Как вести себя родителям, если они заметили, что их ребенок подвергается травле?
Ирина Куприянова, психолог:
– Чтобы защитить ребёнка от нападок со стороны сверстников, прежде всего, родители должны как можно больше с ним разговаривать, давать базовое чувство безопасности и поддержки, проговаривать, что он или она может рассчитывать на нас в любой ситуации. Расскажите своему ребёнку «что такое хорошо и что такое плохо», что правильно, а что неправильно, и о каком поведении со стороны других детей (и взрослых тоже) следует немедленно сообщать вам. Кроме того, взращивайте с самого раннего возраста уверенность в себе, умение отстаивать своё мнение. Не нужно растить удобного ребёнка. Важно быть хорошим примером для подражания и показать своему ребёнку, как решать проблемы без применения силы или агрессии. Также важно объяснить, что такое насилие. Опишите различные виды насилия и объясните, что неприемлемо. Ребёнок должен знать, что насилие – это плохо и его никогда нельзя принимать.
Ребёнок, подвергающийся буллингу, независимо от его формы и характера, находится в сильном стрессе, переживает малоприятные эмоции, с которыми ему может быть трудно справиться. Главное – дать ребёнку эмоциональную поддержку и чувство безопасности. Он должен знать, что может попросить помощи у взрослых, и что его проблему не будут игнорировать. Помогите своему ребёнку понять, что есть разница между «сообщать» и «жаловаться».
Как именно реагировать родителям, зависит от многих факторов, но вмешаться необходимо в любом случае, если мы говорим о буллинге (травле).
В первую очередь следует откровенно обсудить с ребёнком, что происходит, позволить ему выразить свои эмоции, возможно, договориться о дальнейших действиях. Установите факты, запишите, что и когда произошло, можно в виде схемы. Если же ситуация уже дошла до физического насилия, то без всяких разговоров сначала необходимо изъять ребёнка из токсичной среды любыми способами, изолировать его, и потом уже разбираться. Это нужно сделать потому что, как я уже говорила, социальная роль жертвы, «козла отпущения», разрушает личность.
Разбираться же придётся, простое, казалось бы, решение «перевести в другой класс или в другую школу» совершенно не эффективно, так это не работает, потому что проблема не в «плохих детях», а в коллективе, классе как социальной группе, в котором проявилось это социальное поведение, групповая динамика пошла не совсем туда, куда хотелось.
Часто случается так, что ребёнок, подвергшийся буллингу, также подвергается издевательствам в новом классе или новой школе, потому что повторяет прежнюю модель поведения. Также от боязни снова пострадать, ему трудно интегрироваться в класс. И всё повторяется.
Переходу пострадавшего ребёнка в другой коллектив должен предшествовать анализ ситуации с точки зрения его благополучия, а не готовности быстро решить проблему. Помните, что это большой стресс для ребёнка, он может восприниматься им как «наказание». Так что этот вариант на самый крайний случай. Конечно, это не касается ситуации, если ребёнок сам просит перевести его.
Поощрение здоровых отношений – ключевой путь предотвращения буллинга и создания безопасной и полностью адекватной школьной атмосферы.
В наиболее серьёзных случаях директор может порекомендовать исключить учащегося из школы, если он или она применяет насилие и продолжает представлять неприемлемую угрозу для безопасности других учеников.