограничения негативно повлияли на уверенность россиян в возможности решить проблемы на работе и в семье. В то же время именно в возможность влиять на семью уверено большинство – 81% - респондентов.

«Россияне стали более требовательны к государству. Доля тех, кто придерживается мнения, что «государство дает нам немало, но можно требовать от него больше», увеличилась с 29% в 2016 до 34% в 2020 году. А вот тех, кто считает, что «государство дает так мало, что мы ему ничем не обязаны», стало меньше - 31% в 2016 против 24% в 2020 году», - замечает издание.

Авторы исследования объясняют что в период кризисов большинство уверено, что государство должно поддерживать не наиболее слабых, а тех, кто пострадал больше других. Так, 40% россиян считают, что власти должны подержать тех, кто потерял работу (в 2018 году – 27%), и только 24% уверены в необходимости помогать тем, кто не может позаботиться о себе (в 2018 – 21%).